Виды и значения маркировки грузов

Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 — 77. Маркировка
грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с
грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами
транспорта.

ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и
требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на
маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать
отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный
текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи — это
наименование получателя и место назначения.

К дополнительным надписям относятся:

* масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места
— длинна,
* ширина и высота, если они превышают 1м;
* наименование отправителя;
* место отправления;
* порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест— через
дробь;
* знаки отправителя — условные обозначения упакованной продукции в числителе
дроби перед порядковым номером.
Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом
а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не брать»; в) —
«верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место строповки»; е) —
«боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится
излучения».

Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на
таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В
СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные
инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки,
указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны
затемнять значений других маркировок;

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ (выдержки)

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть
нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо
порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

* в числителе — общее количество пакетов в партии;
* в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый
номер пакета, например: 3/50 (2).

Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на
изделие.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое
место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах
знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из
сторон.

Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон.
Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или
непосредственно на груз.

Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте
проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы,
транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят
на верхней и нижней сторонах упаковки.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами,
окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием,
продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на
ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта
назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых
мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения
сохранности надписей до получателя.

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой,
шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при
необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и
стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых
поверхностях и , светлого на темных.

Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при
транспортировании груза по железной дороге.
Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.

Знак № 13 выполняют красным цветом.

Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель.

Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами.

Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в
стандартах или других нормативных документах на продукцию.

Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи
(кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в
универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими
отправками.

Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в
таблице 1.

Номер ярлыка

Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм)

Размер грузового места (груза)

Длина или ширина

Высота

1

52 х 74

До 1000 включ.

До 190 включ.

2

74 х 105

1000

Св.190

3

105 х 148

Св.1000

4

148 х 210

1500

Примечание — Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм, 26 х 37 мм,
если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные
в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при
условии соблюдения изображения знака.

Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке
нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и
манипуляционных знаков.

На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на
расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.

Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8,
10, 15, 30, 50 и 100 мм.

Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей
непосредственно на тару.

Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей
транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:

* 30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
* 50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
* 100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.

Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей,
наносимых непосредственно на тару:

* 10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
* 15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
* 30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на
упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации.

Основные надписи:

* номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
* номер заказа-наряда;
* номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый номер
места в партии, в знаменателе — количество мест в партии;
* полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;
* наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;
* страна назначения груза;
* станция и дорога назначения груза;
* товарные знаки и марки грузоотправителя.

Дополнительные надписи:

* наименование экспортирующей организации — полное или условное;
* пункт отправления груза;
* станция и дорога отправления.

Информационные надписи:

* габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
* массы нетто и брутто в килограммах;
* объем грузового места в кубических метрах;

Содержание маркировки, характеризующей тару:
* товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;
* номер тары по нормативному документу;
обозначение нормативного документа.

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее
изготовитель.

Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые
упакованы мешки.

Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.

Маркировку, характеризующую тару, наносят:

на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки,
характеризующей груз;

* на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;
* на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки,
характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
на баллонах — на дне.

Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары
устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.

Способы нанесения маркировки тары:

* деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
* картонной — типографским способом, штемпелеванием;
* металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;
* пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме.

Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными
маркировочными машинами.

http://www.blgroup.ru