Внутриреспубликанские перевозки: правила осуществления

Внутриреспубликанские перевозки осуществляются в соответствии с Правилами
автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее — Правила).

Данные Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики
Беларусь (далее -ГК) и Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №
278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Они
устанавливают порядок выполнения автомобильных перевозок крупногабаритных и
тяжеловесных грузов (далее — перевозок), а также санитарно-гигиенический режим
перевозок и хранения пищевых и скоропортящихся грузов, включая сроки их
реализации.

Виды договоров

Автомобильный перевозчик должен принимать груз к перевозке на основании
договора, заключенного с заказчиком перевозок. В зависимости от условий
перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком перевозки могут
заключаться:

* договор об автомобильной перевозке груза;

* договор об организации автомобильных перевозок грузов;
* договор о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов.
По договору об автомобильной перевозке груза автомобильный перевозчик
обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и
выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а
заказчик перевозки — оплатить перевозку груза в установленном размере.

Заключение такого договора подтверждается составлением товарно-транспортной
накладной (ТТН) или иного транспортного документа установленной формы.
Неправильное составление ТТН или ее утеря не влияют на действительность
заключенного договора.

При необходимости выполнения систематических перевозок грузов заказчик
перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договороб организации
автомобильныхперевозок грузов.

При наличии такого договора заказчик перевозки не позднее 48 ч до начала
перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на перевозку груза в
дополнение к самому договору. По согласованию сторон заявка может быть на один
день, неделю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренныйданным договором.

Перевозка грузов с условием предоставления за плату всей или части
вместимости одного или нескольких транспортных средств, пригодных для
выполнения одного или нескольких рейсов по перевозкам грузов, оформляется
договором офрахтовании для автомобильной перевозки грузов.

Срок и маршрут доставки

Автомобильный перевозчик должен перевозить груз по маршруту, определенному в
соответствующем договоре. Расстояние перевозки груза определяется в
соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами
расстояний, а в случае их отсутствия — согласно картам (атласам) автомобильных
дорог (планам городов), в т.ч. электронных носителях. При выполнении перевозок
грузов по регулярным маршрутам расстояние перевозки груза может определяться на
основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.

Автомобильный перевозчик должен выполнять междугородные внутриобластные и
межобластные автомобильные перевозки грузов (далее — междугородные
автомобильные перевозки) в сроки, установленные в соответствующем договоре
сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при
междугородных автомобильных перевозках.

Срок доставки груза исчисляется с момента приема его к перевозке. При
задержке грузового транспортного средства с грузом в пути уполномоченными
контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки.
Представителем уполномоченного контролирующего органа делается отметка в
путевом листе о задержке грузового транспортного средства с указанием причин и
времени задержки. В случае если это оговорено в соответствующем договоре,
автомобильный перевозчик информирует грузоотправителя (грузополучателя) о
задержке доставки груза.

Хочу — везу, не хочу — не везу

Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к перевозке в случае
если:

• груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

* груз не соответствует принятому к исполнению заказу;
* масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового
транспортного
средства;
• движение по автомобильным дорогам маршрута перевозки временно прекращено
или ограничено.

В указанных случаях заказчик перевозки должен возместить автомобильному
перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от
места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный
перевозчик принимать груз к перевозке, если:

• перевозка такого груза запрещена законодательством Республики Беларусь;

• грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не
ведется складской учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ), но организован
учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены ТТН или не
имеют соответствующих сертификатов;

* предъявленные к перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к
совместной перевозке
на одном грузовом транспортном средстве;
* груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю
обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его
устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели,
регистрационные и опознавательные
знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.
Запрещается выполнение внутриреспубликанской перевозки грузов товарного
характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской
учет ТМЦ, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера)
без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с
законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров ТТН.

Сопровождение грузов

Сопровождение грузов может осуществляться автомобильным перевозчиком или
заказчиком перевозки согласно условиям соответствующего договора.

Заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях если необходимы:

• соблюдение особых условий перевозки (взрывчатые, сжатые и самовозгорающиеся
вещества,

сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости кроме жидких топлив),
отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);

* особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные
изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произведения искусства);
* уход в процессе перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы).
Заказчик организовывает обязательное сопровождение грузов, если перевозимая
продукция соответствует Перечню товаров, относящихся к непищевой
спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту, утвержденному
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2007 г. № 381.

* груз прибыл с поврежденной тарой, в поврежденном кузове грузового
транспортного средства
или с поврежденными пломбами грузоотправителя;
* скоропортящийся груз прибыл с нарушением сроков доставки или
установленного температурного режима автомобильной перевозки.
При определении массы груза путем взвешивания автомобильный перевозчик не
несет ответственности за несоответствие массы груза, указанной в ТТН, его
фактической массе, если разница в массе не превышает норм естественной убыли
или точности взвешивания. При порче, повреждении или недостаче груза
грузополучатель должен в ТТН сделать соответствующую запись и заверить ее своей
подписью и печатью, а также подписьюавтомобильного перевозчика.

Автомобильный перевозчик по своей инициативе или го требованию
грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления
размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для
определения суммы, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна
проводиться в присутствии представителей автомобильного перевозчика и
грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении
экспертизы, соответствующий акт составляется в ее отсутствие и признается
действительным.

Отказ грузополучателя от груза

Грузополучатель может отказаться принять груз, если качество груза вследствие
порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного
или частичного его использования по прямому назначению.

При отказе от получения груза по независящим от автомобильного перевозчика
причинам груз может быть по письменному указанию заказчика перевозки (если иное
не установлено соглашением сторон) возвращен перевозчиком грузоотправителю или
переадресован перевозчиком другому грузополучателю, а также передан для
реализации или утилизации. В таких случаях грузополучатель должен сделать в ТТН
запись об отказе от получения груза и заверить ее подписью и печатью. Заказчик
перевозки должен оплатить автомобильному перевозчику дополнительные расходы,
связанные с реализацией или утилизацией груза, его возвращением
грузоотправителю или переадресовкой.

При междугородных автомобильных перевозках скоропортящиеся грузы подлежат
реализации в случаях невостребованности этих грузов либо такого повреждения,
что их дальнейшая автомобильная перевозка невозможна или нецелесообразна.

Плата за перевозку груза

Причитающаяся автомобильному перевозчику плата за перевозку грузов и другие
услуги должна вноситься заказчиком перевозки авансом в виде платежных
документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов)
или наличными деньгами.

По соглашению между заказчиком перевозки и автомобильным перевозчиком грузы
могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы. В случае
несвоевременного внесения провозной платы с заказчика перевозки взыскивается
пеня от суммы платежей за каждый день просрочки. Размер пени определяется в
соответствующем договоре.

Автомобильный перевозчик может удерживать перевозимые грузы, если заказчик
автомобильной перевозки имеет перед ним просроченную дебиторскую задолженность
за выполненную транспортную работу.

В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и
заказчиком перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной
перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, а
при других обстоятельствах — акт о разногласиях между автомобильным
перевозчиком и заказчиком перевозки. Представители автомобильного перевозчика и
заказчика перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с
его содержанием — изложить в нем свое мнение.

Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать
соответствующий акт, заказчик перевозки должен в течение суток письменно
известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в
течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть
сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается автомобильному
перевозчику вместе с ТТН и путевым листом, второй — заказчику перевозки. Факт
составления соответствующего акта должен быть отражен в ТТН.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза,
составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию.

Состояние перевозчика

Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации,
реорганизации или быть признанным экономически несостоятельным (банкротом). У
него должен быть штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию
и выполнение перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства,
соответствующие требованиям, установленным Правилами и иными законодательными
актами.

Автомобильный перевозчик (за исключением выполняющего международные
автомобильные перевозки для собственных нужд) должен иметь имущество, стоимость
которого составляет не менее:

* 500 евро (на одно грузовое транспортное средство) и 250 евро (на каждое
последующее) -для
автомобильных перевозчиков, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные
перевозки грузов;
* 9 000 евро (на одно грузовое транспортное средство) и 5 000 евро (на
каждое последующее) —
для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные
перевозки
грузов.
Документами, подтверждающими экономическую состоятельность перевозчика,
являются:

* для юридических лиц — бухгалтерский баланс организации;
* для индивидуальных предпринимателей — письменная декларация о личном
имуществе
и денежных средствах, зарегистрированная в инспекции Министерства по налогам
и сборам
по месту их жительства.
В случае недостаточности имущества согласно бухгалтерскому балансу или
письменной декларации о

личном имуществе перевозчик может дополнительно представлять поручительство
третьего лица.

Требования к водителю

К выполнению внутриреспубликанских перевозок грузов могут допускаться
водители, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным
средством категории В, С и (или) Е и справку о годности к управлению
механическим транспортным средством.

Международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:

* транспортных средствах категорий В и С, разрешенный максимальный вес
которых не превышает 7 500 кг;
* водителями не моложе 18 лет, с общим стажем работы в качестве водителя
транспортных средств данных категорий не менее двух лет и имеющими
свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном
порядке;
* других транспортных средствах категорий С и Е водителями не моложе 21 года
с общим стажем работы в качестве водителя транспортных средств категории С и Е
не менее двух лет, в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории Е,
имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в
установленном порядке.
Водитель грузового транспортного средства перед рейсом обязан проходить в
установленном порядке медицинское обследование с отметкой в путевом листе.

Водитель, выполняющий внутриреспубликанские перевозки грузов, должен иметь:

* путевой лист;
* ТТН;

* свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон
механического
транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему);
* документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования
гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор
пограничного страхования либо действительный на территории Республики Беларусь
договор страхования «Зеленая карта»);

* копиюдоговора аренды, если перевозчик не является владельцем грузового
транспортного средства;
* санитарныйпаспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении
перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих при их автомобильной
перевозке соблюдения специального санитарного режима), за исключением
транспортных средств, выполняющих международные перевозки;
* санитарную книжку водителя, за исключением водителей, выполняющих
международные перевозки;
* иные документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Требования к автомобилю

Техническое состояние грузового транспортного средства должно соответствовать
требованиям Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове
автомобильного транспортного средства, утвержденных постановлением Министерства
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. № 58 (в
редакции от 14 ноября 2007 г.). Техническая исправность грузового транспортного
средства должна подтверждаться сертификатом о прохождении государственного
технического осмотра.

Соответствие грузового транспортного средства дополнительным экологическим и
техническим требованиям, требованиям резолюций Европейской конференции
министров транспорта должно быть подтверждено соответствующими сертификатами.

Грузовое транспортное средство должно быть оснащено аптечкой, огнетушителем,
противооткатным упором и знаком аварийной остановки.

Ольга МАКАРЕВИЧ,

экспедитор внутриреспубликанских грузовых перевозок
транспортно-экспедиционной компании ООО «Мовелит»

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. — Минск:
КапиталМедиаГрупп, 2011