«Евро-2» продлят жизнь

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным перенести на
полгода запрет на использование в России топлива низких экологических классов,
сообщили со ссылкой на главу службы Игоря Артемьева информагентства.
Необходимость перенести сроки он обосновал расхождениями между российским
техрегламентом на топливо и техрегламентом Таможенного союза. Эксперты «РГ»
согласны с этим мнением и добавляют: к введению запрета пока не готовы ни
автопарк, ни нефтеперерабатывающие заводы. А экологически чистое топливо с лета
следующего года начнет дорожать.
По российским правилам, оборот бензинов и дизтоплива «Евро-2» должен быть
прекращен с января 2013 года, «Евро-3» — с 2015 года. Техрегламент Таможенного
Союза, который вступит в силу с декабря этого года, предъявляет менее жесткие
требования к моторным топливам и более поздние сроки перехода на «Евро-4» и
«Евро-5». Но правила должны быть одинаковыми, иначе топливо низких классов все
равно будет производиться в России и вывозиться в Казахстан, предупредил
Артемьев.
Есть и другие проблемы. Пока еще не так много зарегистрированных и
находящихся в пользовании у граждан автомобилей могут ездить на бензине высоких
классов очистки, уточняет президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий
Шмаль. А сельскохозяйственная и военная спецтехника вообще рассчитаны на
топливо стандарта АИ-80. «Конечно, они смогут ездить и на бензине класса
«Евро-4», однако он будет стоить дороже, а это в итоге повлечет за собой
изменение цен в связанных отраслях», — предположил Шмаль.
С производством экологически чистого бензина тоже все не так просто. Сегодня
его доля на рынке составляет 25 процентов, рассчитал эксперт. «Для более
«чистой» переработки нефти модернизировано всего около 30-ти процентов НПЗ,
исходя из объема выпускаемого топлива, — говорит он. — И возникает закономерный
вопрос: хватит ли мощностей заводов для того, чтобы обеспечить всю страну новым
бензином? Тем более, что есть проблемы с оборудованием для модернизации.
Сегодня много заводов и в России, и за границей озабочены этим вопросом, и на
рынке реальный дефицит комплектующих».
Тем не менее, проблему с нехваткой топлива можно решить, уверен собеседник
«РГ». «Нужно считать баланс производства и потребления по разным классам
топлива, — предлагает он. » Сегодня оценку этого никто не производит, а по идее
это задача минэкономразвития и минэнерго».
Между тем, с 1-го июля 2013 года цены на бензин вырастут минимум на 6
процентов, а с 2015 года автолюбителей ждет подорожание уже на 20 процентов.
Причина — рост акцизов на топливо классов «Евро-4» и «Евро-5». Проект закона «О
внесении изменений в статью 193 ч. 2 Налогового кодекса РФ» уже согласован в
минтрансе, минэкономразвития, минфине и минэнерго, сообщили СМИ.
Предполагается, что ставки акцизов для топлива стандарта «Евро-4» за следующие
три года вырастут на 1,3 рубля, 0,64 рубля и 0,71 рубля соответственно. Для
более экологически чистого и изначально более дорогого стандарта «Евро-5»
ставки будут расти медленнее. В следующем году ставка останется неизменной, в
2014 — увеличится на 0,39 рубля, а в 2015 году — на 0,42 рубля. Пропорционально
росту акцизов будет дорожать и топливо, считает Шмаль.
Дифференцированные акцизы вводились, чтобы стимулировать нефтяные компании
модернизировать производство, напоминает исполнительный директор Российского
топливного союза Григорий Сергиенко. Но, по его мнению, в данной ситуации
возникает противоречие, связанное с наполнением федерального бюджета, и
интересами компаний, начавших модернизацию опережающими темпами. «Если НПЗ
выпускает топливо более высоких классов очистки, то он платит меньший акциз и,
соответственно, меньше денег идет в бюджет. И в целом завод мог бы
компенсировать вложенные в модернизацию деньги за счет более низких акцизов.
При их увеличении это будет сделать гораздо сложнее», — предупреждает он.
Источник: Российская Газета