МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сущность методики проектирования ЛС заключается в преобразовании ЛС из
текущего состояния в «желаемое». Описание, каким образом это происходит
наилучшим образом, представлено в технологии имитационного моделирования, при
помощи которой разработана детальная декомпозиция необходимых процессов и
действий для осуществления проектирования ЛС.

Разберем сущность декомпозиций каждого уровня функциональной модели
проектирования ЛС. Модель проектирования ЛС на первом этапе представляет собой
последовательность выполнения логистических бизнес-процессов у поставщика,
производителя, потребителя и координационную деятельность со стороны совета ЛЦ,
представлено на рис.1.

Рис.1 Первый уровень модели проектирования ЛС

Совет: ЛС – организуется и собирается для решения всех организационных и
существенных вопросов между участниками ЛЦ.

Цель модели – идентификация процесса проектирования ЛС и установление
последовательности реализации требований к ЛС. Точка зрения модели –
проектировщик требований для ЛС.

Второй уровень декомпозиции модели проектирования ЛС сформирован по принципу
разделения системы требований на виды и последовательность их реализации,
начиная с субпроцесса «организационные требования к ЛС производителя», далее
субпроцесс развивающих и заканчивая специальными требованиями (см. рис.2).

На третьем уровне модели проектирования ЛС система организационных требований
(СТТ) детализирована с учетом всех этапов управления: начиная с требований к
планированию, исполнению, контролю, координации, и заканчивая требованиями к
анализу.

Рис. 2 Процесс проектирования ЛС промышленного предприятия

Совет:При разработке адаптированной концепции пришлось отказаться от методики,
чтобы в каждом суббпроцессе были организационные требования, и видоизменить
этапы управления, убрав из них этап “организации”. С практической точки зрения,
оказалось намного удобнее (для формирования бюджета проектов) сразу
определиться каковы будут финансовые вложения в инфраструктуру и
организационные аспекты предприятия (персонал, технологии и т.д.), чтобы сразу
преодолеть организационные проблемы, из-за которых страдает качество и уровень
других решений.

Система построена таким образом, что все организационные требования собраны и
выделены в отдельный субпроцесс. Система развивающих требований (СТ-ТТ)
разработана аналогично СТТ и состоит из последовательности четырех этапов
управления: планирование – выполнение – контроль – анализ, с учетом обратной
связи. Внутренне наполнение системы требований происходит по принципу выделения
подсистем ЛС: закупки, производство, транспорт, склад, распределение. Система
специальных требований (СТяТ) разработана аналогично СТ-ТТ, из расчета
внутреннего наполнения требованиями для самого высокого уровня развития ЛС
участников ЛЦ.

Разработана система требований к ЛС с учетом критериев их оценки выполнения,
фрагмент которой приведен в табл.1.

Поясним, что таблица содержит столбы, в которых указаны по порядку: код
требования, вид требования, процесс управления, в рамках которого это
требование предъявляется, содержание требования, критерии оценки требований,
где в скобках указаны веса требований, соответственно:

* F1 — если требование не выполнено, это неблагоприятно скажется на
конкурентоспособности организации и ЛЦ в целом.
* F2 — если требования не выполнены, это серьезно повлияет на быстроту
продвижения материального потока в ЛЦ.
* F3 — если требования не выполнены, существует высокий риск сбоев в работе
ЛЦ, а также возникнут дополнительные затраты для синхронизации продвижения МП в
ЛЦ. Разработана процедура интегральной оценки степени развития ЛС при помощи
бальной оценки, позволяющая единым образом оценить всех участников ЛЦ. Фрагмент
листа оценки результативности выполнения требований к ЛС и форма итогового
листа проверки выполнения требований к ЛС представлены соответственно на рис.3
и рис.4.
Код Вид требования Процесс управления Содержание требований Критерии оценки
требований
1 2 3 4 5
Организационные требования к логистической системе
ОВА 1 организационные анализ Основные измеряемые элементы, относящиеся к
процессу организации управления материальными потоками на предприятии, должны
быть определены и прослеживаться в руководстве по управлению материальными
потоками.
Они должны быть приведены в соответствие с требованиями заказчика, и
ежемесячно анализироваться руководством предприятия. • Перечень измеряемых
элементов, которые характеризуют эффективность управления материальными
потоками (такие как МСТ – длительность производственного цикла, DTD – время от
поставки материалов на предприятие до выпуска готовой продукции, FTP –
эффективность использования оборудования, и др.) внесены в руководство по
управлению материальными потоками и анализируются.(F2)
ОВА 2 организационные анализ Корректирующие и предупреждающие действия для
улучшения продвижения материального потока, выявленные анализом ключевых
факторов результативности (KPI), подтверждены документами. • Руководство
осуществляет расстановку приоритетов документированных пунктов плана действий.
План действий включает: мероприятия, ответственность, распределение сроков и
определенные ресурсы. (F2)
• Оценки корректирующих / предупреждающих действий выполняются при завершении
каждого этапа плана действий. (F2)
ОВА 3 организационные анализ Предприятие должно хранить и использовать точные
записи об изделиях, находящихся в процессе производства, о готовых изделиях,
покупных деталях и сырье. Данная информация должна служить в качестве основы
для системы управления материальным потоком на предприятии. • Предприятие
внедрило и постоянно совершенствует корпоративную информационную систему, как
главный инструмент аналитики логистической службы предприятия.(F2)
• Предприятие хранит и использует достоверные (в режиме реального времени)
данные о всех материальных потоках, в том числе за счет средств автоматизации,
технологии кодирования информации и использования специального оборудования
(сканеры, принтеры) (F3)
ОВА 4 организационные анализ Предприятие должно хранить записи, которые
доказывают, что аудиты были выполнены в соответствии с планами. • Все записи
аудиторских проверок хранятся на бумажных и электронных носителях, при
необходимости оперативно пересылаются по электронной почте заинтересованным
лицам.(F1)
ОВА 5 организационные анализ Предприятие должно использовать статистические
методы в деятельности по анализу продвижения материальных потоков. •
Предприятие использует специальное программное обеспечение для статистического
анализа и контроля ключевых параметров материального потока, а также
оптимизации затрат и регулировании логистической деятельности.(F2)
ОВА 6 организационные анализ Предприятие должно осуществлять оценку
эффективности своего вклада в ЛЦ (продвижение интегрированного материального
потока) • Методы анализа используются, чтобы оценить эффективность своего
вклада в логистическую цепь: посредством SWOT — анализа (сильных сторон, слабых
сторон, возможностей, угроз), сравнения эталонных значений материального потока
с имеющимися (по показателям KPI), развитием деловых связей. (F1)
ОВА 7 организационные анализ На предприятии должны измеряться и
анализироваться цели логистической системы. • Мониторинг достижения целей и
выполнения планов осуществляется в запланированные промежутки времени и
проверяется вышестоящим руководством. (F2)
• Весь персонал проинформирован о работе по выполнению целей в
запланированные сроки. (F2)
• Метод решения структурных проблем (8D) используется, чтобы определить
основные причины и предотвратить повторное возникновение проблем в продвижении
материального потока. (F2)
• Используются средства графического анализа целей (графики Парето),
показывающие «исторические данные» и направления развития (тренды), чтобы
отслеживать изменения критических участков во времени. (F1)

Условные обозначения

Виды требований: Процессы управления:
Подсистемы логистической системы:

О –организационные;
Р –развивающие;
С –специальные. А – анализ;
И – исполнение;
К – контроль;
Кц – координация;
П – планирование. В – все перечисленные.
З – закупка;
Пр- производство;
Р- распределение;
Т – Транспорт
Ск -склад 1, 2, 3….n – номер по порядку,
где n – число.

Пример кода требования:

ОВА 1 – первое организационное требование к анализу всех подсистем ЛС

РА3 – третье развивающее требование к анализу распределительной подсистемы ЛС

Поясним, что оценка степени развития ЛС осуществляется по трем критериям:
Уровень развития A: предприятие компетентно во всех областях логистики
(закупки, производство, распределение, склад, транспорт), итоговый результат 90
%, от 467 до 518 баллов.

Уровень развития B: предприятие некомпетентно в одной или нескольких областях
логистики, которые воздействуют на его способность удовлетворения клиентов,
итоговый результат от 75% до 90%, от 389 до 466 баллов.

Уровень развития С: предприятие некомпетентно в решающих нескольких областях
логистики, которые воздействуют на эффективность цепи поставок, итоговый
результат менее 75% (388 баллов).

На основе проведенной экспертной оценки системы требований к ЛС (табл.3),
сформирована последовательность реализации системы требований к ЛС для
промышленных предприятий (рис.6). В качестве экспертов на промышленном
предприятии выступили: эксперт 1 – коммерческий директор; эксперт 2 – директор
по производству; эксперт 3 – начальник отдела логистики; эксперт 4 – научный
консультант; эксперт 5 – специалист в области логистики иностранной
промышленной компании.
Таблица 2
Экспертная оценка последовательности реализации организационных требований к
анализу логистической системы

Код требований

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

ИТОГО

Вес = 0,25

Вес = 0,2

Вес = 0,15

Вес = 0,1

Вес = 0,3

Ранг

Взвеш.
оценка

Ранг

Взвеш.
оценка

Ранг

Взвеш.
оценка

Ранг

Взвеш.
оценка

Ранг

Взвеш.
оценка

Взвеш.
оценка

Взвеш.
ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ОВА 8

2

0,5

1

0,2

1

0,15

2

0,2

1

0,3

1,35

1

ОВА 1

1

0,25

2

0,4

4

0,6

1

0,1

2

0,6

1,95

2

ОВА 7

3

0,75

4

0,8

3

0,45

3

0,3

3

0,9

3,20

3

ОВА 9

6

1,5

5

1

2

0,3

4

0,4

4

1,2

4,40

4

ОВА 5

5

1,25

3

0,6

6

0,9

8

0,8

8

2,4

5,95

5

ОВА 10

7

1,75

6

1,2

7

1,05

5

0,5

6

1,8

6,30

6

ОВА 11

9

2,25

7

1,4

8

1,2

6

0,6

5

1,5

6,95

7

ОВА 6

4

1

8

1,6

11

1,65

9

0,9

7

2,1

7,25

8

ОВА 3

8

2

10

2

5

0,75

10

1

10

3

8,75

9

ОВА 2

10

2,5

11

2,2

9

1,35

7

0,7

9

2,7

9,45

10

ОВА 4

11

2,75

9

1,6

10

1,5

11

1,1

11

3,3

10,45

11

На рис. 5, отражена блок-схема IDEF 3 модели, состоящей из блоков (требований)
и стрелок (последовательность их реализации). Остальные блок-схемы разработаны
аналогично.

Рис. 5 Блок-схема последнего уровня процесса проектирования организационных
требований к ЛС производителя

Рис. 3 Фрагмент листа оценки результативности внедрения требований к
логистической системе предприятия

Рис. 4 Форма листа проверки степени развития логистической системы

В результате проведенных исследований сформулированы следующие выводы:

* Разработанная концепция управления цепью требований (RCM) отражает логику
процессов обмена требованиями к ЛС (представленными в виде матриц Mjl) между
контрагентами трехуровневой ЛЦ: следствием которого является их постепенный
переход от «связей с поставщиком» к «партнерству в логистической цепи».
* Разработанная методика проектирования ЛС позволяет получить модель
«желаемого состояния ЛС» для любого участника ЛЦ в зависимости от фазы развития
ЛЦ , согласно концепции RCM.
* Предложенный «требовательный» подход к процессу проектирования ЛС,
заключается в последовательной декомпозиции логистической цепи на ЛС
поставщика, производителя и потребителя; затем ЛС — на организационные,
развивающие и специальные требования; которые подразделяются на этапы
управления: планирование-выполнение-контроль-анализ (организация и координация
выведены в отдельный блок требований); каждый из которых представляет собой
кодифицированную систему требований и критерии оценки степени их выполнения.
* Сформированная последовательность реализации системы требований позволяет
на уровне методических рекомендации производить внедрение методики
проектирования ЛС на промышленных предприятиях.
* Разработанные практические рекомендации по внедрению методики
проектирования ЛС позволяют: избежать ненужных ошибок при проектировании ЛС,
сократить сроки создания / реинжиниринга логистической систем(ы) предприятия, а
также добиваться: высокого качества проектных работ, единой системы оценки
степени выполнимости требований, интеграции с имеющимися моделями (системами)
менеджмента качества (включая стандарт ИСО/ТУ 16949) и охраны окружающей среды
(ISO 14000).

Бубнов С.А. www.bestlog.narod.ru