Присоединение Румынии и Болгарии к проекту «Викинг» расширит транзитный потенциал Беларуси

В управлении Белорусской железной дороги видят большие перспективы для
увеличения транзитного потенциала Беларуси в связи с продлением маршрута
контейнерного поезда «Викинг» до Турции благодаря присоединению к этому проекту
Болгарии и Румынии. Как сообщили агентству «Интерфакс-Запад» в управлении БЖД,
в конце февраля в рамках состоявшейся в Вильнюсе международной конференции,
посвященной 10-летию с начала курсирования контейнерного поезда «Викинг»
представители румынского железнодорожного ведомства подписали меморандум о
присоединении к проекту. Согласие на присоединение дала и Болгария. Это
позволяет направить маршрут поезда в обход Черного моря через эти страны.
«Таким образом, появилась возможность продлить уже к концу 2013 года маршрут
поезда до Турции, приемлемые для этого пути рассматривались в рамках
конференции в Вильнюсе. Но уже сейчас можно сказать, что участие в проекте
Румынии открывает самые широкие перспективы, ведь появится возможность обойти
черноморские паромы и развивать перевозки грузов по железной дороге в Турцию,
Грецию, другие страны», — сообщил представитель БЖД. По его словам, такая
возможность позволит предложить экспортерам удобные варианты железнодорожного
транзита в Казахстан и Китай. В БЖД отметили, что ранее операторы маршрута
рассматривали вопрос о соединении проектом «Викинг» Украины с Турцией через
Черное море, однако из-за слишком высоких тарифов на морские перевозки не
смогли найти приемлемого решения. Тогда было принято решение об организации
маршрута через Болгарию и Румынию. Теперь, после подписания меморандума,
Румынии предстоит проработать вопросы тарифной политики и ряд других
организационных моментов, который прописан в «дорожной карте» ее вхождения в
этот проект. Как ожидается, вопросы присоединения Болгарии к проекту и
утверждение Румынией тарифов будут решены в течение 2013 года, и к концу года,
предположительно, составы по маршруту поезда будут следовать до Турции. В
управлении БЖД также сообщили, что в конференции в Вильнюсе принимали участие и
представители деловых кругов и железнодорожной администрации Швеции, поскольку
шведский бизнес тоже заинтересован в этом проекте. В частности, поступило
предложение от железных дорог Швеции об организации перевозок поездом «Викинг»
комплектующих для производства легковых автомобилей. «Сегодня интерес к
проекту проявляют также Грузия и Азербайджан», — добавили специалисты. Между
тем, как отмечают в администрации АО «Литовские железные дороги», активизацию
контейнерных перевозок поездом «Викинг» несколько тормозят вопросы тарифной
политики в Украине и Беларуси. В частности, как отметил первый заместитель
генерального директора АО «Литовские железные дороги» Стасис Гудвалис, Беларусь
в рамках унификации тарифной политики со своими партнерами по ЕЭП увеличила
тарифы на перевозки экспортно- импортных грузов. При этом С. Гудвалис обратил
внимание, что Aеларусь, по договоренности с Украиной, не повышала эти тарифы с
2008 года. «Такая ситуация благоприятствует белорусским автомобильным
перевозчикам, которые берут в Литве грузы и перевозят их в Беларусь, что из-за
более низкой цены на бензин в Беларуси им выгодно. Но ведь они не перевезут
столько грузов, сколько можно перевезти контейнерным поездом, так что этот
вопрос предстоит решать», — сказал он. Между тем, как отмечали в январе 2013
года представители железных дорог Украины, «Викингу» не хватает загрузки на
украинском плече маршрута. В частности, по их данным, снижение грузопотока
привело к тому, что «Викинг» начал курсировать только три раза в неделю. По
мнению украинских аналитиков, причиной этого стала неготовность таможенных
органов Украины к быстрому оформлению перевозимых поездов грузов. Затягивание
таможенных процедур приводило к простоям и нарушению графика следования, что
послужило причиной отказа ряда компаний от этого маршрута. Украинские
профильные эксперты также полагают, что в этом вопросе Украине следует
ориентироваться на опыт Беларуси, которая является одним из самых эффективных
участков следования поезда. В частности, в Беларуси время оформления поезда на
приграничных с ЕС станциях передачи сокращено с 40 минут по нормативу до 30-ти
минут по факту. В то же время, по данным «Укрзализныци», оформление поезда в
пунктах пропуска составляет около одного часа. Ранее предполагалось, что эту
проблему украинская сторона решит до конца 2012 года, однако на сегодняшний
день положение дел практически не изменилось. В свою очередь в пресс-службе
МИД Литвы сообщили, что операторы проекта продолжат работу по вовлечению в него
новых участников. «Учитывая рост турецкой экономики, торговли и грузовых
потоков в Европу, продление маршрута поезда «Викинг» в Черноморский регион
открыло бы новые возможности для бизнеса и обеспечило реальную экономическую
выгоду для Литвы», — отметили в пресс-службе. В данной связи там сообщили, что
28-го марта в Стамбуле пройдет международная конференция, в ходе которой
турецкому бизнесу будет представлен проект контейнерного поезда «Викинг».
Участникам конференции также предстоит оценить возможности прокладывания его
маршрута на Ближнем Востоке через Стамбул, Самсун и другие турецкие порты. В
конференции примут участие представители крупнейших и наиболее влиятельных
логистических и экспедиторских компаний, ассоциаций из Турции, Украины,
Беларуси и Литвы, перевозчики, грузоотправители, производители, а также
представители министерств транспорта и иностранных дел, управления портами и
железными дорогами из Литвы и Турции. В целях укрепления партнерства, на
мероприятии планируется подписать ряд соглашений о сотрудничестве, среди
которых — меморандум о взаимопонимании между Lietuvos gelezinkeliai,
Клайпедским государственным морским портом, Турецкой железнодорожной
ассоциацией и морским портом Стамбула «Хайдарпаса». Кроме того, будет подписан
меморандум о взаимопонимании между Ассоциацией транспортного коридора «Восток —
Запад» (East-West Transport Corridor Association, EWTCA) и министерством
юстиции США по осуществлению проектов в рамках международной программы помощи и
обучения в области уголовных расследований (International Criminal
Investigative Training Assistance Program, ICITAP). Справка Поезд
комбинированного транспорта «Викинг» является совместным проектом железных
дорог Литвы, Украины и Беларуси, стивидорных компаний и портов Клайпеда,
Ильичевск и Одесса. Маршрут проходит через Украину, Беларусь и Литву и
соединяет цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с
аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей. Регулярное
движение поезда комбинированного транспорта «Викинг» начато 6-го февраля 2003
года. В 2012 году поездом «Викинг» перевезено 58,9 тыс.контейнеров в
двадцатифутовом эквиваленте. Преимуществами поезда являются время следования в
пути (от Одессы до Клайпеды за 56 часов), упрощенные таможенные процедуры и
тарифы, которые на 30-50 % ниже стоимости перевозок автомобильным транспортом.
Официальным экспедитором поезда по территории Беларуси является госпредприятие
«БЕЛИНТЕРТРАНС-Транспортно-логистический центр БЖД». В составе поезда «Викинг»
в страны Ближнего Востока, Америки и Африки доставляются экспортно-импортные
грузы крупных предприятий Беларуси, в том числе РУП «Минский тракторный завод»,
ОАО «Гродно Азот», завода «Полимир» ОАО «Нафтан», РУП «Минский автомобильный
завод». В настоящее время по БЖД регулярно курсируют 11 контейнерных поездов,
которыми за 2012 год перевезено более 261 тыс. контейнеров в двадцатифутовом
эквиваленте. Источник: www.interfax.by