Внутренняя логистика склада в условиях кризиса экономики

Управлять бизнесом — это значит прежде всего эффективно управлять его
логистической компонентой. В условиях рыночной экономики, когда доход ограничен
ситуацией на рынке и, как правило, мало управляем, повысить рентабельность
бизнеса можно только за счет снижения себестоимости. Сэкономить на материалах и
технологии производства товаров весьма трудно! По крайней мере, эти статьи
расходов зависят от внешних условий. А учитывая, что стоимость логистики
потоков материалов и товаров составляет от 40 до 70% от общей себестоимости
производства и дистрибуции товаров, именно в этой сфере лежат основные
возможности по снижению себестоимости. Этот подход был актуален и прежде, но
сейчас, в условиях явно прогрессирующего кризиса уже не только банковской
сферы, но экономики в целом, необходимость поиска способов экономии затрат
является залогом выживаемости бизнеса.

Современная логистика разделена на две части — «внешнюю» и «внутреннюю»,
причем внутренняя часть обеспечивает реализацию внешней. Нет смысла
оптимизировать запасы товаров, если невозможно обеспечить их обработку на
складе. А это приводит к простой мысли: оптимизируя работу компании в сфере
внешней логистики, а точнее говоря, обеспечивая выживаемость бизнеса,
необходимо внимательнейшим образом проанализировать ее базис — работу склада.
Даже в том случае, если пока к нему не было особых претензий.

Типичной ошибкой является отношение к складу просто как к зданию, в котором
нужно разместить товары и затем их отгрузить. При этом основное внимание
концентрируется на размерах этого здания и так называемой «классности» по
классификации риэлторов. Но склад, — это не здание, это станок по переработке
потоков товаров. Поэтому в основе принятия решения о повышении его
эффективности лежит анализ характеристик потоков, расчет потребных объемов
хранения на будущее.

Еще одна часто встречающаяся ошибка — это попытка «улучшить» какую-то одну
характеристику склада, кажущуюся самой проблематичной. Очень часто начинают с
системы управления. Но при этом упускается из виду основная черта склада —
зависимость эффективности работы от всех его характеристик, которые помимо
этого должны быть увязаны друг с другом.

Только проанализировав потоки товаров и ответив на вопросы, сколько надо
хранить и какие заказы подбирать, можно выбрать технологии обработки этих
потоков и подобрать оборудование для их реализации. И только после этого можно
заняться размерностью здания и его конструкцией. Уже базируясь на этом, надо
готовить техническое задание на внедрение современной системы управления
процессами (WMS) и подбирать персонал для эксплуатации склада. Всегда надо
помнить, что управление складом осуществляется через управление
производственным коллективом. Если мы хотим избавиться от ошибок при обработке
товаров, нет смысла выявлять ошибки в конце процесса, при проверке собранных
заказов или при инвентаризации. Гораздо разумнее и, главное, дешевле не
позволить персоналу допускать эти ошибки. Такими возможностями и обладают
современные WMS, использующие системы идентификации и радиоканалы для работы в
реальном времени и, следовательно, реализующие жесткий контроль за каждым
действием каждого оператора.

Описанная процедура абсолютно одинакова и для строительства нового склада, и
для реконструкции существующего. В последнем случае имеющееся здание и его
расположение на участке просто станут дополнительными ограничениями по
отношению к требуемым по анализу и расчету размерностям потоков товаров и
технологических зон склада.

Ситуация, складывающаяся сейчас в экономике России, резко затормозила
большинство планов нового строительства и развития бизнеса. Но товарные потоки
все равно существуют. Их надо обрабатывать, а многие склады по-прежнему крайне
неэффективны и затратны, чего их владельцы больше терпеть не смогут. Рано или
поздно перед ними все равно встанет вопрос «как это сделать», и на него
придется отвечать. Тем не менее многие пытаются решить проблему, минимизировав
начальные затраты на улучшение процессов на складе. Это большая ошибка!

В условиях ужесточения требований к эффективности бизнеса в целом надо
принимать решение не только на основании расчета стоимости строительства (или
реконструкции) склада, т. е, капитальных затрат, а учитывая общие затраты на
его эксплуатацию. Ведь к моменту достижения так называемой точки безубыточности
проекта эксплуатационные затраты могут в 3 — 6 раз превысить капитальные, что
хорошо видно из графика динамики затрат и доходов по годам эксплуатации для
одного из наших проектов реконструкции склада. А стоимость эксплуатации склада
в условиях кризиса ложится тяжелым грузом на экономику предприятия.

Сегодня склад перестал быть местом только хранения товаров, а превратился в
«завод» для их подготовки к последующей реализации. Структура заказов на
отгрузку товаров стремительно смещается в область уменьшения их объема с
одновременным ростом количества. Это объективное следствие оптимизации товарных
запасов. Но такие процессы, в свою очередь, приводят к резкому увеличению
трудоемкости работ в зонах подбора и комплектации заказов. Доля затрат этих
участков в стоимости эксплуатации может достичь 70 — 80%, причем кризис только
подстегнет эту тенденцию.

Все это заставляет нас менять технологию именно в зонах обработки товаров,
переходя от экстенсивного алгоритма развития, потребляющего все больше
ресурсов, к интенсификации технологии за счет внедрения более совершенных
методов и автоматизированного оборудования. Конечно, это приводит к росту
капитальных затрат на реконструкцию или строительство и оборудование склада, но
одновременно резко снижает эксплуатационную стоимость проекта, уменьшая
численность производственного персонала и потребление ресурсов — тепла,
электричества, площадей склада, наконец.

Рассмотрим в качестве примера склад, зона хранения которого рассчитана на 20
тыс. паллетомест, а нормативы запаса в днях отгрузки не превышают четырех
недель, То есть в среднем с него отгружается более 700 паллет в день. Сравним
две технологии — стандартную широкопроходную с зоной отбора заказов с первого
яруса и узкопроходную с ограничением высоты 12 м со специальной
автоматизированной зоной отбора. Как видно из таблицы, второй вариант по всем
итоговым характеристикам оказывается более эффективным, хотя первая реакция на
необходимость дополнительных затрат в 2,5 млн. евро на высокоавтоматизированное
оборудование зоны отбора и комплектование заказов была негативной. Но явная
экономия в потребной размерности склада, численности производственного
персонала и как следствие значительное снижение эксплуатационных расходов
показывают разумность такого выбора.

В результате, выбрав более автоматизированную технологию, мы более чем на год
приближаем срок достижения безубыточности проекта, повышаем эффективность
работы склада и существенно экономим на эксплуатационных затратах. Причем эта
экономия за период достижения безубыточности может составить до 15 — 20% от
суммы начальных капитальных вложений.

Таким образом, выбор решения в части реконструкции склада или же
строительства нового должен опираться на детально проработанное техническое
задание. Необходимо готовить его с использованием методов и программ
математического моделирования технологии, расчета потребного количества техники
и персонала, глубокого экономического анализа процессов строительства и
эксплуатации склада. Уверен, что такой анализ позволит выявить совершенно
неожиданные возможности в части реконструкции имеющегося склада, которые
помогут резко повысить эффективность его эксплуатации. Разработку технического
задания (ТЗ) удобнее всего разбить на два этапа. Первый — это проведение
предварительного логистического аудита, при котором создается несколько
вариантов концепции реконструкции со всеми необходимыми анализами, оценками и
моделями. А затем, выбрав наилучший из них, надо разработать детальный
эскизно-технологический проект, который и является требуемым ТЗ. Нет смысла
экономить на проведении такого аудита. Его стоимость не превышает 4 — 6% от
общей стоимости реконструкции, а значение его в успешности этого процесса
трудно переоценить. Ведь сегодня от качества работы склада зависят устойчивость
и будущее вашего бизнеса.

А. Максимовский, руководитель проектного бюро Massimo Consulting

www.sitmag.ru

Похожие записи