Логистический бизнес столкнулся с новыми вызовами

Организация транспортно-логистического процесса должна быть более гибкой в
условиях финансового кризиса и встречать на своём пути как можно меньше
административных барьеров. К такому мнению пришли участники делового саммита
АТЭС на острове Русский.

Согласно недавнему опросу руководителей крупных компаний, 60 % респондентов
ответили, что в условиях рисков диверсифицируют поставщиков и сокращают
географию логистических цепочек. Как рассказал вице-президент международной
сети фирм PwC International Дональд Альмейда, ещё 25 % топ-менеджеров отметили,
что стали уходить от избыточных схем поставок.

«Потребитель хочет больше за меньшие деньги, поэтому нужно снижать издержки и
убирать барьеры при пересечении товаров через границы», — сказал президент
Wal-mart Asia Скотт Прайс. По словам исполнительного директора Valadenz Ltd.
Тони Ноувелла, один день простоя груза в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР) обходится более чем в 23 млн. долл. США.

Россия, обладая транзитными возможностями, могла бы сыграть заметную роль в
оптимизации схем перевозок внешнеторговых грузов. Тем более с созданием
Таможенного союза иностранным партнёрам открываются инфраструктурные
возможности не только России, но и Белоруссии и Казахстана.

Между тем перемещение грузов через Россию также сопряжено с трудностями.
«Контейнер из Азии в Европу следует 32 дня. Из них пять дней обрабатывается в
порту, 13 идёт по железной дороге, всё остальное время он растаможивается», —
сетует председатель совета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый
порт» (НМТП, входит в группу «Сумма») Марат Шайдаев.

Один из выходов — совершенствование системы электронного документооборота. По
словам Марата Шайдаева, «Сумма» подписала соглашение о сотрудничестве с
организацией GS1. Так, планируется развивать технологию RFID, основанную на
методе радиочастотной идентификации, которая позволяет дистанционно передавать
данные о перемещаемом грузе. Благодаря этому товары смогут быстрее пересекать
границу, поскольку, располагая информацией о грузе ещё до прихода судна в порт,
можно в разы сократить пограничный и таможенный контроль.

Система должна заработать в НМТП, но она имеет перспективы широкого
распространения. Если RFID совместить с космической системой навигации ГЛОНАСС,
возможно привлечь через Россию дополнительные объёмы транзитных грузов. «Сейчас
на Азию приходится порядка 40–60 % мирового среднего класса. Основной
потребитель растёт там. Векторы логистики могут меняться не только из Азии в
Европу, но и обратно. Мы должны быть к этому готовы», — пояснил Марат Шайдаев.

Россия инициировала разработку и внедрение единого стандарта на базе RFID в
схемах поставок в экономиках АТЭС. Идея получила одобрение на саммите.

Отсутствие стандартных товарно-транспортных документов — проблема для АТР,
сказал советник Президента РФ Игорь Левитин. «Когда страны с широкой
железнодорожной колеёй имели одни документы, а там, где была узкая, — другие и
вагон принимался из Китая, приходилось переделывать документы. Когда он
приходил на границу с Польшей — ещё раз», — сказал он.

Экс-министр напомнил, что на воздушном транспорте функции по стандартизации
на себя взяла Международная организация гражданской авиации (ICAO), на морском
— Международная морская организация (IMO). То же необходимо для
железнодорожного и автомобильного.

Гармонизация таможенных процедур, система «одного окна», введение единых
стандартов автоматической идентификации грузов позволят России более полно
использовать транзитный потенциал. «Объём торговли между Европой и Азией
исчисляется 1 трлн долл. США в год, и каждый процент грузов, который пойдёт
через Россию, принесёт нашей экономике не менее 1 млрд долл. США», — подчеркнул
глава группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Похожие записи