Маршруты московские

Успех и эффективность работы дистрибьюторской компании во многом зависят от
грамотного управления цепью поставок продукции от склада до торговой точки.
Задача дистрибьютора — не просто организовать логистические процессы, а
выработать механизм непрерывной их оптимизации, позволяющий своевременно
реагировать на постоянно изменяющиеся условия.

Мы стремимся минимизировать затраты на выполнение нашего внутреннего задания.
А наиболее серьезная статья расхода — это расходы на транспорт, которые
соизмеримы со всеми складскими затратами, вместе взятыми (хранение, сортировка,
обработка возвратов). И если на складе главное — обеспечить высокое качество
складской обработки, то при доставке всегда стоит задача минимизации
транспортных расходов. Сегодня эта проблема особенно актуальна.

Точка отсчета — время доставки

Поскольку со склада «Центра дистрибуции прессы» машины ежедневно отправляются
по 60-70 маршрутам, для нас очень важно, чтобы они отъезжали вовремя. С
увеличением количества обслуживаемых точек производить отгрузку всех машин
одновременно стало физически невозможно. Перед нами стояла задача составить
график выхода машин из складского комплекса, соответствующий графику их прихода
к клиентам. За точку отсчета мы приняли время прихода машины в торговую точку.
После этого рассчитали маршрут с учетом общего веса отгруженной продукции и
получили время, когда машина должна выехать из складского комплекса.
Обязательно учитывали время, необходимое на загрузку. При этом мы еще были
ограничены сложной ситуацией на дорогах Москвы и маршруты рассчитывали таким
образом, чтобы машины не попадали в пробки.

Задержка при погрузке на 10-15 мин. может привести к срыву маршрута. Кроме
того, в различных торговых точках товар принимают в разное время. Например, в
«Перекрестке» могут принять продукцию не ранее 8.00 утра, на заправках ВР —
свой график приемки. И если к определенному времени продукция не поступила, то
ее не примут: ежедневная газета, которой нет на раскладках во время утренней
заправки автомобилей, потом уже никому не нужна.

Оптимизация процесса загрузки

С учетом особенностей и ограничений мы выстроили процесс сортировки продукции
и формирования транспортных маршрутов, исходя из их очередности. Пачки с
продукцией, предназначенные для торговых точек, в которые отправляются первые
машины, упаковываются в первую очередь, и одновременно для них готовятся все
необходимые документы. Поскольку в Москве и области мы обслуживаем около 690
торговых точек, подготовка сопроводительной документации отнимает много
времени, что также необходимо учитывать в расчетах.

Мы провели разъяснительную работу с водителями, и они при получении заказа
стали более дисциплинированными. Теперь они спокойно дожидаются своей очереди и
не торопят складской персонал. Если продукция выдается вовремя, то водители не
боятся опоздать в точки. Они забирают с пандуса специальную транспортную телегу
с номером своего маршрута, в которой сложена подготовленная продукция для
торговых точек, загружают в машину, получают товарно-сопроводительные документы
и отправляются в путь. Теперь эти операции занимают у них 10-15 мин., тогда как
отгрузка со склада происходит в течение часа. Машины выезжают в строгой
очередности, в соответствии с маршрутами, и все успевают покинуть комплекс до
возникновения пробок на дорогах.

Ставка на эффективность перевозчиков

Для доставки продукции к торговым точкам мы используем наемный транспорт,
сотрудничаем с крупными транспортными компаниями. Проанализировав свой опыт
взаимодействия с различными перевозчиками, мы отказались от услуг
индивидуальных предпринимателей. При кажущейся дешевизне работа с ними имеет
высокую степень риска. Если машина у частного предпринимателя ломается, то
заменить его некем, и выполнение нами договорных обязательств перед торговой
сетью оказывается под угрозой. Чтобы минимизировать подобные риски, мы стали
включать в договор с крупными транспортными компаниями условие, согласно
которому они всегда держат наготове резервную машину.

Чтобы добиться эффективной и малозатратной доставки, мы были готовы передать
функцию маршрутизации перевозчику. Мы решили ставить перед перевозчиками задачу
доставки продукции в определенные точки к определенному времени, а они должны
были передавать нам информацию, к какому времени нужно подготовить продукцию к
отгрузке. Для этого мы разбили Москву и область на четыре сегмента, каждый из
которых доверили обслуживать одной транспортной компании. Такой подход
полностью оправдал себя, потому что перевозчик, который работает в своем
сегменте с определенным количеством торговых точек, оптимизирует свои маршруты
наилучшим образом.

Непостоянство торговых точек

При составлении маршрутов перевозчику приходится учитывать специфику работы с
нашей компанией. Если бы у нас транспортные маршруты были фиксированными, то их
можно было бы просчитать раз и навсегда, и ездить по ним спокойно все время
действия контракта. Но торговые точки могут появляться и исчезать. То есть
маршрут, например № 23, каждый день у нас разный. Потому что по существующему
графику не во все точки требуется доставлять продукцию ежедневно: в некоторые —
через день, в некоторые — еще реже, а есть точки, которые обслуживаются по
заявке (мы отгружаем им продукцию только тогда, когда они ее заказывают).

Кроме того, специфика работы торговых сетей такова, что постоянно происходит
закрытие одних точек и открытие других. Поэтому на вопрос о количестве
обслуживаемых нами точек мы отвечаем: сегодня — 690, а завтра может быть 700, а
послезавтра — 680.

На фоне кризиса эта проблема обострилась. Мы приостанавливаем отгрузку в
некоторые сети в связи с неплатежами либо, наоборот, начинаем обслуживать новые
точки. Например, долгое время мы работали только с частью заправок ВР, а осенью
прошлого года эта компания решила сделать ЦДП эксклюзивным поставщиком печатной
продукции во все свои автозаправочные комплексы. Если какая-то точка исчезает с
маршрута, то мы сохраняем ее в режиме ожидания — сегодня она может не работать,
а завтра возобновит торговлю. При возникновении новой точки мы передаем данные
о ней транспортной компании, в чьей территориальной зоне ответственности она
находится, и сообщаем, с какого дня начинается ее обслуживание.

Самостоятельность в обмен на скидки

Перевозчик самостоятельно решает, к какому маршруту оптимально присоединить
новую точку. Он смотрит, где расположена точка, узнает пути подъезда и процесс
приема товара. Например, на ВР продукцию сдавать легко, представители всегда на
месте, а в «Ашане» ситуация другая, От организации приемки зависит, какими в
этой точке будут затраты времени на сдачу продукции. Благодаря предоставлению
перевозчикам свободы в составлении маршрутов мы можем получать более выгодные
условия. Еще в декабре мы инициировали процесс пересмотра тарифов, чтобы
минимизировать свои затраты. Представители подавляющего большинства компаний
объявили о солидных скидках (до 30%). Они пошли на это, понимая, что даже если
мы будем отгружать в меньшее количество точек меньший объем продукции, то они
все равно будут возить товар в эти точки и получать вознаграждение за их
обслуживание.

Максимальная загрузка транспорта

Еще одна серьезная задача, над решением которой мы постоянно работаем, —
оптимизация загрузки транспорта. Машина должна идти по маршруту максимально
загруженной, поскольку за рейс мы платим в любом случае, везут ли на ней сто
пачек или три. Сейчас мы уделяем планированию отгрузок и маршрутов повышенное
внимание, а это изменяет в корне всю схему ведения бизнеса.

Если сегодня мы не знаем, какое количество товара пойдет на сортировку
завтра, то на складе не могут планировать нужное количество людей для сбора
заказов, транспортники не знают объемов отгрузок и не могут заказать машины.
Наверное, многим знакома ситуация, когда приезжает машина, а в нее не
помещается вся продукция, предназначенная для отправки. Приходится забирать
остатки дополнительным рейсом. Но еще хуже, если приезжает 5-тонник и увозит
три пачки. Все эти ошибки вызваны неправильным планированием. Значит, заранее
не просчитали объемы и заказали не ту машину. При тщательном планировании у нас
таких ситуаций не возникает. Зная грузоподъемность находящихся в нашем
распоряжении автомобилей и имея план отгрузки на следующий день, мы можем точно
рассчитать вес отгрузки по данному маршруту и заказать соответствующую машину.

Фиксированное количество точек на маршруте приводит к его неравномерной
загрузке в течение недели. Продолжая оптимизацию, сегодня мы формируем маршруты
для каждого дня недели с учетом планируемых объемов отгрузки и количества
обслуживаемых точек. В дальнейшем планируем создать систему онлайн-формирования
маршрутов, которая позволит оптимально использовать транспорт и минимизировать
транспортные расходы.

Чтобы газеты не пропадали

Раньше в компании нередко возникали ситуации, когда в процессе
транспортировки пропадала часть продукции: со склада она была отпущена, а при
приемке представителем торговой точки обнаруживалось недовложение. А поскольку
у нас при приемке действует правило инкассации («торговый представитель прав»),
информацию о недовложении мы были вынуждены принимать без возражений.

Единственный способ снять проблему — достигнуть абсолютного качества
сортировки, чтобы быть уверенным, что со склада товар отпускается строго в
соответствии с документами. Мы организовали процесс сортировки таким образом,
что заказы стали выполняться со 100-процентным качеством. Теперь при
возникновении претензии мы можем с уверенностью сказать, что продукция исчезла
либо во время перевозки, либо во время приемки. В результате проведенной работы
количество претензий от торговых точек сразу уменьшилось в несколько раз.

Оставалось защитить груз от хищений на маршруте, Раньше упакованные в
полиэтиленовые мешки издания вкладывались в пластиковый ящик, который
пломбировался. Но это не спасало продукцию от злоумышленников. Пломба стоит
дешево, ее разрушение и замена новой не являются проблемами. Единственный
способ, который позволяет избежать краж на маршрутах, — сделать упаковку
невосстановимой. Поэтому мы перешли на международную систему упаковки продукции
окантованными пачками. Из пачки, жестко окантованной стреппинг-лентой, вытащить
журнал довольно затруднительно, а разрезанную окантовку восстановить
невозможно. Остается только украсть целое транспортное место, но этого водителю
как раз не надо. Отказ от прежней упаковки также позволил уменьшить
транспортные затраты, поскольку теперь нам не приходится перевозить, хранить и
постоянно ремонтировать пластиковые ящики.

Михаил Романов, генеральный директор «Центра дистрибуции прессы», logistpro.ru

www.logistpro.ru

Похожие записи