Объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики

Специфика сбытовой логистики, ее объектов, субъектов и функционального
наполнения определяется этапом реализации ее бизнес-процессов на определенной
стадии жизненного цикла продукции, а именно на стадии обращения продукции.
Принадлежность к данной стадии определяет также основную цель и ключевые задачи
сбытовой логистики.

Согласно определению сбытовой логистики, данному в первом разделе темы,
объектами ее управления являются материальный и сопутствующие ему (или
генерируемые им) потоки — информационные, финансовые и сервисные. Специфика
сбытовой логистики и ее объектов в данном случае определяется этапом движения
этих потоков в цепи жизненного цикла продукта, а именно на стадии обращения
продукции. Так, на стадии обращения продукции производственно-технического
назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты,
комплектующие изделия и т. д. На стадии обращения готовой продукции
материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного
потребления.

Та же специфика сбытовой логистики определяет широкий диапазон субъектов
управления процессами. В качестве агрегированных субъектов выступают.

* продуценты (производители);

* посреднические институты, агрегирующие широкий спектр функций продвижения
товарно-материального потока (торговые и функциональные посредники);

* конечные потребители.
Именно наличие множества вариантов и критериев выбора посреднических
институтов определяют основную сложность оптимизации сбытовых процессов.

С одной стороны, следует стремиться к ускорению процесса продвижения
товарно-материального потока к конечному потребителю через сокращение числа
звеньев логистической цепи, с другой — специализация логистических услуг
увеличивает число посредников.

В среднем 30-50% затрат аккумулируются именно на стадиях сервисного
обеспечения производства, что опять же актуализирует роль логистического
менеджмента. Например, в процессе производства и распределения продукции в США
участвуют свыше 5 млн фирм. Более 2 млн из них предоставляют важнейшие услуги,
обеспечивающие поступление материалов и продуктов в нужное место и в нужное
время.

Практически с самых первых шагов Г. Форд грезил абсолютно самодостаточной
промышленной империей. Для реализации этих целей он построил гигантский
промышленный комплекс с собственным портом и разветвленной сетью железных и
шоссейных дорог. Целью Форда был полный контроль за движением своей продукции
на протяжении всего ее жизненного цикла. И для того чтобы достичь этой цели, он
создал первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную
компанию.Показателен в этом ракурсе пример Г. Форда, ставший своего рода
классикой логистического менеджмента.

Желая наладить надежное и бесперебойное снабжение своих заводов сырьем и
материалами, Форд инвестировал средства в угольные шахты, железорудные
месторождения, участки строевого леса, стеклодувные фабрики и даже соевые
плантации. Стремление Форда к самодостаточности было настолько велико, что он
купил в Бразилии 2,5 млн акров земли и отвел этот участок под каучуковую
плантацию, которую назвал Фордландией.

Но контроль Форда не ограничивался только производством сырья и материалов.
Для транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции в торговую сеть
он вкладывал деньги в железные дороги, автомобильный транспорт и торговый флот.
Он желал держать под контролем все товарно-материальные потоки, циркулирующие
между более чем 40 его добывающими, сборочными и обслуживающими предприятиями в
США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке и дилерами
его продукции, разбросанными по всему миру.

Это был один из самых грандиозных в истории проектов вертикальной интеграции,
но однажды Форд обнаружил, что нуждается в посторонней помощи. В расцвете своей
вертикальной экспансии компания натолкнулась на преграды, порожденные и
общеэкономическими условиями, и правилами государственного регулирования, и
профсоюзными ограничениями, для преодоления которых со всей очевидностью
требовалось привлечение многочисленной армии независимых поставщиков продуктов
и услуг. В конце концов эффективный сбыт тоже был налажен благодаря надежной
сети независимых торговых агентов — дистрибьюторов. С течением времени Форд
пришел к выводу, что специализированные фирмы вы полняют наиболее важные
функции ничуть не хуже — если не лучше, — чем его собственный управленческий
аппарат, а по качеству работ и издержкам такие специалисты зачастую оставляли
позади собственные подразделения компании Форда. Вскоре независимые фирмы стали
полноценными участниками сбытовой сети Форда, а приоритеты в общекорпоративной
стратегии сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе
управления партнерскими отношениями. Такая смена стратегической ориентации
позволила сосредоточить финансовые ресурсы компании на развитии ее ключевой
сферы компетенции — производства. А сам Г. Форд из анализа всей этой ситуации
вынес такой урок: ни одна фирма не может быть самодостаточной.

Таким образом, системная рационализация распределительных процессов через
оптимизацию выбора посреднических институтов — вот основная задача сбытовой
логистики и приоритетная сфера ее деятельности.

До сих пор неоднозначным и дискуссионным в научно-методической литературе
является вопрос функционального обеспечения сбытовой логистики.

Многообразие мнений по этой проблематике обусловлено:

* многономенклатурностью объекта управления — товарно-материального и
сопутствующих (генерируемых) потоков;

* множественностью субъектов управления (посреднических институтов);

* переплетением и дублированием основных и обеспечивающих (поддерживающих)
функций на протяжении логистической сети сбыта;

* дуализмом организации (децентрализацей и рассредоточением) функций на
микро и макроуровнях сбытовой логистики.
Все мнения по поводу функционального наполнения сбытовой логистики
сконцентрировались в двух подходах:

1. состав основных и поддерживающих функций (отдельные авторы включают в
состав основных функций только куплю-продажу или функции обмена; другие,
наоборот, только физическое распределение. При этом и те и другие игнорируют
наличие поддерживающих функций);

2. идентификация и различие функций сбытовой логистики на микрои макроуровнях
(некоторые авторы включают в состав сбытовой логистики только функции сбыта на
макроуровне).

Систематизируя и синтезируя существующие подходы, рассмотрим состав основных
и обеспечивающих (поддерживающих) функций сбытовой логистики в увязке с
объектами и субъектами управления на микро и макроуровнях.

Автор: StartLogistic