Путевые листы утратили статус бланков строгой отчетности и первичного учетного документа

С 25 октября 2011 года вступило в силу постановление Минфина от 31.08.2011 №
88 «О внесении изменений в постановление министерства финансов Республики
Беларусь от 26 ноября 2010 года № 138», внесшее изменения в порядок оформления
транспортных документов. В частности, форма путевого листа утверждена только
для оформления автомобильных перевозок грузов1.

По инициативе Ассоциации «БАМАП» теперь путевой лист грузового автомобиля не
относится к бланкам строгой отчетности (далее — БСО) и первичным учетным
документам и является лишь транспортным документом. Данная форма обязательно
применяется при внутриреспубликанских перевозках грузов и может использоваться
при международных перевозках грузов, если перевозчиком не утверждена иная форма
путевого листа2. Форма упрощена, сокращены повторяющиеся реквизиты. К основным
изменениям следует отнести указание в путевом листе информации о результатах
работы отдельно по автомобилю и прицепу (время в наряде, пробег, количество
перевезенного груза и объем выполненной транспортной работы). Ранее данная
информация приводилась в целом по транспортному средству в разрезе страны
проезда (по территории Беларуси, стран СНГ, иностранных государств). Как и
прежде, в Инструкции определены лишь общие сведения, которые должны содержаться
в путевом листе. Графы, по которым информация отсутствует, по-прежнему могут не
заполняться, допускается вносить дополнительные сведения, не предусмотренные
формой путевого листа3.

Постановление № 88 не содержит формы путевых листов, оформляемых при
выполнении автомобильных перевозок пассажиров, – путевых листов для автобуса,
автомобиля-такси. Однако согласно ст. 35 Закона Республики Беларусь от
14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»
(далее – Закон об автомобильных перевозках) использование транспортного
средства (автобуса, автомобиля-такси) для автомобильной (коммерческой)
перевозки пассажиров должно оформляться путевым листом по форме, установленной
в соответствии с законодательством.

В настоящее время такие формы не утверждены. Предполагается, что в ближайшее
время они будут разработаны Министерством транспорта и коммуникаций Республики
Беларусь. Полагаем, что не будет нарушением использование субъектами
хозяйствования в этот период ранее применяемых путевых листов форм 1(а) и 3(т),
которые с 25 октября 2011 года не являются БСО и первичными учетными
документами.

Если перевозка выполняется для собственных нужд, обязанность оформлять
путевой лист законодательством не установлена, поскольку Закон об автомобильных
перевозках не применяется к перевозкам для собственных нужд4. Следовательно,
субъекты хозяйствования вправе не заполнять путевые листы в таких случаях, в
том числе по служебным легковым автомобилям.

Бланк формы заказа-поручения теперь также не относится к БСО. Форма и порядок
ее заполнения существенно не изменились5.

Приобретенные до вступления в силу Постановления № 88 путевые листы формы
2(г) и заказы-поручения формы ТР-132 действительны до их полного использования6.

1 приложение 1 к Инструкции о порядке оформления транспортных документов,
утв. Постановлением Минфина от 26.11.2010 № 138 (в ред. Постановления № 88)
(далее – Инструкция).
2 п. 1, 8 Инструкции.
3 п. 2, 4 Инструкции.
4 ст. 1, 2 закона об автомобильных перевозках.
5 п. 9, 10 Инструкции.
6 п. 2. Постановления № 88.

Похожие записи