Результаты IV ежегодного исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний»

В конце 2010 года — начале 2011 года Координационным советом по логистике было
проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России
материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIVМосковского
Международного Логистического Форума.» В конце 2010 года – начале 2011 года
Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное
исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены
на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума. В
данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования.
Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и
глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются
ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию
бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

1. Основной бизнес компании.
2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в
2010 г.?
3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в
логистической системе компании?
4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или
увеличить их использование) в 2011 году?
8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных
решений/технологий в логистике?
9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее
эффективными?
10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит
решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока
семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):

Рис. 1. Компании-участницы исследования

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей
розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%)
(рис. 2).

Рис. 2. Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году — это
оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на
логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня
качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между
затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой,
складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими
функциями, включая управление логистическим персоналом.

Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить
в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического
обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту
продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты
также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на
товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели
эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на
создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно
говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив,
характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в
логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но
неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года;
2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного
персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали
стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в
регионе, стране и в мире.

Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого
в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала,
занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ
составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили
увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в
среднем на 35% (рис. 6-7).

Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

Примерно такое же количество респондентов – 92% — прогнозируют сохранение
динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28%
(рис. 8-9).

Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема
товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010
году?» распределились следующим образом (рис. 10):

* 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний
пропорционально товарообороту, а

* 28% — сокращение данных затрат.

Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний — 60% респондентов не планируют
использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из
причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить
требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания
(особенно в регионах).

Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или
увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование
услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического
аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% — признают важность инноваций и технологий в
логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис.
12).

Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных
решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

* Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
* RFID. GPS. SCOR. ССП.
* Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
* Продукты/услуги добавленной стоимости.
* Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
* Непрерывное улучшение операций.
* Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
* Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
* Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
* Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
* Стандарты сервиса. SLA. Предварительное информирование. ECR.
* Интеграция/совместимость информационных систем/ИТ.
* Обмен информацией/данными.
* Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
* Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
* Совместимость корпоративных культур.
* Прозрачное управление потоками операций.
* Производительность/эффективность.
* Синхронизация целей клиента/поставщика.
* Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
* Центр знаний (Know How Centre).
* Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
* Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.
* Кросс-докинг. Консолидация складов.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации
логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5»
вошли (рис. 13):

* Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
* Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
* Эффективное управление цепочками поставок.
* Повышение эффективности складской логистики и
* Сокращение затрат на логистику.

Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете
наиболее эффективными?

На рис. представлена структура данных ответов.

Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в
2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и

3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).

Рис. 19. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит
решить в 2011-2012 гг.?

На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в
последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания
клиентов (38%).

Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012
гг.

Выводы исследования:

1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества
обслуживания клиентов.
2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых
показателей на всем протяжении цепочек поставок.

Координационный совет по логистике Москва, Ленинградский проспект, 64, офис
217нд тел. +7 (499) 155-0743 +7 (499) 155-0743 155-0830, 155-0180
logist@ec-logistics.ruwww.ccl-logistics.ru

Похожие записи