Роль упаковки в логистике и страховании

Над созданием и применением упаковки трудятся люди самых разных профессий — от
дизайнеров до физиков. Трудно назвать хоть одну область человеческой
деятельности, где можно обойтись без упаковочных средств.

Каждый производитель озабочен не только производством товара, но и подходящей
для этого товара упаковкой. Упаковку применяют главным образом для перевозки и
хранения (долгого или кратковременного), а также прямых продаж. В зависимости
от цели использования, упаковка делится на четыре большие категории: на
потребительскую, транспортную, производственную и консервирующую. Упаковка
является не просто бочками, ящиками, коробками и другими предметами, а частью
товара, которая обеспечивает его сохранность при перевозке, хранении и
использовании, а так же потребительскую привлекательность.

Значение упаковки в транспортной деятельности

Хорошая, качественная упаковка должна отвечать ряду требований. Она призвана
не только привлекать внимание и информировать потребителя о параметрах и
свойствах товара, но сохранять качество продукта при хранении и перевозке, не
слишком увеличив его себестоимость. Законодательством по стандартизации
упаковка определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту
товара от вредного воздействия окружающей среды, от нанесения повреждений,
загрязнений и потерь, а так же облегчающих процесс обращения товаров, включая
хранение, транспортировку, перегрузку и реализацию продукции.

Т.е. транспортная упаковка должна быть прочной — не допускающей повреждений,
протеканий и других нежелательных изменений продукта. Необходимо, чтобы она
была абсолютно безвредной для конечного потребителя. Например, некоторые
пищевые пленки при нагревании выделяют токсичный формальдегид, которым может
пропитаться упакованное в них мясо, рыба, овощи или другая пищевая продукция. И
даже если потом расфасовать товар в другую упаковку, качество продукции это не
улучшит. Поэтому транспортная упаковка должна соответствовать определенным
техническим стандартам.

Картонные коробки, стеклянные банки, цветные полимерные пленки — все это
считается транспортной упаковкой, предназначенной специально для перевозки
грузов. В разных ситуациях упаковка одного и того же типа может быть как
транспортной, так и потребительской. Например, коробки из гофрокартона могут
служить перевозочной тарой для больших объемов продукции, а могут быть
потребительской упаковкой для бытовой техники. Изменится при этом лишь одно —
дизайн. В отличие от потребительской упаковки, транспортная, в большинстве
случаев, несет на себе только логотип компании и специальную маркировку. По ней
профессионалы определяют, что за товар находится внутри упаковки.

Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят разного рода
лотки, ящики, бочки и т.д. В последнее время этот вид тары стал производиться
из пластмасс. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью
и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического
ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет
продукцию от внешних воздействий, имеет привлекательный внешний вид. Благодаря
своей жесткости полимерная тара может легко штабелироваться в несколько ярусов,
занимая при складировании минимальные площади.

Наряду с жесткой тарой существует также мягкая транспортная тара. К ней
относятся мешки, чехлы, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной
пленки. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является
то, что пустая тара легко складывается и занимает мало места при перевозках.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое
распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок. Эти
материалы применяются в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других
отраслях промышленности.

При подготовке груза к перевозке грузоотправитель должен руководствоваться
соответствующими нормами и стандартами. В логистической цепочке, зачастую,
такая обязанность лежит не столько на производителе, сколько на перевозчике,
т.к. в конечном итоге именно он будет возмещать ущерб. Готовя груз к
транспортировке, грузоотправитель должен ясно представлять себе наиболее
очевидные опасности, поджидающие груз. Он также должен обеспечить соответствие
упаковки предполагаемым нагрузкам и защиту груза. Однако, себестоимость
упаковки для производителя гораздо важнее её соответствия установленным
нормативам. Это зачастую приводит к тому, что некоторые, даже весьма уважаемые
зарубежные поставщики, отправляют свою продукцию в ненадлежащей упаковке.
Помимо этого, в силу специфичности каждого вида перевозки, производитель имеет
весьма смутное представление о реальных опасностях транспортировки, пока не
столкнётся с ними на практике. Европейский производитель, как правило, не в
состоянии реально оценить риски при перевозке груза в Россию или в Среднюю
Азию. Груз, благополучно пересекший Европу, к моменту его доставки российскому
покупателю приходит в полную негодность. Фирма-поставщик при этом заявляет, что
с такой упаковкой «у них не было проблем». Мало того, при международных
перевозках экспедитор сталкивается ещё с одной проблемой: в разных странах
действует различное законодательство, и нормы упаковки порой сильно отличаются.
Например, нормы упаковки в Италии и в России различаются настолько существенно,
что зачастую экспедитор вынужден переупаковывать товар за свой счет, потому,
что он отдает себе отчет, в каком состоянии придёт товар к российскому
получателю, если оставить его в итальянской упаковке.

Роль упаковки при транспортном страховании

С точки зрения ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ, значение упаковки трудно
переоценить. Если говорить применительно к страхованию грузов или товаров на
складе, то логично будет рассматривать транспортную упаковку, т.к. именно она
служит для того, чтобы доставить перевозимый товар из одного места в другое в
целости и сохранности. Транспортная упаковка отличается от потребительской
большей прочностью, амортизирующими и барьерными свойствами. Но, дело в том,
что при страховании собственник заинтересован в возмещении убытка при
повреждении именно потребительской упаковки, т.к. она является частью товара.
Поэтому, страховщик всегда учитывает надёжность не только транспортной, но и
потребительской упаковки. Согласитесь, одно дело страховать перевозку соков в
стеклянных бутылках, и совсем другое — в специальных бумажных тетра-паках.
Упаковка, в данном случае, будет определяющим фактором при оценке страховщиком
стоимости страхования.

На практике, вопрос о качестве упаковки до начала страхования носит
поверхностный характер: страхователь должен сообщить общие параметры упаковки
перевозимого груза и указать их в заявлении на страхование. Казалось бы,
страховая компания должна быть очень заинтересована в том, чтобы
грузоотправитель проконтролировал соответствие упаковки установленным нормам и
правилам, и этим обеспечил сохранность перевозимого товара. На деле,
страховщики крайне редко вдаются в подробности упаковки застрахованного груза.
Для оформления договора страхования вполне достаточно, если в Заявлении будет
написано: «упаковка производителя». Этому есть вполне логичное объяснение: при
несоответствии упаковки установленным стандартам, страховщик, в случае убытка,
вправе отказать в выплате страхового возмещения. И это вполне законно. Такие
условия страхования надо учитывать не только собственникам и производителям, но
и перевозчикам. Но не правильно полагать, что страховщик равнодушно относится к
неправильной упаковке груза. Если говорить о долгосрочном сотрудничестве, то
тут иная ситуация. Страховщик никогда не оставит без внимания тот факт, что
упаковка не соответствует условиям перевозки или хранения, и будет настаивать
на её улучшении. Рекомендации по защите груза могут касаться как самой упаковки
груза, так и способа её крепления и укладки внутри перевозочного средства.
Добросовестный страховщик вовсе не заинтересован всё время оформлять отказы в
выплате своему постоянному клиенту. Он заинтересован в том, чтобы упаковка была
надёжной и обеспечивала максимальную безопасность перевозимого груза. Ведь это
может существенно снизить риски, а, следовательно, уменьшить стоимость
страхования для его постоянного клиента, что будет способствовать более
прочному сотрудничеству. Таким образом, выполнять рекомендации страховой
компании, в конечном счете, выгодно и отправителю, и получателю, и уж тем более
перевозчику.

Л. Федотова, Начальник управления страхования грузов ответственности ТЭК ОАО
СГ «Межрегионгарант»

www.ktr-online.ru

Похожие записи