Руководители Брестской таможни подвели итоги 2012 года и поделились ближайшими планами

В 2012 году Брестской таможней, как отметил ее начальник Леонид Досов,
обеспечено поступление в республиканский бюджет более Br3,5 трлн рублей, что
почти на 50 процентов больше, чем в 2011 году. В расчете на одного таможенника
поступления в госбюджет составили Br3,2 млрд. При этом ежедневные перечисления
Брестской таможни в республиканский бюджет достигали Br15 млрд. В минувшем
году через пункты таможенного оформления на границе проследовало в обоих
направлениях около 10 млн граждан, 2,5 млн легковых автомобилей, более 600 тыс.
грузовых транспортных средств, 500 тыс. железнодорожных вагонов. При проведении
операций таможенного контроля и специальных мероприятий за прошлый год выявлено
свыше 3 тыс. правонарушений, по которым проведены административные процессы. По
фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере
таможней возбуждено 17 уголовных дел. Комментируя эти цифры, начальник
Брестской таможни Леонид Досов отметил, что тенденция увеличения и без того
огромного товаропотока в зоне деятельности Брестской таможни сохранилась и в
минувшем году. Грузов стало больше примерно на 15 процентов. С одной стороны,
это хорошо и свидетельствует об оживлении экономики. Но с другой – таможенникам
приходится решать все более сложные задачи. Пробки на границе Первейшая из
них – максимально быстрое оформление товаров и документов, чтобы на границе не
образовывались очереди. К сожалению, избежать скопления автомобилей удается не
всегда. Однако винить в этом сотрудников Брестской таможни оснований нет,
считает Леонид Досов. «Да, иногда возникают очереди на ПТО «Козловичи» и
«Варшавский мост», но мы обязательства, которые взяли на себя, договариваясь с
польской стороной, выполняем, — говорит он. – Польские коллеги за истекший год
не предъявили к нам ни одной претензии. К слову, в соответствии с
договоренностями, Брестская таможня в ПТО «Козловичи» должна за сутки
обеспечить въезд из ЕС не менее 1000 большегрузных автомобилей. С этим мы
справляемся, причем пропускаем значительно больше тысячи машин. Что же касается
«Варшавки», то на этом объекте необходимо расширять мост. Иначе – как бы мы ни
старались – с очередями не справиться. Возможно, эту проблему удастся решить в
рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею, который Беларусь будет принимать
в 2014 году. По крайней мере, такой вариант прорабатывается». На уменьшение
скопления машин в пунктах пропуска будет направлено и запланированное в текущем
году нововведение. Как сообщил заместитель начальника Брестской таможни Андрей
Ковальчук, с 1 июля 2013 года функции автомобильного контроля всецело лягут на
плечи таможенников (на сегодняшний день их в пунктах пропуска осуществляют
сотрудники Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь). Эта мера позволит сократить количество служб,
осуществляющих контрольные функции на границе, следовательно, и
грузоперевозчики смогут быстрее оформить документы и уменьшить время нахождения
своих транспортных средств в пункте пропуска. Таможня даст газ Если же
вернуться к «Козловичам», то на этом посту у таможенников, как мы уже сообщали,
появился надежный помощник – инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), который в
считанные минуты сканирует «фуру» и способен найти спрятанное в труднодоступных
узлах и механизмах автомобиля. Еще и года не прошло с того момента, как в ПТО
«Козловичи» появился ИДК и было оборудовано еще 20 рабочих мест. Тем не менее
результаты уже есть: техника помогла выявить «левого» товара на сумму 15 млрд
рублей. Следует отметить и то, что возле «Козловичей» на территории в 4
гектара (там уже намыто большое количество песка) разворачивается строительство
большой сервисной зоны. Заместитель начальника Брестской таможни Иван Песецкий
рассказал, что с помощью чешского инвестора будет возведен целый комплекс для
транзитчиков. Здесь появятся склады, гаражи, гостиница, ресторан. Но самое
серьезное преображение в ближайшие годы, по словам Леонида Досова, ожидает
«Песчатку». Совсем недавно ОАО «Стройтест №8» выиграло тендер на проведение
работ по строительству этого пункта пропуска. В соответствии с Программой
трансграничного сотрудничества Европейского Инструмента Добрососедства и
Партнерства «Польша — Беларусь — Украина» 2007 — 2013, на эти работы выделено
10,5 млн евро. Активная фаза строительства начнется во втором квартале 2013
года. Завершить же объект планируется в течение двух лет. В итоге его
пропускная способность составит 1200 автомобилей в сутки. Примечательно и то,
что задание на проектирование «Песчатки» подготовлено с учетом возможностей
объездной дороги вокруг Беловежской пущи и в соответствии с положениями
Комплексной программы развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на
Государственной границе Республики Беларусь. За счет средств республиканского
бюджета уже осуществлена подсыпка территории пункта пропуска, проведена
высоковольтная линия электроснабжения и оборудована трансформаторная
подстанция. Но самое, пожалуй, важное для жителей приграничного региона — это
завершение строительства магистрального газопровода протяженностью 9 км, что
позволило уже сейчас обеспечить доступ к газу 55 домовладений из близлежащих
деревень Каменецкого района. Еще 40 пользователей в деревнях Оберовщина,
Волковичи, Пограничное подготовили проектно-сметную документацию и в нынешнем
году получат голубое топливо. Как видим, реконструкция объектов приграничной
инфраструктуры помогает решать и социальные задачи. По закону и по чести Не
хочу идеализировать работу наших таможенников, но, согласитесь, в качестве
фигурантов громких уголовных дел они уже не мелькают. Попытка перевозчиком дать
взятку нынче расценивается таможенниками как оскорбление. Подтверждение тому –
более 200 зафиксированных попыток передачи незаконного вознаграждения
сотрудникам Брестской таможни. В каждом из этих случаев наши земляки проявили
принципиальность: получив от пересекающего границу лица документы, в которых
зачем-то оказывались денежные купюры, они вызывали сотрудников
правоохранительных органов, после чего начиналось длительное разбирательство с
письменными объяснениями, составлением протоколов, судебными заседаниями. А
ведь всего этого можно было избежать, если бы сотрудник Брестской таможни
просто вернул деньги их владельцу. Но как же тогда быть с честью мундира? С
совестью, наконец? Вот и продолжают наши таможенники фиксировать подобные
нарушения, несмотря на то, что прорехи в законодательстве позволяют отделаться
таким горе-благодетелям легким испугом. Кому нужны лыжи сборной России?
Вышеприведенные цифры вовсе не свидетельствуют о том, что в таможне служат
только те, для кого законы возведены в некий абсолют. В жизни ведь случается
всякое, и порой таможенникам приходится при принятии решений руководствоваться
не только действующими правилами пересечения границы, но и учитывать сложные
жизненные обстоятельства, в которых оказались люди. Иными словами, на таможне
не отфутболивают обращающихся с довольно сложными вопросами граждан, которым по
законам совести надо помочь. Заместитель начальника Брестской таможни Михаил
Бань привел два свежих примера. За несколько дней до Нового года в аварию под
Смоленском попал гражданин Германии. 27 декабря его жена обратилась в Брестскую
таможню с просьбой разрешить ей на эвакуаторе вывезти автомобиль. К этому
заявлению подошли без формальностей, в тот же день дали положительный ответ, и
немка 28 декабря уже была в России, а на пути назад написала благодарность
нашим таможенникам за то, что вошли в ее положение. А вот с экипировкой лыжной
сборной России брестским «мытникам» вообще пришлось разбираться самостоятельно.
Россияне то ли забыли, то ли потеряли все документы на лыжи, которые отправили
поездом. Сами же спортсмены и их тренеры на соревнования улетели самолетом. Так
бы и бегали по снежным трассам в Италии в ботинках, если бы Брестская таможня
не проконсультировала, какие необходимы документы, сделав, по сути, работу
российской стороны. «И такие форс-мажорные случаи происходят на границе сплошь
и рядом, — констатирует Михаил Бань. – Но все, что можно, мы стараемся решить».