Терминология логистики

Аутсорсинг- этопередача одного или нескольких бизнес-процесса или отказ от
собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере ремонта
или обслуживания оборудования. Русский аналог слова аутсорсинг – кооперация

Бизнес-процесс- модель преобразования сущностей типа «вход-выход», понимаемая
как работа по реализации приписываемой функции:

-Структура процессов- отражение компонент процессов и устойчивых связей между
ними

-Реструктуризация бизнес-процессов- изменение модели бизнес-процессов
компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ,
изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение
ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов

-Непрерывное Усовершенствование Процесса(CPI– ContinuousProcessImprovement) —
методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов

-Бизнес-процесс реинжиниринг(BPR -businessprocessreengineering)- методика
кардинальной реструктуризации бизнес-процессов

-Вертикальное сжатие бизнес-процессов- объединение нескольких разноуровневых
рабочих процедур в одну

-Горизонтальное сжатие бизнес-процессов-объединение нескольких одноуровневых
рабочих процедур в одну

-Команда процесса- выделенная группа менеджеров и специалистов, ответственная
за реализацию процесса (Во главе команды стоит «Владелец процесса»)

— Количественные модели логистики- количественные описания логистических
моделей компании.

— Workflow-программное обеспечение для описания, проектирования, управления и
контроля бизнес-процессов

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга- маркетинг формирует спрос, а
логистика — его реализует путем создания технико–технологически сопряженных
систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.

Выбор логистических посредников- использование посредника уменьшает цену
продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными
преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на
складирование, и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты,
связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение
прибыли.

Выбор поставщика– процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о
стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.

Груз– материальные ценности либо материалы нетоварного характера, принятые
перевозчиком для доставки в пункт назначения.

Грузовое место– физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких
предметов (соединенных между собой средствами пакетирования), имеющий
определенную форму и линейные размеры и подготовленный к погрузке,
транспортированию, разгрузке и хранению.

Грузы тарно-штучные– грузы, принимаемые к транспортированию и хранению по
счету грузовых мест (пакеты, ящики, тара, бочки, рулоны) и характеризуемые
определенными линейными размерами, формой и массой.

Грузоотправитель– юридическое или физическое лицо, от имени которого
оформляется отправка груза.

Грузополучатель – юридическое или физическое лицо, от имени которого
оформляется получение груза.

Задача MOB(MakeOrBye- «сделать» или «купить»)- решения по закупке или
самостоятельному производству комплектующих изделий или реализации
вспомогательных процессов. Принимаются как по использованию собственных средств
производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по
использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих).

Закупочная логистика– управление материальными потоками в процессе обеспечения
предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема,
регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных
частей с рынка закупок до складов предприятия.

Запасы–это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция
производственно–технического назначения, потребительские и другие товары,
ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Запас– это форма существования материального потока; материальный поток,
отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.

— Производственные запасы- часть совокупных запасов, предназначенных для
производственного потребления, находящаяся на предприятиях – потребителях всех
отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают
бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы,
поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые
переработке.

— Подготовительные запасы- часть производственных запасов, требующих
дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть
товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки
материальных ресурсов к отпуску потребителям.

— Переходящие запасы– остатки материальных ресурсов на конец отчетного
периода.

— Сезонные запасы– образуются при сезонном характере производства потребления
или транспортировки.

-Страховые (гарантийные) запасы- резервная, постоянная, неприкосновенная
внормальных условиях часть запасов,предназначенная для непрерывного снабжения
потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в
периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания
спроса.

-Товарные запасы- часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий –
изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в
пути и запасы на предприятиях торговли). Запасы товарные подразделяются на
запасы средств производства и запасы предметов потребления.

-Текущие запасы– основная, постоянно меняющаяся часть производственных и
товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового
процесса между очередными поставками.

-Цель управления запасами- обеспечение бесперебойного производства и поставки
продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе
этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов,
нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами

-SIC (StatisticalInventoryControl)– техника управления запасами использующая
статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных
запасов (для производственных компаний – с учетом времени изготовления).

Информационный поток– совокупность циркулирующих в логистической системе,
между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для
управления и контроля логистических операций. Информационный поток может
существовать в виде бумажных и электронных документов (см. Также «Задачи
информационной логистики»).

Задачи информационной логистики:

1. Организация и структуризация потоков данных сопровождающих материальный
поток

2. Доставка их в требуемое место в требуемое время и в требуемом объеме

3. Накопление структурированных данных — формирование информационного поля
для проведения полномасштабного анализа

4. Обеспечение проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация
анализа и результатов, экспертные рекомендации)

5. Доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

Классификация систем контроля за состоянием запасов– производится в
зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров как: размер
заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период
повторения) заказа.

Классификация маркировки:

— Товарная– содержит наименование изделия, название производителя товара, его
адрес, заводскую марку (товарный знак), качественные характеристики (сорт, ГОСТ
и т.д.) и другие необходимые сведения о товаре.

— Отправительская– содержит номер места, (в числителе) и число мест (в
знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и
назначения.

— Транспортная– наносится в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за
которым данная отправка принята к перевозке по книге отправлений, в знаменателе
– число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, масса
брутто и нетто.

— Специальная– указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во
время грузовых операций

Компоненты эффективности логистики:время поставки, обязательность при
поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к
поставкам.

Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики- момент
перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к
другому. Технически данный вопрос может решаться в соответствии с базовыми
условиями договоров купли – продажи, основные положения которых
систематизированы Международной Торговой Палатойв ее издании «INCOTERMS
-2000 ( 2010)».

Кросс-докинг (от англ. cross-docking )- это логистическая операция внутри
цепочки поставок, при которой отгрузка товара на склад и его последующая
доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить
хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от
поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. Кросс-докинг
проходит в один или два этапа. При использовании одноэтапного кросс-докинга
получатель адресует товар определенной торговой точке, и груз проходит через
склад как отдельный заказ без изменений. Двухэтапный кросс-докинг предполагает,
что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической
единицы, будет переформирована. При этом товар на складе можно делить на группы
(каждая из которых доставляется в торговую точку) или собирать в единый блок
(логистическую единицу) вместе с другими частями этого же заказа. Хранение
товара на складе при использовании двухэтапного кросс-докинга также исключается.

Логистика — стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением,
перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и
проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками
информации. Логистика направлена на минимизацию издержек и максимальную выгоду
и связана обычно с долгосрочным планированием.

Логистический аутсорсинг- передача услуг по организации комплекса
логистических операций сторонней компании с целью сокращения издержек.

Логистическая компания-компания, предоставляющая полный комплекс услуг,
связанных с транспортировкой и хранением грузов. Логистичекские компании могут
специализироваться только на транспортировке грузов или исключительно на
оказании услуг в области складских услуг, а также оказывать комплексные услуги
в обеих сферах. Компания АЛИДИ относится к числу логистических компаний
специализирующихся на складской логистике. Профессиональные логистические
компании экономят время и средства клиента, предлагая высокий уровень сервиса.
Логистические компании, рационально использующие свои ресурсы и средства,
приносят дополнительную прибыль клиенту.

Логистические издержки- затраты на выполнение логистических операций
(складирование, транспортировка и т.д.; сбор, ответственное хранение и передача
данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Логистический канал(канал распределения)– это частично упорядоченное множество
различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от
конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая операция:

– обособленная совокупность действий, направленная на преобразование
материального и/или информационного потока. Л.о. может быть задана множествами
начальных условий, параметров внешней среды (переменные, неуправляемые с точки
зрения данной логистической системы, которые могут быть фиксированными,
случайными фиксированными и неопределенными), альтернативных стратегий,
характеристик целевой функции. Л.о. могут быть подразделены на внешние
(направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта) и
внутренние (в рамках реализации логистической функции производства). Л.о.
первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию
ряда случайных переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполнение
поставщиками обязательств по договору поставки и др.), порой должны
производиться в условиях частичной или даже полной неопределенности. Л.о. могут
быть одно- или двусторонними (связанными с переходом права собственности на
товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое) с добавленной
стоимостью или без таковой и т.д. Наиболее часто встречающимися Л.о. являются
складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных
средств, внутренне перемещение (internal inventory transfer), т.е. перемещение
сырья, полуфабрикатов и др. при реализации логистической функции производства,
и т.д. К Л.о. могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных
информационного потока, соответствующего данному материальному потоку. Затраты
на выполнение Л.о. последнего типа составляют значительную часть логистических
издержек.

-самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем
месте и/или с помощью одного технического устройства, обособленная совокупность
действий, направленная на преобразование материального и/или информационного
потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка,
внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая те
или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как
правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. В
качестве Л.с. можно рассматривать промышленное предприятие,
территориально-производственный комплекс, торговое предприятие, инфраструктуру
экономики отдельной страны или группы стран и т.д. В последнем случае принято
говорить о макрологистической системе, в остальных случаях — о
микрологистических системах. Основной целью Л.с. является доставка продукции
производственно-технического назначения (ППТН) или товаров и изделий народного
потребления в нужном количестве и ассортименте и в максимально возможной
степени готовых к производственному или личному потреблению в требуемое
потребителем место («нужный товар в нужное время и в нужном месте» — «the right
product at the right time in the right place») при заданном уровне
логистических издержек. Л.с. как система массового обслуживания характеризуется
внутрисистемными связями и связями с внешней средой. Внутрисистемные связи при
переработке материального потока являются главным образом циклическими, а
переработка внутреннего материального потока производится по схеме обслуживания
последовательного, т.е., например, на складе материальный поток одной
подсистемы (например, хранения товаров), служащий ее выходом, одновременно
является входом другой подсистемы (комплектации). Связи Л.с. с внешней средой
характеризуются в основном как циклические и синергические. Последнее
практически означает, что на уровне входного материального потока максимальная
эффективность логистической системы достигается при одновременном поступлении
всех требующихся комплектующих изделий, деталей и т.д. Вместе с тем
невыполнение хотя бы одним поставщиком своих обязательств может привести к
значительным потерям, размер которых для предприятия-потребителя несоизмерим с
суммой недопоставки. Л.с. может быть также охарактеризована как система с
временными ограничениями, т.е. при невыполнении установленных ограничений на
время выполнения логистических операций наступают санкции. В зависимости от
структуры системы, от вида логистической цепи Л.с. подразделяются на
логистические системы с прямыми связями, логистические системы гибкие и
логистические системы эшелонированные. Наряду с функциональными подсистемами в
Л.с. можно выделить и обеспечивающий комплекс, в состав которого могут входить,
например, информационное обеспечение (совокупность форм документов и т.д.),
правовое обеспечение (положения, нормативные акты и т.д.), кадровое обеспечение
и др.

Логистическое обеспечение процесса товародвижения – совокупность форм,
методов, принципов, функций, с помощью которых логистические услуги и ресурсы
реализуются в экономических потоках для рационального и оптимального
функционирования процесса товародвижения.

Логистика сбыта– анализ, планирование, организация и контроль за всеми
движениями и операциями складирования, связанными с производством и
распределением товаров. В то время как распространение занимается простым
передвижением продуктов к потребителям, логистика сбыта управляет
распределением. Это передвижение сырья на фабрики, передвижение полуфабрикатов
через стадии производственного процесса и передвижение готовых изделий с
фабрики к потребителям. Подобная интегрированная система учитывает расположение
заводов и складов и используемых каналов распространения, чтобы максимально
увеличить эффективность.

Логистический сервиспредставляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе
поставки товаров, и неразрывно связан с процессом распределения. Объектом
логистического сервисаявляются различные потребители материального потока.

Логистическая схема доставки грузов- наиболее рациональная
транспортно-технологическая схема перемещения грузов от грузоотправителя к
грузополучателю с использованием одного или нескольких видов транспорта и
обеспечивающая прохождение товарно-материальных, информационных и финансовых
потоков.

Логистические услуги-услуги, связанные с поставкой и обработкой оптовых партий
потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения
отечественного и импортного производства, а также транспортные, складские,
экспедиторские, информационные, финансовые, страховые услуги, оказываемые
транспортно- и оптово-логистическими (торгово-логистическим) центрами.

Логистическая функция– укрупненная группа логистических операций, направленная
на реализацию целей логистической системы и задаваемая значениями показателей,
являющихся ее выходными переменными. Ряд зарубежных специалистов в области
логистики к основным («базисным») Л.ф. относит снабжение, производство, сбыт. В
рамках базисных Л.ф. участниками логистического канала выполняются материальные
и нематериальные операции, связанные со складированием продукции, передачей
права собственности на нее и переходом страховых рисков, оформлением заказов и
перевозочных документов и т.п. Л.ф. реализуются в тесном взаимодействии м
функциями маркетинга, например управления ассортиментом продукции,
прогнозирования емкости рынка и доли рынка фирмы, формирования ценовой политики
и др. Ряд авторов под Л.ф. понимает также зависимость между уровнем
логистических издержек и валовым национальным продуктом; между объемом продаж
фирмы и объемом ее логистических издержек.

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество физических и/или
юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и
т.д.), осуществляющих логистические операции (в том числе с добавленной
стоимостью) по доведению внешнего материального потока от одной логистической
системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного
потребителя (непроизводственное, личное потребление). В простейшем случае
(логистическая система с прямыми связями) Л.ц. состоит из поставщика и
потребителя, в более сложных случаях Л.ц. может иметь древовидную структуру
(эшелонированная логистическая система) или, например, вид ориентированного
графа (гибкая логистическая система).

Условные обозначения:

Т1…….Тn — множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс
услуг по доставке товаров.

D1……..Dm- множество оптовых и розничных посредников

Логистический центр– юридическое лицо по оказанию логистических и
сопутствующих услуг.

Материальный поток– продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней
различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу.
(Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”).
Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

Маркировка– различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения,
наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при
транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и
перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит:
основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные
знаки.

Метод АВС– анализа (правило 80-20)-средство классификации и ранжирования
ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость
которых определяется поставленной целью анализа и спецификой
предпринимательской деятельности фирмы

Метод XYZ- анализа- классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении
АВС — анализа в зависимости от характера их потребления и точности
прогнозирования изменений в их потребности.

Метод «Точно_в_срок»(JIT — JustInTime):

– полная синхронизация процессов снабжения с производством, что значительно
сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок;

– общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитываемого
спроса и точного управления, резко сокращаются запасы и длительность
производственного цикла.

Основная цель логистического анализа– классификация используемых ресурсов по
ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля,
регулирования и сокращения управленческих затрат.

Программное планирование закупок- процесс планирования снабжения производства
на основе производственной программы. Метод осуществляет планирование на 3-х
уровнях:

1 уровень – планирование программы производства;

2 уровень – определение потребностей и распределение материалов;

3 уровень – оперативное управление закупками (здесь фактическое отклонение от
плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает
замкнутая система).

Распределительная логистика- это часть общей логистической системы,
обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к
потребителю.

Распределительная логистикадолжна обеспечить системную взаимосвязь:

— процесса управления материальными и информационными потоками с целями и
задачами маркетинга;

— процесса распределения с процессами производства и закупок в плане
сквозного управления материальными потоками);

— всех функций внутри самого распределения.

Распределительный центр (РЦ) — это склад, с которого идут отгрузки на другие
склады компании. Непосредственно же торговля с него не осуществляется. Кроме
того, распределительные центры бывают двух типов: собственно распределительные
центры и перевалочные базы. В их общие функции, кроме хранения запасов и
поставок на другие склады компании, входят также дополнительные услуги:

-переупаковка (в том числе разбиение упаковок крупных типов на более мелкие);
фасовка;

— стикерование (в том числе штрихкодирование);

таможенное оформление;

— сертификация грузов.

Результат АВС– анализа– группировка ресурсов по трем категориям:

— Категория Авключает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов,
которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже
ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы — основные в
бизнесе фирмы.

— Категория Всоставлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени
важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно,
ежемесячного).

— Категория Свключает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов,
характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

Результат XYZ-анализа- группировка ресурсов по трем категориям:

-Категория X- ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления,
незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

-Категория Y- ресурсы характеризуются известными тенденциями определения
потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их
прогнозирования.

-Категория Z- потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции
отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

Система снабжения производства по запросам- по системе запросов с поставщиками
заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей.
Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Системный подход– комплексное изучение объекта исследования как единого целого
с позиции системного анализа.

Транспортная характеристика груза– совокупность свойств груза, определяющая
условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.

Уровень логистического сервиса- количественная оценка теоретически возможного
и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными
и стоимостными затратами на его оказание.

Услуги добавленной стоимости(value-added logistics)- различные услуги,
оказываемые распределительными центрами — раскрой, фасование и т.д., операции
кастомизации машиностроительной продукции — комплектация легковых автомобилей
разл. доп. принадлежностями и т.д., сборка в распределительном центре
продукции, которую выгоднее перевозить в разобранном виде с целью уменьшения
издержек транспортных и исключения несохранных перевозок (напр., мебель).

Характеристика груза– это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и
перевозки, физико – химические свойства, размеры, объем, масса и форма
предъявления к перевозке.

Формула Вильсона
— формула для определения
оптимальной величины заказа

Эффективность логистической системы– это группа показателей, характеризующих
качество работы при заданном уровне логистических издержек.

Производственная логистика

Производственная логистика— обеспечение качественного своевременного и
комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами,
сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Задачи производственной логистики:

— Планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей
в готовой продукции и заказов потребителей;

-Разработка план–графиков производственных заданий цехам и другим
производственным подразделениям;

— Разработка графиков запуска – выпуска продукции, согласованных со службами
снабжения и сбыта;

-Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их
соблюдением;

-Оперативное управление производством и организация выполнение
производственных заданий;

— Участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;

— Участие в разработке и реализации производственных нововведений;

Классификация логистических систем организации производства:

— «толкающего» типа МRP; DRP и др.

— «тянущего» типа ОРТ, Канбан и др.

— Комбинации систем «толкающего» и «тянущего» типа МRP-2 – Канбан

Система «толкающего» типапредставляет собой систему подачи материалов,
деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической
операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в
данном количестве на последующей технологической операции.

Система «тянущего» типа– система организации производства, в которой детали и
полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей
только по мере необходимости.

МРП (MRP)-планирование потребности в материалах. Эта система располагает
широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и
оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в
режиме реального времени.

МРП — 2 (MRP — 2)-система планирования производственных ресурсов, включающая
функции МРП, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др.

ДРП – 2 (DRP — 2)-система управления и планирования распределением продукции,
позволяющая не только учитывать рыночную конъюнктуру, но и активно
воздействовать на нее.

ОПТ (ОРТ)- оптимизированные производственные технологии. Основным принципом
системы ОПТ является выявление “узких” мест – критических ресурсов, в качестве
которых могут выступать: запасы сырья и материалов, машины и оборудование,
технологические процессы, персонал.

Канбан- комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь
принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как
организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование
количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства.

ERP система (сокр. от англ.Enterprise Resource Planning System) — Система
планирования ресурсов предприятия) — корпоративная информационная система
(КИС), предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило,
ERP-системы

WMS система(сокр. от англ. Warehouse Management System) система управления
складом) — это система управления, обеспечивающая автоматизацию управления
складскими процессами.

Third Party Logistics (3PL), логистика третьей стороны. Для логистики на
данном уровне характерен комплекс услуг, в основе которого лежит механизм
субподряда: набор услуг предоставляется в конечном итоге одним оператором, но
комплексность достигается тем, что в процессе участвуют несколько компаний,
«сторон», интегрируемых им по всей длине распределительной цепи. Экономическая
глобализация, выход на отечественный рынок мощных иностранных игроков среди
производителей требуют от российских логистических компаний, комплексности
услуг, подобных аналогам, существующим сегодня за рубежом.

Складская логистика

Складская логистика- оптимизация и управление складскими запасами, хранение
грузов (в т.ч. в разных температурных режимах), складская обработка: упаковка,
маркировка, консолидация грузов для отправки (сборные грузы) и т.д. Основной
функцией складской логистики является контроль за расходными и страховыми
запасами готовой продукции. Этот контроль заключается в содержании запасов
участниками товарообмена и обеспечении сохранности запасов, их рационального
размещения, учета, обновления и безопасности работы с ними. Обычно местом
хранения запасов является склад, складской комплекс или логистический центр. На
складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные,
комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.

Задача выбора складов- определение оптимального количества складов в системе
распределения и определение оптимального месторасположения складов
(распределительных центров) на обслуживаемой территории.

Методы решения задачи размещения складов(распределительных центров):

· Эвристический метод

· Метод полного перебора

· Метод определения центра тяжести

· Метод сетки и т. д.

Склады– здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для
приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к
употреблени

Задачи складской логистики:

— Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая
снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

— Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что
позволяет увеличит мощность склада;

— Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские
операции;

— Минимизация маршрутов внутри складской перевозки с целью сокращения
эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

— Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной
доставки;

— Максимальное использование возможностей информационных систем.

Показатели работы склада-технико – экономические показатели, используемые для
комплексного анализа различных направлений работы складов.

Штриховой код , бар–код–
комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с
нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в
значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек
обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

Ответственное хранение- содержание вещей или товаров, являющихся
собственностью поклажедателя, хранителем. Ответственное хранение грузов – это
логистическая услуга по хранению, сопровождению и обработке грузов. Данная
услуга позволяет снизить различного рода издержки (временные и финансовые) на
всех этапах дистрибьюторских и логистических цепочек.

Склад- здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения и хранения
поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Склад временного хранения- специально выделенное и обустроенное помещение или
иное место, предназначенное для временного хранения товаров и транспортных
средств с момента их представления таможенному органу РФ и до их выпуска, либо
предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным
режимом.

Склад ответственного хранения- это оборудованные по последнему слову техники
складские помещения, позволяющие оказывать услуги хранения на высшем уровне.

Складской комплекс- комплекс складских помещений для хранения товаров и
грузов, объединенных огороженной территорией или единым покрытием. На
территории складского комплекса производятся операции по складской логистике,
включающие содержание запасов, их сохранность, рациональное размещение, учет и
обновление. Существует распределение складских комплексов по классам.

Складской комплекс класса А -одноэтажное (однообъемное) здание, созданное по
современным технологиям с использованием высококачественных материалов,
предназначенное для хранения товаров. Данное здание обычно оснащено высокими
потолками не менее 10 м, которые позволяют установку в здании многоуровневого
стеллажного оборудования. Складской комплекс класса А имеет ровный пол с
антипылевым покрытием с максимальной нагрузкой 5-7 т/кв. м, оснащен системой
пожарной сигнализации и автоматической системой пожаротушения. Кроме того,
подобное складское здание обладает полностью регулируемым температурным
режимом. В данном здании присутствуют тепловые завесы на воротах, автономная
электроподстанция и тепловой узел. Складской комплекс класса А обычно оснащен
системой центрального кондиционирования и/или системой приточно-вытяжной
вентиляции, системами охранной сигнализации и видеонаблюдения. Складской
комплекс обычно имеет автоматические ворота с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте. Такой комплекс характеризуется также наличием офисных
площадей и территории для стоянки и маневрирования большегрузных автомобилей.

Складской комплекс класса B-здание для организации хранения товара, высота
потолков которого составляет от 6 до 8 м. Половое покрытие представляет собой
асфальт или бетон без покрытия. Температурный режим в данном складском
комплексе – 10–18 градусов Цельсия. Есть пожарная сигнализации и гидрантная
система пожаротушения, пандус для разгрузки автотранспорта, а также офисные
помещения при складе. Телекоммуникации — МГТС. Такое помещение охраняется по
периметру территории.

Транспортная логистика

Автобус– автомобильное транспортное средство, предназначенное дляперевозки
пассажиров, их багажа и имеющее более девяти мест для сидения, включая место
водителя.

Автомобиль – любое механическое самоходное транспортное средство,
используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов, или для
буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей
или грузов.

Автомобильное транспортное средство– транспортное средство (одиночное или
состав из нескольких единиц транспортных средств), приводимое в движение
двигателем и предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального
оборудования по автомобильным дорогам.

Автомобильное транспортное средство специального назначения– автомобильное
транспортное средство, предназначенное для иных целей, чем перевозка пассажиров
или грузов.

Автомобильный перевозчик– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
выполняющие на основании договора или на иных законных основаниях автомобильные
перевозки пассажиров или грузов.

Автопоезд – автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом к нему.

Автопогрузчик — подъемно-транспортная машина с приводом от двигателя
внутреннего сгорания топлива (бензин, дизельное топливо), оборудованная
сменными грузозахватными приспособлениями для транспортирования, погрузки,
разгрузки, штабелирования и дештабелирования грузов.

Автомобильные перевозки – любое передвижение по дорогам, открытым для общего
пользования, порожнего либо с людьми или с грузом транспортного средства,
используемого для перевозки пассажиров или грузов.

Автомобильные перевозки в регулярном сообщении – перевозки, выполняемые по
определенному маршруту, расписанию (интервалу движения), с установленными
началом и окончанием работы, местами посадки и высадки пассажиров, тарифами.

Автомобильные перевозки в нерегулярном сообщении – перевозки, которые не
могут быть отнесены к перевозкам в регулярном сообщении.

Водитель– физическое лицо, управляющее автомобильным транспортным средством и
являющееся в соответствующих случаях представителем автомобильного перевозчика.

Выбор вида транспортного средства- одна из основных задач транспортной
логистики, решаемая с учетом следующих данных:

— базисных условий поставки;

— характера груза – его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;

— количества отправляемых партий груза;

— места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных,
климатических, сезонных характеристик;

— расстояния, на который должен быть доставлен груз;

— ограничений скорости перевозки груза;

— ценности груза;

-близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети,
магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.п.

Виды перевозок :

-Интермодальная перевозка(Intermodal Transport)- это родовое понятие для
Комбинированной перевозки

,Сегментарной перевозки

,Мультимодальной перевозки

. Она определяется как перевозка груза несколькими видами транспорта, где один
из перевозчиков обязуется организовать всю перевозку груза от дери до двери
(D2D) из одного пункта назначения или порта через один или несколько пунктов в
конечный пункт назначения. В зависимости от того, как распределена
ответственность между включенными в такую перевозку перевозчиками, выдаются
различные транспортные документы (В законодательстве РФ используется понятие
Прямое смешанное (комбинированное) сообщение

).

-Сегментарная перевозка(SegmentedTransport)- это перевозка, в которой
перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает
на себя ответственность только за ту часть перевозки, которую осуществляет он
сам.

-Мультимодальная перевозка(MultimodalTransport)- это перевозка, в которой
перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает
на себя ответственность за всю перевозку груза в целом. В этом случае он может
выдавать отправителю документ на мультимодальную перевозку, который покрывает
весь путь следования груза.

-Комбинированная перевозка(CombinedTransport)- это перевозка груза в одном и
том же перевозочном месте, осуществляемая нескольким видами транспорта —
дорожным, железнодорожным и водным

-Смешанная международная перевозка- перевозка грузов, по меньшей мере, двумя
разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в
одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до
обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке
грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом
транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной
смешанной перевозкой.

-Оператор смешанной перевозки- любое лицо, которое от собственного имени или
через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной
перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени
грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки,
и принимает на себя ответственность за исполнение договора.

-Прямое смешанное (комбинированное) сообщение- перевозка грузов, пассажиров и
багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.

Грузовой автомобиль – любое автомобильное транспортное средство, которое по
своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки грузов.

Грузовое автомобильное транспортное средство– транспортное средство,
предназначенное по своей конструкции и оборудованию главным образом для
перевозки грузов.

Диагностика – проверка работоспособности узла, агрегата или системы без
снятия и разборки.

Деятельность на автомобильном транспорте– организация и выполнение
автомобильных перевозок, и предоставление сопутствующих транспортных услуг.

Ежедневное обслуживание подвижного состава (ПС) – общий контроль технического
состояния транспортного средства, направленный на обеспечение безопасности
движения, поддержание надлежащего внешнего вида, дозаправка транспортного
средства топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Задачи транспортной логистики:

— Выбор вида транспортного средства.

— Выбор типа транспортного средства.

— Определение разноканальных маршрутов доставки.

-Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса.

— Совместное планирование транспортных процессов на различных видах
транспорта (в случае смешанных перевозок).

— Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и
транспортных цепей.

Заказчик – юридическое или физическое лицо, или подразделение завода, подавшее
заявку на перевозку грузов или пассажиров.

Коммерческие автомобильные перевозки– автомобильные перевозки пассажиров или
грузов, выполняемые за плату на основании договора автомобильной перевозки
пассажира, договора автомобильной перевозки груза или на иных законных
основаниях.

Капитальный ремонт – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и
полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или
восстановлением любых его частей, включая базовые.

Легковой автомобиль– пассажирское автомобильное транспортное средство, в
котором имеется не более девяти мест для сидения, включая место водителя.

Междугородные автомобильные перевозки – перевозки, выполняемые за пределы
города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или
пригородным.

Международные автомобильные перевозки– перевозки, выполняемые между пунктами,
расположенными на территории разных государств.

Международный транспортный коридор-совокупность связывающих страны
магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь
создаваемых) с соответствующим обустройством, обеспечивающих перевозки
пассажиров и грузов в международном сообщении, в направлении их наибольшей
концентрации.

Ремонт подвижного состава – комплекс операций по восстановлению его
исправности или работоспособности.

Незапланированная перевозка– перевозка, при которой сроки планирования и
подачи заявки на перевозку не соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Опасные грузы– вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами,
проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или)
пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению
или ожогам, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств или
иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде.

Организация перевозок грузов– процесс, определяющий работу и отношения
отправителей и получателей грузов и транспортных предприятий по качественной
доставке груза потребителю в определенное время и в необходимом количестве с
минимальными затратами.

Перевозчик– юридическое или физическое лицо, владеющее автотранспортным
средством на праве собственности или на других законных основаниях и
осуществляющее перевозку.

Полуприцеп– разновидность прицепа, который по своей конструкции предназначен
для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается
на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Прицеп – транспортное средство без двигателя, буксируемое автомобилем и
предназначенное для перевозки грузов.

Предприятия Белорусской железной дороги– предприятия, осуществляющие перевозки
пассажиров, грузов и багажа в определенных регионах железнодорожной
транспортной сети, а также выполняющие другие транспортные работы и услуги
юридическим и физическим лицам.

Провозные возможности -объем грузовых перевозок (млн. тонн груза), который
может быть выполнен по данному пути сообщения (для одного или обоих
направлений) в течение года.

Седельный тягач– автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию
предназначен для буксировки полуприцепа.

Совместимость грузов– возможность совместного транспортирования различных
грузов. Грузы считаются совместимыми, если при их перевозке в одном грузовом
помещении (кузове транспортного средства) исключено их взаимодействие, которое
может привести к пожару, взрыву, выделению ядовитых веществ, повреждению груза
и т.п.

Тарифное руководство – систематизированное издание, в котором публикуются
утвержденные в установленном порядке тарифы на перевозки железнодорожным
транспортом общего пользования пассажиров, грузов и багажа, ставки и сборы за
работы и услуги, а также порядок их исчисления и применения.

Технологические перевозки– перевозки, связанные с непосредственным
транспортным обслуживанием технологических производственных процессов,
суправлением производством, со сбытом продукции, с перемещением работников к
месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским
транспортом общего пользования.

Техническое обслуживание подвижного состава – комплекс операций по
поддержанию его в работоспособном состоянии.

Текущий ремонт подвижного состава– ремонт, выполняемый для обеспечения или
восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или)
восстановлении отдельных частей.

Транспортная логистика:

— планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению
грузов и пассажиров, которые обеспечивают прохождение материального и
связанного cним информационного потоков от начального до конечного пунктов
следования;

-оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств;
определение разноканальных маршрутов доставки;

— обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Транспортное средство– легковые, грузовые, грузопассажирские и спец.
автомобили, автобусы, трактора, дорожные машины, прицепы и полуприцепы.

Транспортный процесс – совокупность организационно и технологически
взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными
предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими
организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов или
пассажиров.

Транспортно-логистический центр -юридическое лицо, осуществляющее комплекс
транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов, а также логистических
услуг участникам транспортной деятельности.

Транспортно-логистические услуги-транспортно-экспедиционные и другие
сопутствующие услуги, выполняемые в процессе реализации логистической схемы
доставки грузов от отправителя до получателя.

Электропогрузчик – подъемно-транспортная машина с электрическим приводом,
оборудованная сменными грузозахватными приспособлениями для транспортирования,
погрузки, разгрузки, штабелирования и дештабелирования грузов.

Электротележка – транспортная машина с электрическим приводом,
предназначенная для транспортирования грузов, оборудованная платформой и (или)
дополнительным оборудованием в соответствии с назначением.

ЭКСПЕДИТОР (forwarding agent):

— работник предприятия (фирмы), осуществляющий получение грузов, их
сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товарораспорядительных
документов, а также упаковку, маркировку грузов, их хранение и др.

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку
грузов

ЭКСПЕДИЦИЯ(expedition):

— договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой
стороны (клиента) отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы,
выполнять иные связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки,
принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора;

— предприятие или отдел предприятия, производящий отправку, рассылку
чего-либо.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт общего пользования– железнодорожный транспорт,
осуществляющий транспортные работы и услуги, основанные на обязанности их
выполнения по обращению любого юридического или физического лица.

Железнодорожное транспортное средство – подвижной железнодорожный состав:
локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы и т.п.

Классификация грузовых вагонов

Крытые вагоны – грузовые вагоны, предназначенные для перевозки ценных грузов,
боящихся атмосферных осадков.

Полувагоны – грузовые вагоны, предназначенные для перевозки массовых
навалочных и лесных грузов.

Платформы – грузовые вагоны, предназначенные для перевозки длинномерных и
громоздких грузов, лесных грузов.

Специализированные вагоны ( изотермические вагоны, цементовозы, кислотные
вагоны и др.)

Цистерны – грузовые вагоны, предназначенные для перевозки наливных грузов
(бензин, керосин, молоко, масло и др.).

Транспортеры – грузовые вагоны, предназначенные для перевозки тяжеловесных и
крупногабаритных грузов грузоподъемностью свыше 400 т.

Основные характеристики грузовых вагонов

Грузоподъемность вагона- определяется количеством груза в тоннах, которое

может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых
частей, рамы и кузова.

Вместимость вагона – это произведение длины вагона на его ширину и высоту,
т.е. полный объем вагона.

Показатели использования железнодорожного транспорта

Сроки доставки грузов – период времени, в течение которого груз должен быть
перемещен из места отправления в место назначения.

В сроки доставки включается также время, необходимое для выполнения
погрузочно-разгрузочных работ, вспомогательных операций и т.д. На железных
дорогах сроки доставки устанавливаются с учетом времени на операции по
отправлению и прибытию грузов, расстояния между станциями отправления и
назначения; скорости продвижения грузов, зависящей от категории отправки
(повагонная, маршрутная, мелкая отправка); времени на доп. операции
(переадресовка, перевалка) и т.д.

Нагрузка вагона – это показатель степени использования грузоподъемности
средства транспорта и вместимости вагона в зависимости от перевозимых грузов и
дальности их транспортировки.

Статическая нагрузка вагона– это количество груза в тоннах, погруженного в
вагон. Средняя статистическая нагрузка вагона определяется делением массы
погруженных грузов на количество вагонов.

Динамическая нагрузка вагонов рабочего парка– это количество грузов в тоннах,
приходящееся в среднем на грузовой вагон рабочего парка на всем пути
следования; вычисляется путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на
общий пробег грузовых вагонов рабочего парка.

Динамическая нагрузка груженого вагона характеризует среднюю загрузку
груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается путем деления
грузооборота нетто эксплуатационного на пробег груженых вагонов рабочего парка.

Мария Пиута

Похожие записи