Украина, Белоруссия и Польша ищут замену транзитной российской нефти

Старт в конце марта нефтепровода БТС-2 стал сигналом к дальнейшему снижению
транзита российской нефти через Боруссию в польские порты, пишетRegnum.
В 2010 году белорусское ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
прокачало в целом 75,5 млн тонн нефти, а в 2011 — 72 млн тонн. С вводом БТС-2
компания прогнозирует падение объемов перекачки до 60-65 млн тонн в год, из
которых 50 млн тонн будет идти транзитом в Польшу.

Зачем Белоруссии венесуэльская нефть…

Снижение объемов прокачки нефти означает падение доходов Белоруссии и Польши,
что не может не вызывать недовольства в этих странах. Вряд ли случайно в
польских и белорусских СМИ появились публикации о значительной угрозе экологии
от перевалки нефти в порту Усть-Луга в связи с якобы недостаточной надежностью
портовых сооружений. Агентство Reuters распространило информацию, что Россия в
апреле пошлет в Чехию только около 80 тыс. тонн нефти, при этом нормальная
месячная норма достигает около 400 тыс. тонн. Неизвестные эксперты заявили, что
Россия сократила поставки нефти в Польшу и Германию, перенаправив объемы нефти
на другие экспортные направления. Другие — это БТС-2.

Сообщения оказались дезинформацией, так как от покупателей российской нефти
не поступало претензий о сокращении плановых объемов поставок. Дезинформацию о
сокращении поставок в Чехию опровергли представители «Юнитпетрола», главного
чешского получателя российского сырья. По их словам, проблемы с поставками
нефти из России не наблюдаются, два нефтепровода на данный момент поставляют в
страну достаточное количество нефти.

В этом году Белоруссия получит 21,5 млн тонн российской нефти на условиях
лучше, чем в прошлом. Поэтому республика планирует в ближайшее время свернуть
импорт венесуэльской нефти. Венесуэльская нефть поставлялась в Белоруссию из
Венесуэлы танкерами через эстонский порт Мууга, далее на Новополоцкий НПЗ
«Нафтан» сырье перевозилось железнодорожным транспортом. В 2011 году в
Белоруссию ежемесячно поставлялся примерно один танкер с венесуэльской нефтью
(около 80 тысяч тонн), в течение года было поставлено около 1,2 миллиона тонн.
Кроме того, в прошлом году по своп-контрактам с Венесуэлой в Белоруссию было
поставлено около 1 миллиона тонн азербайджанской нефти через нефтепровод
«Одесса-Броды».

До конца 2012 года белорусы арендовали украинскую трубу за $60 млн, используя
ее больше в политических целях, чем для реальной потребности. Можно напомнить,
что в 2010 году на волне противостояния с России в Минске заявили о планах
импортировать в 2011 году 10 млн тонн венесуэльской нефти и 4 млн тонн
азербайджанской. Сейчас Минск тем более не испытывает потребности в импорте
сырья через нефтепровод «Одесса-Броды». Однако сохранение аверсного режима
украинского нефтепровода выгодно белорусам — в данном варианте исключаются
поставки российской нефти на принадлежащие российским компаниям украинские НПЗ.
А это оставляет рынок Украины свободным для продукции белорусских предприятий.

Что делать с пустой трубой?

По оценкам экспертов, в прошлом году поставки нефтепродуктов из Белоруссии на
Украину составили порядка 8 млн тонн. Украинские власти не знают, что делать с
пустой трубой. На днях инженер-технолог «Гомельтранснефть Дружбы» Владимир
Воробьев сделал заявление для СМИ о том, что Белоруссия имеет все
технологические возможности, чтобы обеспечить транзит азербайджанской нефти по
магистральным нефтепроводам «Одесса-Броды» и «Дружба» из украинских портов
через свою территорию в Польшу. О поставках азербайджанской нефти в Польшу
давно говорят в Киеве, но хотят для этого достроить прямой отрезок трубы от
Брод до Плоцка. Польская сторона этот проект не поддерживает.

Перекачка нефти в Польшу через Белоруссию менее выгодна Украине, но все же
это лучше, чем ничего. Вот только у Азербайджана не хватает нефти для загрузки
основной экспортной трубы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Объем экспорта сырой
нефти по БТД в 2011 году составил около 32,2 миллиона тонн, что на 13% меньше
показателя 2010 года и в два раза меньше потенциальной мощности трубы. Малая
загрузка вынудила владельцев БТД поднять стоимость прокачки с 4 до 5,5 доллара
за баррель, после чего от использования нефтепровода отказался Казахстан. В
январе-феврале загрузка трубы снизилась еще на 13,5%.

Все потребности Белоруссии в нефти сегодня удовлетворяет Россия. Ответ на
вопрос, зачем Лукашенко сначала понадобилась венесуэльская нефть, а теперь
азербайджанская, если рентабельность украинского трубопровода возникает только
при объемах не менее 20 млн тонн, очевиден. Инициировав реэкспорт истинно
белорусской нефти, как ее называет Лукашенко, под видом
белорусско-венесуэльской-азербайджанской нефти, Белоруссия экспортирует
иранскую нефть. В логистически дорогом экспорте нефти в Европу через Черное
море и Украину может быть заинтересован только Иран, против которого США и
Европа ввели экономические санкции. Маршрут через Азербайджан позволит иранской
нефти «окраситься» в азербайджанской или туркменский цвета. Никакой другой
нефти для экономически обоснованного наполнения трубы «Одесса-Броды» не
просматривается. Единственная альтернатива Казахстан, давно разворачивает все
свои нефтяные потоки в направлении Китая и даже США не в силах повлиять на это.
Как только американцы хотели помешать процессу, у них начались проблемы на
месторождениях, которые они разрабатывают совместно с казахами.

Заявления представителей Киева и Минска позволяют сделать вывод, что при
поддержке Варшавы они готовы связаться с иранской нефтью, рискуя вызвать
неудовольствие в Европе и США. Впрочем, на Украине не исключают возможности
запуска нефтепровода «Одесса-Броды» в реверсном режиме, если Белоруссия не
будет качать нефть с Черного моря. Но очередной реверс в сторону российских
нефтяников будет выглядеть как-то уж очень неприлично.
Автор: Дмитрий Парфенов, независимый эксперт ТЭК

Похожие записи