Таможенное оформление грузов, товаров — достаточно специфическая сфера деятельности, которая подразумевает работу с таможенными органами (растаможку) в регламентированном государством правовом поле

Компании — участницы внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
организуют эту деятельность по-разному: одни предпочитают проводить таможенное
оформление собственными силами, другие обращаются к таможенным брокерам
(представителям), осуществляющим таможенное оформление товаров на основании
договора.

Организовать работу по таможенному оформлению грузов и товаров силами компании несложно, но это
требует значительных финансовых и трудовых затрат, связанных с покупкой и
поддержкой специфического программного обеспечения, а также набором в штат
компании и обучением специалистов по таможенному оформлению. Кроме того,
существуют риски ошибок персонала в трактовке внешнеэкономического и
таможенного законодательства, что может повлечь как административную, так и
уголовную ответственность руководителей компании.

Таможенные брокеры могут иметь статус общероссийского таможенного
представителя, то есть иметь свидетельство о включении в Реестр таможенных
брокеров (представителей), что позволяет им работать со всеми группами товаров
на всей территории Российской Федерации без ограничений отдельных таможенных
операций под собственной печатью. В роли таможенных брокеров могут также
выступать и компании, оказывающие консультационные услуги и содействие в
таможенном оформлении. При этом такие компании работают под печатью импортера.

Выбирая таможенного брокера, руководители компании — участницы ВЭД должны
четко понимать, что независимо от того, является ли таможенный брокер
официально зарегистрированным или нет, ответственность за нарушение таможенных
правил, неправильную трактовку таможенного законодательства, неверную
информацию, направленную в таможенные органы, лежит на компании — участницы ВЭД.

Итак, что же собой представляет таможенное оформление товаров, из каких этапов
оно состоит, и какие действия производятся представителями таможенных органов,
компании-участника ВЭД и таможенного брокера во время таможенного оформления?

Таможенное оформление — это выполнение перечня формальностей, возникающих в
связи с перемещением через таможенную границу товаров, а также в случае смены
таможенного режима для ранее перемещенных товаров.

Таможенное оформление включает в себя две процедуры:

  • Предъявление таможенному органу контрактных, платежных, товаросопроводительных, разрешительных документов, деклараций на товары и самих декларируемых товаров;
  • Уплата таможенных платежей.

Иногда вместо термина «таможенное оформление» при ввозе (импорте) товаров
применяют термин «таможенная очистка». В настоящее время, в соответствии с
Таможенным кодексом Таможенного союза, существует также термин «таможенное
декларирование», который используется вместо термина «таможенное оформление».

Таможенное оформление состоит из шести этапов:

  • Прием, регистрация и учет таможенным органом декларации на товары;
  • Контроль правильности классификации товаров (определения кода ТНВЭД) и
    соблюдения правил нетарифного регулирования;
  • Валютный контроль и контроль правильности определения таможенной стоимости.
  • Проверка правильности прохождения таможенных платежей;
  • Таможенный контроль товаров;
  • Выпуск товаров.

Декларация на товары (ДТ) — это документ, оформляемый на товар при перемещении
его через таможенную границу. Содержит сведения о товаре, его таможенной
стоимости, транспорте, осуществляющем доставку, условиях поставки, отправителе
и получателе.

ДТ представляет собой унифицированный бланк и состоит из четырех листов.
Первый лист после выпуска товаров остается в специальном архиве таможни; второй
— в отделе таможенной статистики; третий возвращается декларанту и четвертый
лист либо при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам
и направляется в таможенный орган, либо при ввозе товаров остается в отделе
таможенной стоимости органа, осуществляющего оформление.

Декларация на товары подтверждает законность сделки между участниками
внешнеэкономической деятельности и законность ввоза или вывоза товара через
таможенную границу. По существу, это своего рода «таможенный паспорт» товара,
имеющий юридическую силу.

Декларация может быть подана таможенному органу либо в бумажной форме,
заверенной печатью организации, подающей декларацию, либо с применением
электронной формы декларирования при наличии у лица, подающего декларацию,
электронной цифровой подписи. Подача таможенной декларации в электронной форме
существенно сокращает время оформления товаров.

Для классификации товаров используется документ под названием «Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД), содержащий
кодифицированный перечень товаров и определяющий для каждого товара размер
таможенной пошлины, акциза, НДС, а также необходимость обязательной
сертификации и некоторые другие меры нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности.

Например, бытовым кондиционерам соответствуют следующие коды ТН ВЭД:

  • 8415101000 — кондиционеры оконного или настенного типа в едином корпусе;
  • 8415109000 — сплит-системы.

Для проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления
лица, перемещающие товары, обязаны предоставлять таможенным органам все
необходимые для этих целей документы и сведения.

Перечень документов, необходимый для таможенного оформления, зависит от
направления (ввоз или вывоз), цели перемещения товара через таможенную границу,
условий перевозки, формы расчетов между контрагентами, выбранного таможенного
режима, а также кода ТН ВЭД и связанных с ним ограничений.

Из всего многообразия таможенных режимов участниками ВЭД наиболее часто
используются:

  • выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  • экспорт;
  • временный вывоз.

В пакет документов для таможенного оформления партии товара, как правило,
входят:

    • внешнеторговый договор/контракт (купли-продажи, поставки, мены, соглашение
      на поставку), включая все дополнительные соглашения и спецификацию на
      поставляемые товары;
    • счет/инвойс, счет-проформа, упаковочный лист;
    • технические описания, позволяющие однозначно классифицировать товары;
    • товарно-транспортные документы (коносамент, книжка МДП, международная
      автомобильная накладная (CMR), российская товарно-транспортная накладная (ТТН),
      авианакладная, железнодорожная накладная (международная или российская);
    • платежные поручения на оплату товаров и на авансовые платежи для уплаты
      таможенных пошлин, акцизов, сборов и НДС;
    • документы, необходимые для осуществления валютного контроля и подтверждения
      таможенной стоимости товара (паспорт сделки, перевозочные, страховые документы,
      платежные документы), а также разрешения государственных органов;
    • лицензии Федеральной таможенной службы (в случае заявления определенных
      таможенных режимов), а также министерств и других государственных органов (на
      ввоз или вывоз товаров, подлежащих нетарифному контролю);
    • сертификаты (происхождения товара, соответствия, гигиенический сертификат,
      сертификат безопасности, ветеринарное, фитосанитарное свидетельство).

Вышеперечисленные документы представляются в таможенный орган в оригинальном
исполнении либо в виде заверенных копий.

Валютный контроль производится для проверки соответствия условий
внешнеторгового договора действующему валютному законодательству, a также
соответствия условий оплаты по договору фактически произведенным платежам.

Таможенная стоимость — это стоимость товара, определяемая в целях исчисления
таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически
является налоговой базой. Как правило, таможенная стоимость определяется
декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными
органами.

Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют
методам, принятым в мировой практике:

По стоимости сделки с ввозимыми товарами — основной метод определения
таможенной стоимости, когда она определяется по стоимости сделки, фактически
оплаченной или подлежащей оплате на момент пересечения товаром таможенной
границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на
транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные
декларантом к моменту пересечения таможенной границы.

По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости
по стоимости сделки с идентичными товарами. Стоимость сделки с идентичными
товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости,
если эти товары:

  • проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до
    ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих
    условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или)
    на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую
    корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить
    таможенному органу РФ ее обоснованность. В случае если при применении этого
    метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для
    определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из
    них.

По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не
отличается от метода 2, за исключением понятия «однородные товары» — товары,
которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и
состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что
и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые
(оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей
агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном
состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для
внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость
(таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и
прочее).

На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих
товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для
продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного
наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров
зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не
все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам
страны-импортера.

Резервный метод — применяется в случае невозможности определения таможенной
стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных
оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на
стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на
фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в
стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае
невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5,
которые могут применяться в обратном порядке.

После исчисления, списания и контроля уплаты таможенных платежей (пошлин,
таможенных сборов, акцизов, НДС) таможенным органом может производиться
таможенный контроль оформляемых товаров путем полного или частичного
таможенного досмотра, во время которого определяется соответствие товаров
заявленным в декларации на товары.

Нужно иметь в виду, что с 18 января 2013 года при таможенном декларировании
товаров в электронной форме таможенные сборы за таможенные операции взимаются в
размере 75 % от ставок таможенных сборов.

При отсутствии претензий таможенного органа к документам и товарам
производится выпуск товаров с проставлением в ДТ печати таможенного органа и
штампа «Выпуск разрешен». В противном случае выносится решение о невозможности
выпуска товаров.

Отказ таможенного органа в выпуске товаров должен быть письменным,
мотивированным и содержать запрос на предоставление дополнительных документов.

При заключении договора с таможенным брокером (представителем) важно, чтобы
перечень услуг брокера максимально охватывал все этапы таможенного оформления,
а также подготовительные и заключительные процедуры. В качестве примера можно
привести следующий перечень:

  • Анализ документов, необходимых для таможенного оформления на соответствие
    законодательству РФ и Таможенного союза;
  • Подготовка документов, необходимых для таможенного оформления;
  • Классификация товаров, подбор кодов ТН ВЭД, определение таможенного режима;
  • Декларирование и электронное декларирование товаров;
  • Предварительный расчет и оплата таможенных платежей;
  • Прием транспортного средства с товаром на таможенном посту/СВХ;
  • Заявление таможенного режима;
  • Предъявление таможенному органу декларируемых товаров, а также документов и
    дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Согласование документов в функциональных отделах таможенного органа;
  • Содействие в проведении таможенного досмотра, списании таможенных платежей
    и выпуске товаров;
  • Оказание помощи в сертификации, экспертизах (в том числе стоимостных) в
    случае применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической
    деятельности;
  • Консультационные услуги в сфере таможенного дела;
  • Юридическая поддержка, представления и защита интересов клиента в
    таможенных органах;
  • Организация хранения и обработки грузов;
  • Подготовка и подача всего пакета документов, необходимых для получения
    классификационного решения ФТС РФ;
  • Таможенное оформление в соответствии с полученным классификационным
    решением;
  • Передача клиенту полного комплекта документов.

Отдельно хочется остановиться на ситуации, когда таможенный орган не
согласился с заявленной таможенной стоимостью и произвел ее корректировку
(КТС). При этом возможен выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных
платежей соответственно скорректированной таможенной стоимости. В этой ситуации
компании — участнице ВЭД направляется перечень дополнительных документов,
которые нужно предоставить в отведенные сроки для подтверждения заявленной
участником ВЭД таможенной стоимости. Таможенный орган может согласиться с
представленными документами и принять заявленную таможенную стоимость или не
согласиться и подтвердить КТС. Дальнейшее отстаивание заявленной таможенной
стоимости компанией — участницей ВЭД возможно лишь в арбитражном суде.

На этом завершается цикл статей, посвященных практической логистике. Надеемся,
что опубликованная информация, теоретические основы и проверенные практикой
методы решения практических задач логистики помогут сделать бизнес компаний —
участниц ВЭД еще более успешным.

Эксперимент по автоматическому таможенному оформлению импорта планируется начать до конца года

Эксперимент по автоматическому таможенному оформлению импортных товаров планируется начать до конца года, сообщил сегодня журналистам председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько.

Установлен порядок осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Минтранса

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2014 г. № 71, утвердившем соответствующее Положение.

Информация для декларантов таможенной процедуры таможенного транзита

C 14 сентября 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин!

Для ввоза пиротехнических изделий и электрических гирлянд требуются разрешительные документы

Накануне новогодних и рождественских праздников напоминаем о том, кто имеет право ввозить пиротехнические изделия и бытовые световые гирлянды, в том числе ёлочные, а также о том, какие разрешительные документы при этом потребуются.

Сближение Украины и ЕС ужесточит контроль на российской границе

Проверка грузов на российско-украинской границе, в результате которой возникли трудности, является разовой акцией, но в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС таможенное администрирование может быть ужесточено.

В ноябре 2014 года планируется ввести в эксплуатацию сервисную зону приграничного грузового терминала «Козловичи-2»

В среду, 1 октября, в ходе Белорусско-польского форума «Добрососедство» стало известно, что в ноябре 2014 года планируется ввести в эксплуатацию сервисную зону приграничного грузового терминала «Козловичи-2». Об этом сообщает директор Брестского филиала РУП «Белтаможсервис» Надежда Палто.

Министр ЕЭК Мукай Кадыркулов: «Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС должен быть подписан в этом году»

9 августа в Москве Совет Евразийской экономической комиссии обсудил семь оставшихся неурегулированными вопросов, препятствующих доработке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

В России для водителей-международников ужесточили таможенные правила

Россия, как участница Таможенного союза, усиливает пограничный контроль за транспортным потоком. Соответствующее постановление накануне подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Казахстан и Монголия обсудили сотрудничество в транспортно-транзитной сфере

Вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко принял сегодня в парламенте делегацию Великого государственного хурала Монголии во главе с руководителем межпарламентской группы по сотрудничеству Алмаликийном Тлейханом.

Часто задаваемые вопросы. FAQ.