Как модель Uber будет работать в грузоперевозках

Во вторник бывший топ-менеджер Amazon, ныне гендиректор компании Convoy Дэн
Льюис объявил о том, что его стартап собрал $2,5 млн венчурных инвестиций на
развитие бизнеса. Его новая компания предлагает услуги онлайн-заказа
грузовиков; с момента ее основания в апреле она работала в пробном режиме,
держа связь с клиентами через сайт или приложение для Android и лишь на
территории штата Вашингтон (преимущественно в Сиэтле и его окрестностях).
Сегодня же Convoy планирует выпустить программу для iOS и начать
территориальную экспансию.

По своему принципу работы Convoy схож с приложением Uber по заказу такси.
Компания предоставляет электронную платформу, связывающую напрямую заказчиков и
водителей, а затем берет определенную комиссию за посреднические услуги.
Разница лишь в том, что Uber занимается услугами пассажирских перевозок, а
Convoy выходит на рынок грузоперевозок.

Как отмечает Business Insider, этот рынок является малопривлекательным и «не
модным» для технологических стартапов, однако именно этот фактор мог иметь для
Льюиса решающее значение. «Это крайне фрагментированная, раздробленная отрасль,
— заявил изданию бизнесмен. — И заметная ее часть попросту неэффективная,
медленная. И сейчас есть великая возможность изобрести этот бизнес заново».

По данным Американской автотранспортной ассоциации (ATA), рынок автомобильных
грузоперевозок является ведущим во всей транспортной отрасли страны: на него в
2014 году приходилось 80%, или $700 млрд выручки в этом сегменте. Для
сравнения, эта сумма составляет 4% от ВВП США, или 19% ВВП России по паритету
покупательной способности на конец прошлого года.

Обкатанная технология

Пока что Convoy не планирует заниматься всеми типами грузоперевозок,
концентрируясь на локальном бизнесе, перевозках на короткие расстояния в
течение одного дня. На поездку же между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком
американские дальнобойщики в среднем тратят около двух суток. Другое
ограничение: Convoy преимущественно работает по принципу B2B, удовлетворяя
потребности малого бизнеса в перевозке товара, например со склада в магазин.

Основная идея заключается в том, чтобы максимально упростить процесс заказа
грузовика, исключив из него посредников-брокеров. По словам Льюиса, раньше
заказчику надо было созвониться с тем или иным перевозчиком (в одном лишь штате
Вашингтон издание Fortune насчитывает 24 тыс. подобных компаний) и договориться
о стоимости фрахта, времени подачи и типе грузовика. Второй вариант — нанять
брокера, который договорился бы с грузовой компанией по всем деталям сделки. За
посреднические услуги он потребовал бы от заказчика оговоренную комиссию: в
среднем от 20 до 45% от всей суммы заказа.

В сравнении с обычным способом фрахта Convoy больше напоминает сервис по
заказу такси. Компания договаривается с грузовыми фирмами, которые, в свою
очередь, обеспечивают своим водителям надлежащую страховку и подключение к
системе Convoy. Делая заказ на перевозку, клиент указывает не только пункт
назначения и время доставки, но и тип груза, его размеры и вес, а также свои
требования к грузовику (фургон, рефрижератор, бортовая машина и так далее). В
зависимости от этих параметров алгоритм вычисляет полную стоимость заказа,
включая налоги и комиссию. О том, какой процент будет оставлять себе Convoy,
компания не сообщает. По словам Льюиса, комиссия будет в несколько раз ниже,
чем у обычных брокеров.

Водитель, в свою очередь, должен согласиться на предложенную программой
стоимость перевозки, после чего может приступать к выполнению заказа. Полный
цикл оплаты — от выполнения заказа до получения денег водителем — занимает
около 1–2 недель. На случай форс-мажорных обстоятельств (например, задержки в
работе порта, откуда требуется забрать груз) Convoy оплатит водителям ожидание
свыше 30 минут. Транспортную накладную предоставляет заказчик, после выполнения
заказа водитель обязан сфотографировать подписанный документ и загрузить
изображение в приложение Convoy.

Техногранды

Работа приложения целиком зависит от компьютерных алгоритмов подсчета
стоимости заказа, поэтому стартап в первую очередь вызывает интерес крупных
технологических компаний Западного побережья. Так, среди инвесторов, принявших
участие в первом раунде сбора средств для Convoy, есть основатель eBay Пьер
Омидьяр, руководитель Salesforce.com Марк Бениофф и соучредитель Uber Гарретт
Камп. Помог Льюису и его бывший начальник, глава Amazon Джефф Безос.

Команда Convoy также частично состоит из бывших специалистов Кремниевой
долины: помимо экспертов отрасли грузоперевозок (бывших брокеров и операторов
автопредприятий), в ней работают бывшие сотрудники Google, Microsoft и Uber.
Несмотря на это, пишет Bloomberg, путь Льюиса к инвесторам проложили не столько
его собственные связи, сколько помощь со стороны его бизнес-партнера Хади
Партови.

Свободная поляна

Приложение Convoy является не первой попыткой создать «Uber для грузовиков». В
начале 2013 года российский программист Иван Цыбаев запустил приложение Trucker
Path, которое помогает дальнобойщикам находить на трассе стоянки для отдыха,
станции техобслуживания, автомойки и так далее. Однако вскоре он занялся
созданием платформы, названной Truckloads, на которой брокеры могли бы искать
водителей без многочисленных телефонных переговоров.

Мария Глазкова, директор по связям с общественностью Trucker Path пояснила,
что компания принципиально отказалась от идеи убрать посредников из процесса
фрахтования. По ее словам, крупные заказчики не занимаются самостоятельным
поиском перевозчика, им легче и привычнее нанять для этого брокера. Поэтому
новое приложение предназначено во многом для облегчения работы таким
посредникам. В свою очередь, уже имеющаяся солидная пользовательская база
Trucker Path (компания утверждает, что свыше 500 тыс. дальнобойщиков по всем
штатам уже скачали ее приложение) станет основой для продвижения нового
продукта.

В марте 2015 года на развитие Truckloads Цыбаев получил $1,5 млн инвестиций от
китайского информационного холдинга Renren. В конце июня чикагский фонд Wicklow
Capital при поддержке Renren провел для Trucker Path полноценный раунд
инвестиций, на котором удалось собрать еще $20 млн. В данный момент сервис
Truckloads находится на стадии тестирования, через сайт компании есть
возможность получить приглашение для входа в систему.

Другое подобное приложение — Cargomatic, запущенное в январе 2014 года. Сервис
ориентируется на заказы в реальном времени, а не на планируемые в будущем
поставки. Если грузовик идет не полностью загруженный и в фургоне есть
достаточно свободного места, водитель может принять заказ от клиента на
доставку груза по ходу своего пути. Этот стартап собрал $10,6 млн инвестиций за
два раунда — летом 2014 и зимой 2015 года. Основным партнером является
калифорнийский венчурный фонд Canaan Partners.

Похожие записи