Свободная экономическая зона vs свободная таможенная зона : в чём разница?

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – очерченная четкими границами часть
территории Республики Беларусь, на которой применяется особый режим порядок
осуществления предпринимательской деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут пользоваться особым
режимом СЭЗ, если будут зарегистрированы администрацией СЭЗ в качестве
резидента свободной экономической зоны.

Условия для предоставления льгот и преференций для резидентов свободных
экономических зон (СЭЗ)

* до обращения за регистрацией в качестве резидента СЭЗ, необходимо
зарегистрировать субъект хозяйствования: юридическое лицо или индивидуального
предпринимателя

* субъект хозяйствования должен находиться и осуществлять деятельность в
границах СЭЗ

* субъект хозяйствования, регистрирующийся в качестве резидента СЭЗ должен
иметь инвестиционный проект

* объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта должен составлять в
эквиваленте не менее 1 миллиона евро

* инвестиционный проект должен быть направлен на создание, развитие
производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.

Особенности налогообложения резидентов свободных экономических зон

Резиденты СЭЗ уплачивают следующие налоги:

* налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной
законодательством с учетом вида деятельности, но не более чем по ставке 12%

* НДС по ставкам, установленным налоговым законодательством

* НДС по ставке 10% в случае реализации на территории РБ товаров собственного
производства, произведенных в СЭЗ и являющихся импортозамещающими товарами

* акцизы

* налог на недвижимость, если иное не установлено налоговым законодательством

* экологический налог

* налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

* земельный налог

* государственную пошлину

* патентные пошлины

* оффшорный сбор

* гербовый сбор

* таможенные пошлины

* таможенные сборы

* местные налоги и сборы

Резиденты СЭЗ освобождены от уплаты некоторых налогов:

* налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного
производства в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли

* налога на недвижимое имущество, расположенное на территории СЭЗ
*

Льготы по налогообложению, предоставленные резидентам СЭЗ не применяются для:

* общественного питания

* игорного бизнеса

* деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр

* торговой и торгово-закупочной деятельности

* операций с ценными бумагами

* реализации товаров (работ, услуг), производства (выполнение, оказание)
которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств
резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории

* банков и страховых организаций

Резиденты СЭЗ не могут применять упрощенную систему налогообложения.

На территории СЭЗ создается свободная таможенная зона. Товары, помещенные под
таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся при
совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим
свободной таможенной зоны, для вывоза с территории свободной таможенной зоны в
Российскую Федерацию подлежат помещению под таможенный режим свободного
обращения.

Товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных
под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим
свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными
пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами, взимаемыми таможенными
органами (далее — налоги, взимаемые таможенными органами), и без применения
ограничений на ввоз и вывоз товаров по основаниям экономического характера,
если такие товары отвечают одновременно следующим условиям:

* признаны происходящими с территории Республики Беларусь

* являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ либо
продукцией, изготовленной непосредственно резидентами СЭЗ из материалов, сырья,
полуфабрикатов, комплектующих изделий, принятых на давальческих условиях, с
использованием работ (услуг) собственного производства

* относятся к импортозамещающим товарам

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, допускающая хранение,
использование иностранных товаров, а также их переработку (в том числе с
использованием при соответствующих операциях товаров, произведенных на
территории Таможенного союза) резидентом свободной экономической зоны в
определенной для него свободной таможенной зоне в течение срока ее
функционирования.

Под данную процедуру могут помещаться находящиеся на таможенной территории
иностранные товары, которые после ввоза не проходили иные таможенные режимы,
кроме режимов таможенного склада и свободной таможенной зоны, а также товары,
образовавшиеся при переработке продуктов, помещенных под таможенный режим
свободной таможенной зоны.

Помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товары сохраняют
статус иностранных, а образовавшиеся при совершении операций переработки
приобретают статус иностранных товаров. Таможенная процедура свободной
таможенной зоны не требует исполнения налогового обязательства по уплате
ввозных таможенных пошлин, налогов.

Товары, при ввозе ограниченные к перемещению через таможенную границу по
основаниям экономического характера, помещаются под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны без представления таможенному органу соответствующих
разрешений на ввоз и (или) лицензий уполномоченных государственных органов, а
ограниченные к перемещению по основаниям неэкономического характера — требуют
представления таких разрешений и (или) лицензий.

Декларантом таможенной процедуры свободной таможенной зоны может выступать
только резидент свободной экономической зоны, который будет осуществлять
хранение, использование и (или) переработку иностранных товаров в определенной
для него свободной таможенной зоне. Он должен представить в таможенный орган
документы, подтверждающие его резидентство в свободной экономической зоне и
закрепление за ним свободной таможенной зоны для хранения, использования и
переработки иностранных товаров. После помещения товаров под таможенную
процедуру свободной таможенной зоны декларант таможенной процедуры свободной
таможенной зоны обязан обеспечить размещение таких товаров в определенной для
него свободной таможенной зоне. При этом товары должны находиться в том же
состоянии, в каком они были при выдаче таможенным органом свидетельства о их
помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Исключение
составляют естественные изменения качественных и (или) количественных
характеристик товаров при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Срок нахождения товаров под процедурой свободной таможенной зоны ограничен
сроком функционирования зоны или сроком, когда лицо владеет статусом резидента
зоны. В рамках данной процедуры таможенные органы могут осуществлять
идентификацию товаров, а резидент обязан вести их учет помещаемых в зону
товаров.

Завершение процедуры свободной таможенной зоны. Соглашение предусматривает
порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны в случаях прекращения
функционирования зоны, в случае утраты статуса резидента, а также в отношении
товаров вывозимых за пределы зоны на территорию Таможенного союза.

Завершение процедуры свободной таможенной зоны в отношении продуктов
переработки, изготовленных с использованием иностранных товаров, аналогично
порядку, установленному в отношении процедуры свободного склада.

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой иностранные
товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической
зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также
без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического
характера, а отечественные товары размещаются и используются на условиях,
применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих и
высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции.
Резидентами соответствующих СЭЗ признаются коммерческие организации,
зарегистрированные на территории административной территории, в границах
которого расположена СЭЗ, и заключившие с администрацией СЭЗ соглашения о
ведении промышленно- производственной или технико-внедренческой деятельности в
порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Товары помещаются
резидентами СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для ведения
ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Эти
товары могут ввозиться как с территории иностранных государств, так и из самой
страны.

С товарами, помещенными под процедуру свободной таможенной зоны, допускается
совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям
соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой
деятельности.

Территория СЭЗ является зоной таможенного контроля, который осуществляется
таможенными органами в соответствии с законодательством. При выпуске для
свободного обращения иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной
таможенной зоны, на остальную часть территории Республики Беларусь, таможенными
органами взимаются таможенные пошлины и налоги.

По своей экономической сути процедура свободной таможенной зоны соответствует
процедуре переработки на таможенной территории. Разница только в том, что во
втором случае любой производитель экспортно-ориентированной продукции, получив
на основании заключенных внешнеторговых контрактов соответствующее разрешение
уполномоченных органов, может использовать преференции, а в первом необходимо
регистрироваться в качестве резидента свободной экономической зоны, привязывая
производство к определенному местоположению, но одновременно получая льготы на
открытие и развитие данного производства. Выбор таможенной процедуры является
прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность
либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную
границу, так и на порядок их выпуска, на размер и порядок уплаты таможенных
платежей, а также определяет круг действий вышеупомянутых лиц, а также
таможенных органов в отношении таких товаров, и определяет: — порядок
перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и
целей такого перемещения; — условия нахождения товаров на таможенной территории
либо вне ее; — права и обязанности бенефициара (декларанта) таможенной
процедуры; — дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к
статусу товаров либо лицу, их перемещающему. Рациональное использование
возможностей, предоставляемых законодательством, и выбор оптимальной таможенной
процедуры позволят в максимальной степени сократить не только размер таможенных
платежей, но и иные логистические издержки в международной торговле товарами.

Таким образом, применение рассмотренных выше таможенных процедур, безусловно,
привлекательно для бизнеса. Это связано с тем, что территория свободного склада
или экономической зоны может стать площадкой для осуществления процессов сборки
и переработки товаров с использованием иностранных комплектующих (сырья) с
полным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением депозита и
мер нетарифного регулирования.

Logists

Похожие записи