Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий

Либерализация внешнеэкономической деятельности, создание зон свободной тор
говли, интеграция международной торговли,проявление трансграничности усиливают
экономическое развитие государств. Однако ограничения, связанные с перемещением
товаров, сильно влияют на эти процессы исоздают проблемы для логистики, так как
таможенные процедуры остаются одними изнаиболее сложных и затратных. В течение
многих лет таможенные службы предпринимают меры, направленные на то, чтобы сде
лать их более прозрачными. Одним из такихспособов является применение информаци
онных технологий в таможенной сфере.

В последние годы информационный потокв логистике становится основным при со
здании логистической системы и управлениицепями поставок. Проявления любых форм
интеграции (преференциальные соглашения,создание зон свободной торговли, включая
приграничное сотрудничество, таможенныесоюзы, единое экономическое пространство)
способствуют развитию информационногопространства и информационной среды, в
которую активно вовлекаются коммерческиефирмы и государственные органы. Админис
тративные процедуры во внешнеэкономической сфере оказывают сильное влияние на
логистические процессы, которые остаютсясложными, дорогостоящими и непрозрачны
ми. По своей сути таможенные процедуры являются барьерами для логистики,
увеличиваястоимость логистических операций (транспортировка, хранение товара) и
не повышаяпри этом ценность товара.

Государство устанавливает правила и передает их таможенной службе, которая опре
деляет методы их выполнения и делегируетих бизнес-сообществу, которое эти
правилавыполняет, однако в случае несогласия с ними обращается к
государству/правительству дляих изменения.

Согласно отчетам Всемирного банка, Российская Федерация по показателю «Междуна
родная торговля/Trading Across Border» в 2009,2010 и 2012 годах занимала 162-ю
позицию врейтинге, а в 2011 году — 161-ю позицию. Как мы видим, на протяжении 5
лет позиция Россиине менялась. Однако в 2013 году был достигнут существенный
прогресс — Российская Федерация заняла 157-ю позицию. В соответствии с отчетом
Всемирного банка, в России для пересечения границы при импорте требуется 10 до
кументов, и их подготовка занимает 21 день,при экспорте — соответственно, 9
документови 22 дня. Показатели рейтингов «Легкость ведения бизнеса» и
«Международная торговля»в странах Таможенного союза и Единого экономического
пространства в 2012–2013 годахприведены в таблице 1.

Один из путей упрощения таких процедур — применение информационных технологий
и систем, которые не только способствуют региональной интеграции, но и
становятсянормой для ведения бизнеса и работы государственных органов, в том
числе таможенных.

Этапы внедрения информационных технологий

Модернизация таможенной службы неразрывно связана с использованием инфор
мационно-коммуникационных технологий длявыполнения поставленных задач перед тамо
женными органами и обеспечения их взаимодействия с бизнес-сообществом. Никого не
удивляют электронные системы для заполнения, передачи, обработки и обмена
таможенными данными, которые становятся важным инструментом для управления
потоками данных, широко используемым в современных торговых системах.
Теоретически можно выделить 4 этапа внедрения информационных таможенных
технологий (рис. 1).

В настоящее время таможенные органы в основном находятся на третьем этапе внед
рения информационных технологий в своюдеятельность.

Основные направления таможенной деятельности:

* Подача таможенных деклараций и связанных с ними документов в электронном
виде (151 государство (83%) разрешают это участникам ВЭД).
* Усиление контроля высокорисковых поставок (134 государства используют
системы управления рисками), в томчисле с применением сканеров.
* В недрение концепции «Единое окно» (внедрена в 73 государствах).

Часть государств начинает интеграцию национальных систем в международные. В пер
вую очередь внедряются информационныесистемы международного транзита как на
иболее существенный таможенный барьердля логистики. В качестве примеров можно
назвать Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), реализованную в Ев
ропейском союзе, и Международный транзиттоваров (TIM), реализованный в Латинской
Америке. В Таможенном союзе (РеспубликаБеларусь, Российская Федерация и Республи
ка Казахстан) также начали внедрение информационной системы с автоматизации
процесса транзита.

К тому же следует отметить проект создания государствами — членами АСЕ АН едино
го окна союза, а также попытки объединения таможенных информационных систем
государств, например, интеграцию системыSimba Кенийской таможенной службы с сис
темой ASYCUDA++ (Уганда) посредствомвнедрения системы обмена данными RADDEx
(Revenue Authorities Digital Data Exchange),с планируемым распространением
данной системы на Восточноафриканское сообщество.

Таможенные информационные технологии в России

На II Евроазиатской конференции «Логистика в России: кооперация и технологии
развития» (Москва, 2014) участники логистического рынка отметили необходимость
перехода Федеральной таможенной службы на электронный документооборот и
автоматизацию основных таможенных процедур. Сегодня логистические операторы
активно используютинформационные таможенные технологии для сокращения времени
выполнения логистических операций и повышения их эффективности.

Среди основных технологий можно выделить:

* использование электронных операций и электронной подписи (электронное
декларирование, включая технологиюудаленного выпуска и оплаты таможенных
платежей (карта таможенныхплатежей) с применением электронной подписи);
* предварительное информирование;
* предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде, в том
числе работа с разрешительными документами и др.

Электронное декларирование.

Эксперименты по использованию электронных операций в таможенной сфере начались
в 2002 году (технология ЭД-1 — использование передачи данных по выделенному
каналусвязи)1 и продолжились внедрением в 2008 году технологии ЭД-2,
использующей для передачи данных сеть Интернет через информационного оператора2
или портал ФТС. С 1 января 2014 года электронное декларирование стало
обязательным. Доля электронных деклараций выросла с 3% в 2007 году до 98,6% от
общего количества деклараций в 2013 году(рис. 2). Доля участников ВЭД,
применяющихэлектронную форму декларирования (около 79 000) в 2013 году возросла
до 94% от общего количества участников ВЭД, осуществляющих таможенное
декларирование товаров(в 2012 году — 85,7%).

Рисунок 2 — Количество выпущенных электронных документов

Данные о количестве выпущенных электронных деклараций

Федеральная таможенная служба активно стимулирует использование электронного
декларирования, о чем свидетельствуютснижение сборов за таможенное оформление
на 25% и отмена необходимости предоставления бумажных документов при подаче
электронной декларации. В течение последних 2-х лет были отменены
предоставление паспортасделки, документов, подтверждающих полномочия лица,
сертификатов/деклараций о соответствии, удостоверяющих соответствие выпускаемой
в обращение продукции требованиям технических регламентов РФ и Таможенного
союза, представление заключений(идентификационных) о непринадлежности товаров к
товарам, контролируемым в соответствии с законодательством РФ в области
экспортного контроля, выдаваемых ФСТЭКРоссии и уполномоченными экспертными ор
ганизациями и др.

В 2014 году в таможенных органах начат эксперимент по автоматическому выпуску
товаров, т.е. без участия сотрудниковтаможенных органов. Предполагается, что
информационная система будет выпускатьэлектронную декларацию, поданную декла
рантом. При этом сотрудник таможенного органа не будет принимать участия ни в
регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара. Также с 31 марта 2014
года начат эксперимент по электронному представлению сведений в отношении
товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц.

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в пре
доставлении в таможню государства — членаТаможенного союза (ТС), на территории
которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных
средствахне менее чем за 2 ч до планируемого ввоза товара на территорию ТС.

Предварительная информация может быть представлена заинтересованным лицом не
зависимо от того, где он находится: в странах — участницах ТС или в любом другом
государстве. Система предварительного информирования на территории Российской
Федерации начала работать в тестовом режиме с 2008 года.

Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Та
моженного союза, с 17 июня 2012 года предварительное информирование стало обя
зательным. Для товаров, перемещаемыхжелезнодорожным транспортом, предвари
тельное информирование стало обязательным с 1 октября 2014 года.

В настоящее время идут эксперименты по использованию предварительного инфор
мирования для товаров, ввозимых морским иавиационным транспортом с целью сокраще
ния времени таможенных операций, а такжеуменьшения числа случаев прибытия на та
моженную территорию грузов, которые попадают под запреты и ограничения без предо
ставления соответствующих разрешительныхдокументов.

Удаленный выпуск.

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий
удаленного выпуска товаров.На рис. 3 приведены темпы роста количества
электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного
доступа.

Рисунок 3 — Темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с
использованием технологии удаленного доступа

Идет непрерывный рост количества деклараций, выпущенных с использованием техно
логии удаленного доступа, — с 6500 в 2007году до 410 тыс. в 2013 году, что
составило10% товаров, декларируемых в электронной форме (в 2012 году — более
237 тысяч деклараций на товары).

С целью развития технологии удаленного выпуска, а также оптимизации места
размещения таможенных органов в РФ создано 27 специализированных таможенных пос
тов — центров электронного декларирования.Они расположены во всех региональных
таможенных управлениях РФ. Компетенция данных таможенных постов ограничена
осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде.

Электронный фрахт (E-freight).

Развитие электронного декларирования таможенными службами также дало старт
внедрению программы Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA
— InternationalAvia Transport Association) E-freight. Данная программа
обеспечивает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых
перевозках с использованием коммерческих,транспортных, таможенных документов. В
данной программе участвуют 4 российскихаэропорта: Шереметьево и Домодедово
(Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск).

Карта таможенных платежей.

Электронное декларирование ускорило развитие организации удаленной оплаты
таможенныхплатежей. В настоящее время действует две платежные системы: ООО
«Таможенная карта» — Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система»
— Раунд (PayHD), которые являются инструментом оплаты таможенных и иных
платежей с использованием микропроцессорной банковской карты, в том числе через
Интернет.

Портал государственных услуг.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 210-ФЗ от
27.07.2010 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных
услуг» в ФТС России проведены работы по предоставлению государственных услуг в
электронном виде через портал госуслуг. В настоящее время на портале
реализуются 13 функций ФТС.

Правительство РФ предпринимает действия по упрощению торговли, в том числе
путемсовершенствования таможенного администрирования. В июне 2012 года
утвержден планмероприятий (дорожная карта) «Совершенствование таможенного
администрирования» , которая предполагает улучшение показателей таможенного
администрирования напериод до 2018 года. В таблице 2 приведены показатели
таможенного администрирования, в том числе планируемые показатели рейтинга
«Международная торговля». Дорожная карта предусматривает сокращение количества
документов, предъявляемых в ходетаможенного оформления, что должно повлиять на
упрощение таможенного оформленияв России.

Эффективное внедрение информационных технологий в государственных органах
положительно сказывается на развитии экономики, так как позволяет сократить
временные и финансовые затраты, а также общение с сотрудниками государственных
органов,что способствует прозрачности процессов и

предотвращению коррупции. Все вышеназванное будет способствовать оптимизации
транспортно-логистических затрат в условиях стагнации.

В связи с этим необходимо:

1. В недрять информационные технологии, позволяющие информационной системе
Таможенной службы РоссийскойФедерации совершать таможенные операции без участия
должностныхлиц таможенных органов.

2. И спользовать международные стандарты и рекомендации для применения
концепции «Единое окно», информационных систем таможенных и иных госу
дарственных органов.

3. С окращать использование бумажных документов при таможенном декларировании
путем законодательного установления равнозначности электронных и бумажных
документов.

4. К оординировать работу по созданию национальных «единых окон» между участ
никами ТС и Единого экономическогопространства, а также интегрировать их с
логистическими системами.

Данные предложения позволят снизить затраты как логистических операторов на
подготовку, обработку и представлениедокументов, так и таможенных органов на их
проверку и хранение. В целом это будет способствовать снижению логистических
затрати улучшению управления поставками за счет уменьшения времени совершения
таможенных операций, более широкому внедрению информационных технологий, что в
итоге упростит условия ведения бизнеса на территории ТС и Единого
экономического пространства, а также будет способствовать изменению позиции
государств — членов ТС в рейтингеВсемирного банка Doing business по показателю
«Международная торговля».

ИГОРЬ КРОТОВ

ООО «Альстом»,менеджер по таможенным операциям,к.э.н.

Похожие записи