Может ли компьютерная симуляция помочь вам повысить эффективность SCM и сплотить команду?

Большое значение в процессе повышения эффективности компании имеет обучение и
мотивация персонала. А для того, чтобы бизнес-обучение специалистов
производственных и дистрибуционных компаний в кризис принесло максимальную
пользу, особое внимание нужно уделять практической стороне вопроса: навыки
управления операционной деятельностью в процессе обучения традиционно остаются
недостаточно охваченными. Обучение в области управления запасами, планирования
производственных мощностей, управления закупками, сроками поставок и клиентским
сервисом, а также в других смежных областях является важным, но почему-то не
приоритетным при составлении планов на обучение.

Справедливо считается, что навыки управления операционной деятельностью
относятся к категории hard skills, то есть так называемых твердых навыков и
умений, как, например, знаний в области владения компьютерными программами,
математическим аппаратом, бухгалтерским учетом или навыками перевода на
иностранные языки. Как правило, подобные навыки приобретаются специалистами на
этапе получения базового образования, и в дальнейшем совершенствуются уже
непосредственно на рабочих местах. Причем, специалисты учатся на собственном
опыте. При этом у них не всегда хватает мотивации, времени и других
составляющих для поддержания своего профессионального уровня. В связи с чем,
конечно же, страдает качество управления. Следует отметить, что наиболее
релевантный опыт, соответствующий современным требованиям, приобретается в
западных компаниях, в которых внедряются международные стандарты бизнеса.
Происходит это в силу того, что в таких компаниях налажены методы управления
знаниями, а также налажены процессы непрерывного обучения. Передовой опыт в
этой области есть в таких компаниях, как Procter&Gamble, Mars и многих других
крупных компаниях.

В 2013 году Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute
of Technology, MIT) было проведено исследование эффективности формирования
виртуальных команд при работе с бизнес-симулятором The Fresh Connection
«Обучение профессионалов в области управления цепочками поставок работе в
виртуальных рабочих командах». В частности, авторы исследовали 20 команд с
различных континентов (Северная и Южная Америка, Европа и Азия).Исследователи
отслеживали 9 основных характеристик командной работы:

— ясное понимание по целям, ролям и вкладу каждой роли в бизнес-симуляции;

— качественный состав команды по лидерству и другим специальным
характеристикам;

— доверие внутри команды;

— эффективность командной работы;

— обеспечение психологического комфорта;

— обеспечение обучения в команде;

— рефлексия после принятия решений (обсуждение результатов);

— совместные командные усилия;

— распределение ролей в команде.

Управление операционной деятельностью, помимо конкретных знаний в области
планирования, требует довольно много синтетических навыков на стыке многих
направлений: основ маркетинговой деятельности, понимания финансовых механизмов
формирования прибыли и природы затрат, владения математическим аппаратом, опыта
работы с ERP системами, умения анализировать, обрабатывать большие объемы
информации и многих других.

При этом мы выделяем некоторые характеристики специалиста, которые могут
привести к успешной работе в команде. Все эти навыки проявляются особенно
четко, когда в процессе обучения применяется компьютерная симуляция. Приведем
список этих характеристик в свободном порядке:

* Высокая степень мотивации;
* Самоорганизация, тайм-менеджмент;
* Умение добывать знания из различных источников. Особое место здесь – это
умение добывать данные из Интернета;
* Гибкость мышления и открытость;
* Развитые навыки коммуникации;
* Умение анализировать большие объемы информации;
* Умение устанавливать приоритеты, умение выделять главное;
* Умение принимать решения, брать на себя ответственность;
* Знание иностранных языков;
* Вовлеченность в процесс (и даже азарт!);
* Лидерские качества;
* Умение работать в стрессовой ситуации.

Традиционные семинары и тренинги не всегда могут решить задачи повышения
квалификации и улучшения навыков управления запасами, закупками,
производственными мощностями, управления клиентским сервисом, условиями и
договоренностями с поставщиками и клиентами на современном уровне в силу того,
что способы доставки знаний от тренера или лектора до аудитории в некотором
смысле устарели. То есть традиционным форматам не хватает скорости,
интерактивности.

Поэтому особое место среди практических занятий занимают различные
бизнес-тренажеры и бизнес-симуляторы. Бизнес-симуляторы на основе современных
веб-технологий и программного обеспечения способны предоставить бизнесу
возможность многофакторного и объемного обучения. Этот инструмент решает
комплексные задачи бизнеса в современном интерактивном формате и, тем самым,
обеспечивает надежность и качество получаемых навыков.

Грамотно разработанные бизнес-симуляторы в состоянии учитывать большое
разнообразие факторов, влияющих на эффективную работу производственного
предприятия, сложные взаимосвязи различных функций, позволяют моделировать
различные стратегии в безопасной среде и прогнозировать результаты деятельности.

Компьютерная симуляция примечательна тем, что дает возможность переосмыслить
бизнес-процессы производственных компаний с точки зрения реструктуризации
существующих моделей, смещения акцентов к более рациональному и интенсивному
подходу, Это помогает выйти на качественно новый уровень, когда потенциал
сбытовой стратегии практически исчерпан, и весь потенциал роста доходности
компании лежит в области оптимизации бизнес-процессов.

Основной и главный эффект от использования онлайн бизнес-симулятора, в отличие
от стандартного тренинга,состоит в том, что работа с бизнес-симулятором дает
четкий измеримый результат, показывает прямую взаимосвязь решений в
производственной и логистической схеме с финансовыми результатами компании, а
также с другими важными ключевыми показателями. Обучение проводится на общем
позитивном эмоциональном фоне, что повышает качество усвоения материала. В
процессе работы с бизнес-симулятором происходит соединение теории с практикой,
а уровень мотивации участников и уровень их осознанности в профессии
значительно повышается.

Конечно, напрямую применение компьютерной симуляции не решит проблему
организации цепочки поставок в компании, но в то же самое время это позволит
командам сфокусироваться на решении практических вопросов, находить совместные
решения, повысить компетенцию членов команды в технических вопросах, а также
поможет развить профессиональные навыки.

Вот примеры задач, которые могут быть поставлены перед специалистами SCM при
работе с бизнес симулятором по управлению цепочками поставок:

* Реализовать стратегию цепочек поставок, создать «запас» прочности в цепочке;
* Оптимизировать цепочку поставок с учетом ограничений по срокам годности
продукта и срокам поставок клиентам;
* Достигнуть оптимального (максимального) уровня клиентского сервиса,
определить пути достижения наилучших показателей;
* Рассчитать размер необходимых страховых запасов на складах материалов и
готовой продукции;
* Согласовать сроки поставок материалов и размеры партий;
* Достигать наилучших контрактных условий с клиентами и поставщиками;
* Управлять производственными мощностями;
* Осуществлять прогнозирование различных показателей, в том числе в части
управления спросом;
* Устанавливать оптимальное соотношение между затратами на хранение и на
транспортировку;
* Осуществлять информационный обмен с поставщиками;
* Планировать производство и производственные интервалы;
* Анализировать финансовые показатели, а также большое количество объемных и
стоимостных показателей.

В организационном плане можно выделить следующие задачи:

* повышение интерактивности в процессе обучения;
* улучшение коммуникативных навыков сотрудников в командах;
* отработка механизма принятия решений и принятия ответственности за
результаты;
* тренировка аналитических навыков.

В связи со сложностями, с которыми сталкиваются профессионалы в процессе
формирования планов по обучению, хотим сформулировать несколько советов,
которые, возможно, помогут при их формировании:

* Становиться инициаторами процесса обучения в компании. Часто HR-менеджеры
не понимают, что специалистов по SCM можно и нужно обучать, а также не
понимают, как и где это можно сделать.
* Внимательно выбирать провайдера обучения: обращать внимание на программы,
тренеров, гибкость подхода.
* Выбирать практико-ориентированные программы.
* При выборе программы ориентироваться на свои бизнес-задачи, исходя из
потребностей карьерного развития сотрудников.
* Ориентироваться на международный уровень и лучшие практики от ведущих
компаний.
* Применять тестирование и различные формы проверки знаний для закрепления
теории и практических навыков.
* Читать профессиональную литературу, статьи и материалы на профессиональных
сайтах.
* Следить за новостями профессионального сообщества.
* Кооперироваться с профессионалами и профессиональными сообществами не
только в своей стране, но и за рубежом.
* Обращать внимание на инновационные формы обучения, в частности, на
компьютерные тренажеры и симуляторы как форму независимой оценки, как
возможность получения практического опыта в безопасной среде для бизнеса.

Нельзя забывать также и о таких формах обучения и вовлечения персонала как
обмен опытом между профессионалами, стажировки, выполнение практических
заданий, разбор бизнес-кейсов, решение задач и упражнений, различные виды
тестирования и другие методы обучения, направленные на совершенствование
профессиональных навыков.

В ваших руках не только личная карьера и успех ваших сотрудников, но и прибыль
вашей компании или вашего бизнеса! Выбор за вами!

Дарима Семенова

Похожие записи