Как сохранить груз

Каждый грузовладелец стремится, чтобы его груз дошёл не только вовремя, но и в
полной сохранности. При этом бережного отношения со стороны грузоперевозчиков
требует к себе иногда не только сам перевозимый товар, но и его дорогостоящая
упаковка, иначе брак из-за не закреплённого должным образом груза после
транспортировки может исчисляться десятками процентов. Эти и другие проблемы,
связанные с сохранением груза, решаются при его сепарации, т. е. при
раскреплении грузов при перевозках, что позволяет избежать потерь и сохранить
прибыль. Какие варианты самые эффективные?

Ещё один способ крепить груз

До недавнего времени словосочетания «технологии сепарации грузов при
транспортировке» вообще не было в обиходе российских производителей. Качеству
доставки груза уделяли очень мало внимания, а о методах сепарации не
задумывались вообще. Однако рассыпанная или примятая продукция может свести на
нет все усилия технологов и менеджеров, а товар в испорченной упаковке никто не
купит. Значит, для раскрепления груза нужны не только подручные материалы (ими
наши водители оперируют давно и успешно), но и специальные технологии, которые
позволяют экономить время, рабочую силу, по максимуму использовать полезную
кубатуру кузова – другими словами, снижают себестоимость перевозок и повышают
их эффективность.

Существует множество методов сепарации грузов: расклинивание с помощью
деревянных конструкций, заполнение пустот поддонами, автомобильными покрышками,
применение стяжных ремней для крепления груза. Принципиально новый для России
способ сепарации – с помощью воздушных пакетов (пневмооболочек). Суть метода
проста: в образовавшуюся при погрузке пустоту помещают воздушный пакет (airbag)
в спущенном состоянии и наполняют его от внешнего источника сжатого воздуха до
полного заполнения пакетом всего объёма пустоты. При этом груз плотно
прижимается к стенкам транспортного средства или к мягким пакетам. При такой
транспортировке, какая бы ни была качка или тряска, груз никуда не денется, не
сдвинется с места и не повредится.

Особенно эффективен такой метод при транспортировке негабаритной продукции
(например, изделий мебельных фабрик, где ассортимент достигает трёх тысяч
наименований различных по размерам и габаритам изделий), когда при таком
разнообразии сформировать стандартные палеты практически невозможно. Впрочем, и
не всякий груз, размещённый на палетах, можно гарантированно доставить
заказчику в целости и сохранности. Например, в 90 % случаев сухие строительные
смеси расфасовывают в мешки из пергаментной бумаги или полиэтилена весом 20-50
кг. При транспортировке их укладывают на поддоны двух стандартных размеров –
800×1200 и 1000×1200 мм (крупные предприятия разрабатывают для себя поддоны
специальных размеров для оптимизации укладки мешков). После укладки
получившиеся палеты обматывают стрейч-плёнкой или упаковывают в полиэтиленовый
мешок (иногда мешки крепят к поддону с помощью полимерной ленты).

Но представьте, что произойдёт с грузом, если поддон выступает за габариты
мешков? Такие палеты, поставленные в кузове одна на другую, склонны к
заваливанию, так как площадь верхнего поддона больше площади поверхности нижней
палеты, и часто нижние продольные планки поддона второго яруса только на 50 %
соприкасаются с нижней палетой. Образуется множество маленьких пустот, разно
ориентированных в пространстве. Закрепить такие палеты с помощью деревянных
распорок практически невозможно, и здесь часто прибегают к комбинированным
способам крепления (в маленькие пустоты устанавливают старые поддоны, а вот
надёжно закрепить всю конструкцию можно, установив по центру воздушный пакет,
который будет «раздвигать» груз в стороны до тех пор, пока он не упрётся в
борта). Прокладочные доски обеспечивают устойчивость первого яруса; второй ярус
давит своей массой на первый, и этой силы вполне достаточно для того, чтобы не
крепить первый ярус дополнительными средствами (крепятся только палеты второго
яруса). Но, как показала практика грузоперевозок, наиболее удачное решение в
таких ситуациях – установить в образовавшихся коварных пустотах воздушные
пакеты, совпадающие с конфигурацией пустоты. Таким образом и груз будет
закреплён «намертво» по всей своей площади, и мешки не порвутся при случайном
соприкосновении с рёбрами палеты.

Преимущества в простоте

Главный плюс этой технологии – её универсальность. Для воздушного пакета не
имеет значения конфигурация, размер и ориентация в пространстве заполняемой
пустоты – он всегда примет её форму (заметим, что данная схема размещения легко
трансформируется для любого количества палет, в том числе и нечётного, при этом
изменяется только количество применяемых пакетов). Воздушный пакет плотно
облегает груз и тем самым предотвращает не только смещение друг относительно
друга единиц груза, но часто и смещение продукции внутри единицы груза. При
этом затраты времени на раскрепление груза по этой технологии очень малы – даже
самый крупный воздушный пакет наполняется воздухом не дольше, чем за 1,5
минуты, а эта работа вполне по силам одному человеку.

Воздушный пакет одинаково эффективен при работе с любым типом груза: это могут
быть строительные материалы, пищевые продукты, грузы повышенной опасности
(химической промышленности, взрывоопасные). Для воздушного пакета также не
имеет значения и тип транспортного средства – это может быть железнодорожный
вагон, автомашина с жёсткими стенками или тентом, контейнер, трюм судна.
Воздушный пакет практически ничего не весит, а значит, не уменьшает полезную
грузоподъёмность транспортного средства; в сдутом состоянии воздушный пакет
занимает мало места, а значит, не требует больших складских помещений для
хранения, всегда готов к применению, может наполняться от любой пневмосистемы,
в том числе от пневмосистемы автомашины, и использоваться неоднократно.

Основа прочности – конструкция воздушного пакета

Сейчас в странах СНГ наиболее распространены воздушные пакеты «Bates Cargo
Pak», в основу которых заложена бумага «Korsnas DFDC», разработанная датской
компанией Bates Korsnas. Благодаря этой бумаге воздушный пакет обладает большой
прочностью и высокой износостойкостью.

В чём тут «изюминка»? Воздушный пакет состоит из бумажного и полиэтиленового
пакетов. Двух- или трёхслойный бумажный пакет обеспечивает прочность и
износостойкость изделия. Внутри него находится полиэтиленовый мешок, который
придаёт изделию герметичность. Каждый воздушный пакет оснащён клапаном, через
который пакет наполняется воздухом (клапан – тоже оригинальная разработка
компании Bates Cargo Pak).

Такие воздушные пакеты выпускаются трёх типов (Light, Medium и Heavy), которые
друг от друга отличаются максимальной выдерживаемой нагрузкой – 14, 24 и 30 т
соответственно. При этом каждый тип воздушного пакета имеет семь типоразмеров,
что позволяет подобрать его для груза любого размера и массы с минимальными
затратами.

Здесь стоит заметить, что воздушные пакеты типа Light выпускаются в двух
исполнениях: одноразовые (Light) и многоразовые (Light Re-use), что также
позволяет минимизировать затраты на раскрепление груза. Что касается воздушных
пакетов типа Medium и Heavy, то они выпускаются только в многоразовом
исполнении.

А чтобы воздушные пакеты можно было легко и быстро наполнять воздухом,
компания Bates Cargo Pak заодно разработала и выпускает пневмокраны трёх
модификаций (эффективно ими пользоваться можно по методике расчёта нагрузок на
груз, возникающих во время транспортировки). Кстати, эта методика позволяет
пользователю самостоятельно подобрать необходимый для него тип и размер
воздушного пакета для каждого конкретного способа транспортировки и груза.

Александр ЯНИЧЕК, директор компании «Катфул», Санкт-Петербург

www.perevozchik.com

Похожие записи