Наиболее распространенные логистические стратегии

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при
управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с
помощью одного или нескольких ключевых показателей эффективности логистики.
Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации
(минимизации) одного или нескольких ключевых показателей.
Можно дать следующее определение логистической стратегии: логистическая
стратегия — это долгосрочное, качественно определенное направление развития
логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и
межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим
менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых компаниями, можно
выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при
построении логистической системы. Эти стратегии, а также основные пути их
реализации представлены в виде таблицы.

Таблица. Основные логистические стратегии

Стратегия

Пути реализации

Минимизации общих логистических издержек

Сокращение логистических издержек в отдельных логистических функциях;
Оптимизация уровней запасов в логистической системе;
Выбор оптимальных вариантов «складирование — транспортировка» (переключение с
одной логистической функции на альтернативную);
Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических
функциях по критерию минимума логистических издержек;
3PL подход и т.п.

Улучшения качества логистического сервиса

Улучшение качества выполнения логистических операций и функций
(транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);
Поддержка предпродажного и послепродажного сервиса;
Сервис с добавленной стоимостью;
Использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;
Создание системы управления качеством логистического сервиса;
Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с
национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000);
Бенчмаркинг и т.д.

Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру

Оптимизация конфигурации логистической сети:
прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование;
использование складов общего пользования;
использование логистических посредников в транспортировке, складировании,
грузопереработке;
использование логистической технологии «точно в срок»;
оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.

Логистический аутсорсинг

Решение «делать или покупать»;
Сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск
логистических посредников для выполнения неключевых функций; Оптимизация выбора
источников внешних ресурсов;
Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической
инфраструктуры;
Применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников
и закрепляемых за ними функций.

Логистические стратегии построены на основе минимизации или максимизации
одного ключевого показателя, например общих логистических издержек. Однако при
этом необходимо ввести ограничения на другие, существенные с точки зрения
стратегии фирмы, показатели. Для стратегии минимизации общих логистических
издержек таким показателем будет качество логистического сервиса. В общем
случае — чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса,
тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень.
Поэтому естественным ограничением является ограничение на базовый уровень
качества потребительского сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих
логистических издержек может быть трансформирована в стратегию максимизации
отношения: уровень качества сервиса/общие логистические издержки. Реализация
стратегии минимизации общих логистических издержек осложняется слабой
формализуемостью параметров качества логистического сервиса и субъективной
оценкой качества сервиса со стороны потребителей.

Логистические стратегии в действии

1. «Нестле Фуд». Корпорация Societe pour I`Exportation des Produits Nestle
S.A. представлена на российском рынке с 1996 г. Основной профиль компании
«Нестле Фуд» — это производство и продажа продуктов питания.

Сегодня «Нестле Фуд» (далее Компания) является лидером российского рынка кофе,
рынка шоколадных изделий и детского питания. Также Компания проявляет большую
активность в сфере производства мороженого и бульонных кубиков. Многолетний
успех Компании на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В
первую очередь, Компания укрепила позиции и расширила присутствие в России за
счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного
продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития
национальной сети сбыта. Компания владеет контрольными пакетами акций 7 фабрик
по производству различных продуктов питания.

Для управления логистикой Компания использует дивизиональную
линейно-функциональную структуру. Такая структура позволяет обеспечить
эффективное руководство логистической деятельностью Компании и предусматривает
функциональное разделение управленческого труда в структурных подразделениях и
интеграцию логистического процесса в пределах всей Компании.

Корпоративная стратегия Компании заключается в осуществлении долгосрочных
инвестиций в производство и логистику. В рамках этой стратегии Компания активно
вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих
российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты.

Основными компонентами производственной и маркетинговой стратегии в Компании
являются:

* стремление быть высокоэффективным производителем с низкими
производственными затратами и качеством продукции мирового уровня;

* развитие проектов выпуска новой продукции;

* применение современных производственных и информационных технологий;

* применение современных методов планирования и управления.
Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность Компании, является
тщательное изучение рынка, анализ, его динамика, изучение отношений,
складывающихся между компанией и потребителями, анализ деятельности
конкурентов, прогнозирование конъюнктуры рынка, разработка предложений по
выпуску новых товаров, управление ассортиментом выпускаемой продукции,
формирование марочной политики, повышение конкурентоспособности товаров,
формирование стратегии и тактики изменения цен, установление скидок и надбавок
к ценам, учет затрат на маркетинг, реклама, персональные продажи,
стимулирование продаж.

Основными задачами в корпоративной и маркетинговых стратегиях являются:
постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических
направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также
прогнозирование потребительского спроса и его удовлетворение.

Для поддержки производства Компания применяет логистическую концепцию/систему
ERP, которая рассматривается как эффективный инструмент планирования и
реализации стратегических целей компании в логистике, маркетинге, производстве,
финансах.

Компания имеет разветвленную систему складского хозяйства, она использует
только крупные региональные или национальные склады, находящиеся в основном в
непосредственной близости от производителей продукции. Главная задача склада —
накопление сбалансированного ассортимента продукции для удовлетворения
потребительского спроса.

Дистрибьюция продукции 7 фабрик осуществляется только через головной
московский офис и через региональные представительства Компании. Дистрибьюция
является неотъемлемой частью логистической системы Компании, обеспечивающей
наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.
Дистрибьюция охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг,
транспортировку, складирование и др.

Поставщики, услугами которых пользуется Компания, обеспечивают
производственные подразделения комплектующими изделиями, полуфабрикатами,
запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией,
различного рода услугами, необходимыми для организации производства и
дистрибьюции продукции.

Основная логистическая стратегия Компании — стратегия ECR (немедленного
реагирования на потребности рынка).

Для оценки результативности работы логистики на корпоративном уровне в
Компании используется информационная система, позволяющая оценить все аспекты
логистических операций в соответствии с выбранной логистической стратегией. Это
первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения
логистики.

Современная корпоративная информационная система класса ERP позволила
интегрировать управление движением материальных потоков, связанных с закупками,
транспортировкой, складированием, хранением запасов и дистрибьюцией.
Современные логистические технологии, применяемые Компанией, обеспечивают
своевременное поступление и обработку необходимой информации в масштабе
реального времени. Компания рассматривает компьютеризацию всех функциональных
логистических подразделений в качестве важного источника увеличения прибыли.
Логистика Компании совершенствуется и путем тесной взаимосвязи, сотрудничества
с партнерами по хозяйственным связям, поставщиками, оптовыми фирмами и т.д. Для
этого в Компании применяются логистическая технология и программное обеспечение
SCM — «Управление цепями поставок». Тщательная разработка логистических
операций, привлечение квалифицированных кадров и их дальнейшее обучение
обеспечивают высококачественное проведение всех логистических операций,
способствуя росту прибыли и повышению конкурентоспособности Компании.

Компания использует несколько информационных систем: ЕМЕ и Opal (системы
складского и производственного учета продукции), которые используются на каждом
складе и производстве. Объединяет эти программы операционная система учета
NEZUM (разработка «Нестле»), которая служит для координации поставок,
производства и распределения. К примеру, система координации цепей поставок
заключается в разбиении физических потоков на независимые периоды
транспортировки и складирования, подготовке информации о фазе и состоянии
потока в реальном масштабе времени. Благодаря периодической модернизации данных
систем Компании удается постоянно улучшать управление постоянно усложняющимися
логистическими процессами и повышать эффективность бизнеса.

Logists

«