Управление цепью поставок

В условиях глобальной конкуренции решающими факторами успеха являются высокий
уровень гибкости в отношении неоднородных потребностей клиентов, эффективность
затрат, точность поставки, способность оказывать комплекс качественных услуг. В
этой связи управление цепью поставок (Supply Chain Management) в последние годы
приобретает все большее значение. Управление цепью поставок означает управление
глобальным потоком (материалов, товаров, услуг) и обеспечение эффективной
интеграции и координации поставщиков, производителей, логистических, торговых
компаний и потребителей.

Концепция управления цепью поставок (SCM) включает следующие базовые положения:


цепь поставок охватывает все процессы (от получения сырья до сервисного
обслуживания конечного потребителя);

цепь поставок рассматривает всех участников и логистические процессы от
поставщика до конечного потребителя как единую целостную систему;

предметом исследования в цепи поставок являются процессы разработки,
получения, производства и сбыта;

координация осуществляется с помощью непрерывной информационной системы,
доступной для всех предприятий-участников;

основной целью цепи поставки является создание ценности для клиентов;

отдельные цели партнеров-участников достигаются с помощью работоспособности
всей цепи;

все виды деятельности на всей протяженности цепи поставок координируются и
объединяются в процесс, ориентированный на клиента.

В соответствии с интегрированным управлением как подходом интегрального
менеджмента концепцию управления цепью поставок можно рассматривать как
планирование, управление и развитие цепи поставок на всех уровнях создания
материальных ценностей и благ (от поставки сырья, материалов до сервисного
обслуживания конечного потребителя). Это означает следующее:


планирование цепи поставок как единой системы, направленное на выполнение
задач, управление бизнес-процессами и сохранение ее качеств во времени;

управление как осуществление контроля за процессами в цепи поставок для
анализа и оценки их эффективности;

развитие цепи поставок означает постоянный процесс поступательного улучшения,
качественных преобразований и изменений.

Интегрированное рассмотрение потоков на всей протяженности цепи поставок
означает, что в качестве объекта выступают не только материально-вещественные
ценности и информация, но и финансовые потоки, права.

Управление цепью поставок направлено на разрушение всех барьеров,
встречающихся на пути потока у различных участников цепи поставки. Это требует
внутриорганизационной, межфункциональной координации и контроля товарных,
информационных, финансовых и правовых потоков. Важно, что точка зрения одного
предприятия передается на всю цепочку. В центре находится синергия
сотрудничества, а границы предприятий становятся зыбкими, не ограничивающимися
только самим предприятием. Постоянно изменяющаяся окружающая среда требует
гибкого и быстрого согласования процессов, выходящих за рамки одного
предприятия. Требуемая для этого гибкая лишь по содержанию, но жесткая во
времени совместная работа может быть осуществлена за рамками локальной
организации, но в рамках управления цепью поставок.

В конкурентной борьбе критическими факторами успеха в настоящее время являются
сервис поставки и низкие затраты на осуществление работ в цепи создания
материальных благ и ценностей как в едином целом. Чтобы достичь этого,
необходима быстрая синхронизация выполнения работ всех участников цепи и
непрерывная направленность цепочки создания стоимости на нужды потребителей.

Рассмотрение текущего состояния сотрудничества на всей протяженности в цепи
создания материальных благ и ценностей показывает, что часто прослеживаются
изменения по прогнозам и потребностям и позднее их выявление. Если во всей цепи
поставки планирование потребностей и прогнозы потребностей были плохо
синхронизированы между поставщиками, производителями и клиентами, то это может
вести в лучшем случае к неоптимальному распределению ресурсов, а в худшем — к
потере рынков сбыта.

При этом может возникать так называемый «эффект Буллвипа». (Начиная с
конечного потребителя в цепи создания материальных благ и ценностей возникают
вариации спроса, что вызывает необходимость в увеличении уровня безопасности, а
следовательно, дополнительных затрат. Этот принцип особенно проявляется в
управлении теми цепями поставок, которые работают на динамических рынках.)

В качестве существенных причин возникновения «динамического эффекта» (эффекта
Буллвипа) выделим:


прогноз потребностей. Процесс создания прогнозов связан с истинной информацией
о потребностях, которая содержит сведения о прошлом, необходимые для
прогнозирования. Если заказы размещаются на основании прогнозов потребностей
поставщиков (являющихся предшествующими звеньями цепи), то возникает эффект
искажения информации о потребностях. Если поставщик теряет возможность подлинно
оценивать рыночные требования, то план производства основывается на искаженных
требованиях. Таким образом, искажение информации увеличивается в соответствии с
количеством последовательно соединенных звеньев в цепи поставки предприятий;

политика создания. Фактором воздействия является стратегическое поведение при
размещении заказов клиентов. Искажение информации о потребностях может вытекать
из стратегических решений клиентов;

связывание потребностей. В планировании объемов заказов все стремятся достичь
экономического оптимума. В этом случае объединяются несколько временных
периодов, что может привести к неправильной интерпретации будущих потребностей
и искажению информации об истинной потребности;

ценовые вариации. Изменения цен, например, в рамках продвижения товара
воздействуют как стимул или препятствие к покупке, что обусловливает колебания
потребностей внутри цепи поставки.

Для управления «динамическим эффектом» выделим:


сокращение нестабильности с помощью централизации информации (каждый уровень в
цепи поставок обеспечивается информацией о фактическом спросе со стороны
клиентов);

сокращение вариаций, например, с помощью синхронизации циклов размещения
заказов и согласования вариантов продвижения товара на рынок;

сокращение задержек (времени простоя), например, с помощью синхронизации в
информационной системе;

стратегические партнерства в рамках цепи поставок.

Таким образом, концепция управления цепью поставок является подходом для
решения проблем негативного воздействия вышеперечисленных факторов, следствием
которых является создание и поддержание избыточных запасов, снижение гибкости и
реактивности, несогласованность в использовании мощностей инфраструктуры,
потери в обороте, снижение уровня обслуживания.

Похожие записи