3PL или 5PL — кого лучше выбрать?

Определить разницу между 5PL и 3PL операторами, понять кто такие 1PL и 4PL —
все эти вопросы активно обсуждаются экспертами в управлении цепями поставок во
всем мире

Попробуем приоткрыть завесу этих понятий и мы. Сейчас все больше
появляется компаний, которые ориентированы на сферу сервиса, нежели чем на
производство товаров. Не замедлило это сказаться и на Управлении цепями
поставок, где словно грибы после дождя стали появляться сервисные компании,
которые оказывают услуги по: хранению, перевозке, планированию, маркетингу,
продажам и т.д.

В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения
компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов
товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится
дословно как «сторона логистики». Чаще, на русском, к «1PL, 2PL, 3PL, 4PL»
делают приставку «оператор или провайдер». А цифры от одного до четырех
обозначают как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок. 1 – сам
производитель-продавец. 4 – компания берет на себя практически все функции
управления цепями поставок, разве что кроме Закупок и Продаж. В некоторых
ситуациях, PL провайдер может заниматься и этим.

Приведу простые определения, которые будут очень полезны менеджерам по
закупкам и управлению цепями поставок.

1PL провайдер – самый первый уровень . Данным провайдером обычно называют
владельца груза (либо фирму производитель, осуществляющая доставку покупателям,
либо адресата груза, например, ритейлер). Все операции забора и доставки груза
выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и
оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое,
поручая все больший объем работ провайдерам, которые за счет работы с
несколькими грузовладельцами имеют скидки и предоставляют более качественный
сервис клиентам.

2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по
транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной
цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает
грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д. При
этом, если 1PL стараются активно уходить от собственного «флота», то 2PL, по
крайней мере в России, очень актуальны.

3PL провайдер – специализированная компания, которой поручается аутсорсинг
всех или большей части логистических операций. Впервые этот термин был
использован в начале 1970-х для обозначения интермодальных маркетинговых
компаний (IMC) в договорах на грузоперевозку. До этого в подобных договорах
фигурировали только две стороны – грузоотправитель и перевозчик. Когда в дело
вступили IMC – посредники, которые принимали груз от грузоотправителя и,
сопровождали до перевозчика – они стали посредниками, «третьей стороной» или
3PL в контракте. В наши дни это определение уже распространяется на любую
компанию, предоставляющую логистические услуги любого объема. В основном, это
комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование,
сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и
экспедирование грузов.

3PL провайдерами являются экспедиторские компании, курьерские и другие
компании, предлагающие подрядные услуги логистики и грузоперевозок.

4PL провайдер — это компания-подрядчик или совместное предприятие с
грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более
ее партнерами. 4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в
бизнес-процессы клиента; он выступает в качестве единого соединительного звена
между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами
логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая
курьерские, экспедиторские и складские услуги. Что интересно, 4PL провайдер
будет управлять и теми 3PL провайдерами, услугами которых пользуется его
клиент. Многие 4PL провайдеры предоставляют даже специализированное программное
обеспечение (больше информации о ПО для управления цепями поставок, вы можете
найти на страницах данного сайта) в качестве единого интерфейса для работы с
различными компаниями в цепи поставок клиента.

Сегодня появляются и 5PL провайдеры, которые кроме всех функций 4PL
провайдеров, предоставляют также услуги сетевого бизнеса. Типичным примером 5PL
провайдера является Amazon.com.

Можно долго дискутировать на тему определения и функционала каждого из пяти PL
– провайдеров, так как до единого подхода и консенсуса в определении еще
далеко. В то же время, потребности современного бизнеса то и дело ставят
задачи, в том числе и найм PL-провайдера. И если компания задумалась над
привлечением одного из них, то должна взвесить все ЗА и Против. Понять, что она
потеряет (например, компетенцию), а что приобретет (например, высокий сервис и
высокую цену своей продукции), и уже после этого принимать решение.

Нужно ли вам нанять 4PL, который будет координировать работу 3PL, который
будет координировать работу 2PL и так далее, как во всем известной сказке. Или
же не стоит плодить посредников, которые делают товар дороже.

Похожие записи