Перспективы 3PL

Компаний, оказывающих услуги 3PL-логистики, в России немного

Это закономерно,
поскольку логистика в России относительно недавно начала свое становление. Если
само понятие «логистики», не слишком знакомое россиянам лет 20 назад, сейчас
уже не нуждается в разъяснении, то понятие «3PL-логистики» еще не у всех на
слуху. Поэтому сделаем небольшое разъяснение. 3PL-логистика — это комплексная
логистика третьего поколения, в переводе с английского «логистика третьей
стороны».

1PL-логистика — это логистика «одной стороны», когда компания сама
осуществляет все необходимые логистические операции (перевозку груза, хранение
товара на собственном складе и т. д.). 2PL-логистика — это логистика «двух
сторон», когда для каждой операции грузовладелец нанимает подрядчика (делает
заказ для перевозчика, арендует склад, обращается к таможенному брокеру и т.
д.). Наконец, 3PL-логистика — это такая организация логистических процессов,
когда компания-заказчик обращается для выполнения комплекса необходимых услуг к
одной или нескольким компаниям, являющимся 3PL-провайдерами, а те уже в свою
очередь профессионально осуществляют все необходимые бизнес-процессы, обращаясь
в случае необходимости к субподрядчикам, а также используя собственные
логистические активы, как материальные, так и нематериальные (склады,
автопарки, информационные ресурсы и т. д.), добиваясь при этом максимальной
эффективности и минимальной себестоимости каждой операции.

Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в
первую очередь международных игроков, среди которых есть очень известные
логистические компании. Например, компания FM Logistic Vostok осуществляет свою
деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 году,
компания DSV, созданная в Дании в 1976 году, работает в России с начала
девяностых. В 2008 году произошло слияние этой компании с известным
международным логистическим оператором ABX Logistic. В Россию международные
логистические операторы пришли вслед за крупными производителями продуктов
питания и товаров народного потребления, а также их дистрибьютерами, которые в
качестве партнеров на новом для себя рынке традиционно выбирали тех, с кем
привыкли работать и на рынках других стран.

В свою очередь российские 3PL-провайдеры по происхождению отчетливо делятся на
два типа. Одни образовались в результате эволюции транспортных и логистических
компаний, другие выросли из транспортных и логистических подразделений крупных
холдингов. В качестве примера компаний первого типа назовем таких крупных
операторов, как «STS/RLS Logistics», «Интертерминал», среди компаний второго
типа — логистические компании «Энерго», «Алиди», «Меридиан Логистик», «РБД» и
другие. Самостоятельной компанией, оказывающей услуги 3PL-логистики, является
компания «Фогель», хотя первоначально она создавалась в рамках группы компаний
«ТЯГАЧ 2001». На петербургском рынке одной из первых транспортно-экспедиторских
компаний, которая стала предлагать своим клиентам полный комплекс логистических
услуг, была компания «ПЕТРОВИЗАРД».

Какова сейчас ситуация на рынке 3PL-логистики и какие перспективы, по мнению
профессиональных игроков рынка, ждут эту отрасль? На эти вопросы редакции
«АвтоТрансИнфо» ответили представители десяти компаний, оказывающих 3PL-услуги.
Надо отметить, что большинство компаний, позиционирующих себя в качестве
3PL-оператора, не ограничивают свою деятельность исключительно оказанием
3PL-услуг. Доля дохода от 3PL-услуг может составлять у логистической компании
всего 5-10 %, но может доходить и до 100%. «Далеко не каждому клиенту необходим
комплекс услуг», — подчеркивает директор по стратегическому развитию компании
«STS/RLS Logistics» Кирилл Власов. В то же время компания, которая поначалу
заказывает обслуживание одной операции, со временем может стать заказчиком
полного комплекса услуг. Среди клиентов, которые формируют основной спрос на
услуги 3PL-логистики на российском рынке, можно выделить три основные группы:
во-первых, это торговые сети и производители товаров народного потребления,
во-вторых, нефтегазовый сектор, в-третьих, кластер производителей автомобилей и
комплектующих. Есть спрос и со стороны организаций другого профиля, например,
строительных.

Многие компании начали свою деятельность в качестве 3PL-провайдеров незадолго
до кризиса или сразу после его начала. Ситуация в 2007-2008 годах складывалась
таким образом, что перспективы 3PL-логистики казались исключительно радужными.
В Москве, Петербурге и других городах России немыслимыми ранее темпами
возводились складские комплексы, многие логистические компании рассчитывали на
продолжение бурного роста российской экономики в ближайшем будущем. Кризис внес
свои коррективы в эти представления. На данный момент всех 3PL-операторов можно
условно разделить на две группы: в одной из них преобладают «тяжелые»
логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же
предпочитают наращивать «интеллектуальные мускулы», осуществляя свои операции
на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными
компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и
складского оборудования. Например, компания «STS/RLS Logistics» вложила десятки
миллионов рублей в складское оборудование и WMS систему Logistic Vision, при
этом не имея в собственности ни терминалов, ни автопарка. «Раньше у нас был
подвижной состав, потом мы от него отказались, — говорит Кирилл Власов. — Как
это ни парадоксально, в России выгодней нанять автоперевозчика, чем иместь свой
подвижной состав». Похоже, что сейчас компаний, не обремененные излишком
материальных активов, оказались в более выигрышном положении. На это повлияла и
ситуация на складском рынке. Избыток предложения в первую очередь и очень
болезненно ударил по владельцам складской недвижимости, особенно
высококачественной. Но 3PL-провайдеры, владеющие своими складами, все же
находятся в лучшем положении, чем те владельцы складов, которые строили площади
для последующей сдачи их в аренду. Например, компания «Энерго», заполняемость
складов которой упала в середине 2009 года до 50%, уже в конце 2009 года
вернулась на уровень 100%, при этом часть складов все равно сдается в аренду,
но относительная доля арендуемых площадей по сравнению с теми, что используются
для логистических операций, не очень велика.

Один из факторов успеха 3PL-оператора — готовность как можно глубже
интегрироваться в бизнес-процессы заказчика. Почти все опрошенные нами компании
заявили об этом и привели примеры реальной интеграции. «С одним из заказчиков
интеграция затронула не только логистику, но и финансы», — заметил генеральный
директор компании «Фогель» Евгений Чесноков. «Мы готовы достаточно глубоко
интегрироваться в бизнес-процессы заказчика, вплоть до уровня управления
запасами, — сообщил Дмитрий Стеклашов, руководитель отдела рекламы и
продвижения компании «Энерго». — По сути, это уже выход на уровень 4PL, когда
компания берется за оптимизацию всей логистической цепочки, в отличие от
оптимизации отдельных ее участков». «Надо отметить, что в области FMCG (товары
быстрой оборачиваемости) сквозной процесс от начала до конца редко отдается в
руки одной компании, — заметил Кирилл Власов. — Клиенты данного типа боятся
отдавать всю логистику в руки одного провайдера. Они принципиально организуют
тендеры на все типы услуг среди разных логистических компаний».Совершенно
другая ситуация в нефтегазовом секторе, где заказчики стремятся все операции
возложить на плечи одной логистической компании, способной взять на себя
подобную ответственность.

Говоря о взаимоотношениях с заказчиками, все 3PL-операторы отмечают, что
каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность компании гибко подходить
к каждому клиенту — непременный фактор их успешного взаимодействия. В то же
время одна из особенностей этого рынка — открытое нежелание многих
3PL-провайдеров называть своих ключевых клиентов. Так что говорить о
прозрачности этого рынка пока что не приходится. В то же время компания «Алиди»
с гордостью называет своих ключевых клиентов: Procter&Gamble, Nestle, Wrigley,
а также крупнейшая сеть М-Видео, производители ОРИМИ, Vitek и другие. Среди
заказчиков компании «Фогель» — ЗАО «ТД «Озерский сувенир» — один из крупнейших
российских производителей орехов и сухофруктов в шоколаде и конфет, ООО «Грод
Фуд» — российское представительство одного из крупнейших белорусских
производителей СООО «Квинфуд», а также компания «ФеррероРуссия». Среди ключевых
клиентов компании «STS/RLS Logistic» — Ашан, Nestle, Ford, Volvo, Интелмедтех,
Роснефть, Новатэк, Газавтоматика.

Надо отметить, что большинство компаний не ограничивают свою деятельность
рамками одной отрасли, однако есть и такие, которые научились максимально
эффективно работать в рамках узкой специализации. Например, компания
«Светлана»-К специализируется на услугах 3PL-логистики для компаний сетевого
бизнеса (MLM). Клиенты компании — крупнейшие сетевые косметические компании,
сеть региональных отделений и представительств компаний имеется более, чем в
100 городах Российской Федерации. Компания «Меридиан Логистика» предлагает
услуги 3PL-логистики для предприятий алкогольной отрасли. В отличие от этих
операторов, компания «Фогель» не считает себя специализированной компанией, но
при этом естественным образом сложилась такая ситуация, когда большинство
заказчиков компании — производители продуктов питания. Наибольший объем
3PL-операций компании «Алиди» связан с бытовой техникой.

3PL-провайдеры предлагают немало услуг добавленной стоимости, помимо основных:
это и услуги по маркировке продукции, и упаковка продукции с маркировкой, а
также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких
по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех «дочек»
в одну систему) и т. д. Еще один пример: для производителя аэрогрилей Hotter
компания «Алиди» оказывает услугу по проверке целостности и работоспособности
техники. При этом доля выручки от услуг добавленной стоимости может доходить до
20-25% от общего оборота 3PL-компании.

В целом, несмотря на сложные условия прошедшего 2009 года, 3PL-провайдеры
подчеркивают положительные моменты настоящего периода. Особенно удовлетворены
результатами своей работы такие компании, как «Фогель» и «Энерго», которые
начали с вою деятельность перед самым кризисом или уже после его наступления и
смогли в непростой ситуации удержать заказчиков и сохранить свое место на очень
жестком в конкурентном отношении рынке. Им было особенно трудно, но прошедший
год оказался непростым для всех 3PL-операторов. Многие клиенты 3PL-провайдеров
заметно сократили объемы, спрос был мало предсказуемым. Среди основных мер,
предпринятых логистическими компаниями в связи с кризисом, стоит отметить две
основных: оптимизацию существующих бизнес-процессов, а также пересмотр
отношений с поставщиками. При этом если финансовые результаты оказались хуже
прогнозируемых, то по ряду других параметров собственную деятельность
большинство 3PL-провайдеров считает вполне успешной. Вот как некоторые из них
осветили итоги своей деятельности в 2009 году. «Мы не потеряли ни одного из
наших основных клиентов, а у некоторых из них спрос на наши услуги вырос», —
говорит коммерческий менеджер FM Logistic Vostok Сергей Языков. О том, что,
несмотря на кризис, компании удалось нарастить объем предоставляемых услуг,
рассказали в компании «РБД». Проект организации федерального распределительного
центра для крупнейшего российского ритейлера бытовой техники позволил компании
«Алиди» заявить о себе как о логистическом операторе федерального масштаба. «У
нас есть все основания считать 2009 год одним из самых успешных с точки зрения
развития бизнеса в истории компании», — заявил генеральный директор группы
компании «Алиди» Петр Демченков. В компании «Фогель» сообщили, что в последнее
время заметен рост спроса на их услуги со стороны интернет-магазинов. Дмитрий
Стеклашов («Энерго») отметил, что точность выполнения заказов у этой российской
компании на уровне лучших западных компаний. Многие компании продолжали активно
наращивать свое присутствие в регионах. Питерский оператор «Меридиан Логистик»
вышел на московский рынок, компания «ПЕТРОВИЗАРД» открыла представительство в
Краснодаре, «Светлана»-К — филиалы в Иркутске и Сургуте. Невзирая на заявленную
узкую специализацию, компания «Светлана»-К активно борется за свою долю на
рынке сборных грузов, складских услуг (построив собственный комплекс А класса в
Москве), курьерской доставки (войдя в первую десятку компаний по России),
перевозок с температурным режимом. «В планах санкт-петербургского филиала
компании «Светлана»-К до 2014 года войти в пятерку крупнейших 3PL операторов на
северо-западе России», — заявил директор филиала Егор Лапиков. Он отметил, что
объем реализации услуг компании по итогам 2009 года вырос. В компании «DSV»
этим похвастаться не могут, но надеются, что объемы услуг достигнут
докризисного уровня уже к концу 2010 года. В компании «ПЕТРОВИЗАРД» считают,
что годом активного роста 3PL-услуг станет 2011. Более осторожно смотрят в
будущее в компании «STS/RLS Logistics». Кирилл Власов полагает, что докризисный
уровень будет достигнут не раньше 2012 года.В настоящее время спрос на услуги
3PL-логистики после «заморозки» 2009 года начинает заметно оживать. С января
растут ставки на основные услуги 3PL-операторов, хотя, по мнению Кирилла
Власова, рассчитывать на рост маржинальности 3PL-провайдеру не следует,
зарабатывать надо на объемах. С начала 2010 года заметно увеличилось количество
тендеров, у многих компаний стали появляться новые заказчики. Тенденция,
возникшая около пяти лет назад, — интерес клиентов к получению комплекса услуг
у одного подрядчика, — не только не потеряла актуальности, но и набирает силу.
Парадоксально, но в результате кризиса выросло количество потенциальных
клиентов 3PL-провайдеров. К существующим добавились те, кто задумался о
необходимости сокращать свои издержки за счет отказа от содержания собственной
логистики, что оказалось особенно актуальным для филиалов и региональных
представительств. По-видимому, уже в ближайшем будущем более быстрыми темпами
начнет расти рынок 3PL-логистики в регионах, в то время как в Москве
конкуренция между 3PL-провайдерами будет усиливаться. Уже сейчас наблюдается
тенденция, когда логистические провайдеры устремляются в регионы России, в том
числе и с населением менее 1 млн. жителей. В компании «Интертерминал» высказали
предположение, что сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке
более выгодна международным операторам, а российская логистика будет переживать
сложные времена, которые закончатся слияниями и поглощениями. Созвучно мнение
генерального директора компании «ПЕТРОВИЗАРД» Данилы Романова, отметившего,
однако, что российские компании и российский бизнес могут составить острую
конкуренцию международным операторам, так как в ближайшее время будут
выделяться наиболее мощные игроки логистического рынка, которые поделят между
собой зоны влияния. Подтверждением такой тенденции служит и пример компаний STS
и RLS, которые образовали единую компанию «STS/RLS Logistics» в 2009 году.

Услуги 3PL-логистики становятся все более популярными в России, хотя покачто
еще рано говорить о том, что этот рынок вышел из стадии формирования. К
благоприятным последствиям кризиса можно отнести то, что логистический рынок
покинули неэффективные фирмы. С тем, что по мере преодоления последствий
мирового кризиса рынок 3PL-логистики в нашей стране ждут очень интересные
перспективы, не учитывать которые не может ни одна логистическая компания,
согласились практически все участники нашего опроса.

Похожие записи