Рынок логистики в России чрезвычайно подвижен

Логистика — клиентоориентированный бизнес, который должен развиваться для
клиентов и вместе с клиентами. Компания Itella всегда прислушивается к
потребностям своих клиентов, прежде чем сделать очередной шаг в бизнесе.
Например, логистический оператор идет с клиентами в регионы, где есть спрос,
который снова оживился после кризиса 2008–2009 годов. В 2012–2013 годах запросы
логистических услуг росли в основном в региональном направлении. Itella в
России была готова реализовать их за счет хорошего географического покрытия
собственными складами и наличия точек входа в страну через все базовые порты
России (Новороссийск, Санкт- Петербург, Владивосток), а не только через
западную границу.

В целом, необходимо констатировать, что в России уровень развития логистики
находится на средней отметке. В европейском логистическом пространстве, где
рынок уже сложился и давно поделен между основными игроками, борьба в основном
идет за цену, так как набор предоставляемых услуг и их уровень качества уже
определен. В России же рынок логистики все еще чрезвычайно подвижен, подвержен
частым изменениям и колебаниям, здесь нередки события, меняющие вектор
развития, например, частые экономические кризисы, поэтому отрасль развивается
не линейно, а по спирали.

Российские логистические компании и их клиентов бросает то в борьбу за мировой
уровень качества операций и инноваций, что, понятно, стоит немалых денег, то в
борьбу за самую низкую цену, когда качество и долгосрочные отношения начинают
уходить на второй план. Все это происходит в зависимости от ситуации на рынке.
Но оба аспекта важны, и здесь приходится искать равновесие, идти на
компромиссы, чтобы сбалансировать кратко- и среднесрочные цели. Особенно это
заметно в транспортной логистике, в то время как рынок складских услуг более
состоявшийся, хотя и там колебания очень заметны.

Логистический аутсорсинг

В России на сегодняшний день велик процент компаний, самостоятельно
организующих логистические процессы, в том числе работу на своих складах. В то
время как в Европе и тем более в Америке ситуация противоположная — компании
предпочитают сотрудничать с внешними провайдерами логистических услуг.

Согласно последним исследованиям международных и российских аналитических
групп, доля логистического аутсорсинга в России оценивается всего в 20%. При
этом в развитых странах Запада значение этого показателя достигает 40–50%. В
России передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается
входящей и исходящей транспортной логистикой, тогда как во всем мире данная
услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предпри- ятий, но и
управление запасами и цепочками поставок продукции в целом.

Многие российские клиенты по-прежне- му предпочитают осуществлять и курировать
логистические процессы самостоятельно, силами своих логистических служб, а не
пе- редавать их на исполнение логистическому провайдеру. Если же говорить о тех
клиентах, которые отдают логистику на аутсорсинг, в России его доля выше в
транспортных услугах и ниже для 3PL- и 4PL-сервисов. Хотя картина постепенно
меняется, и российские предприятия реального сектора экономики учатся правильно
считать затраты на логистику и все чаще прибегают к услугам профессионалов,
экономя деньги и время. Еще не так давно, в 1990-е годы, у каждого предприятия
был свой автопарк, даже небольшие компании имели у себя в штате водителей на
«Газелях», решавших все вопросы с транспортной логис- тикой. Сейчас таких
явлений намного меньше — доля аутсорсинга транспортной логистики достаточно
высока.

На мой взгляд, одним из новых направ- лений развития станут логистические
услуги для современного ритейла, где еще очень высок потенциал для оптимизации
на растущем рынке электронной коммерции. Несмотря на отсутствие роста ВВП,
рынок Интернет-торговли продолжает расширяться. Растет и логистика для этого
сектора. Определенным потенциалом обладают страны Таможенного союза, где
по-прежнему имеются возможности для развития и, соответственно, поле для работы
логистических провайдеров. Перспективным направлением для логистических
операторов и, в частности, для нашей компании является рынок экспресс-доставки.
Несмотря на то что на этом рынке сейчас наблюдается определенное замедление, у
него высокая доходность, и он по-прежнему остается привлекательным.

Игроки рынка складской логистики

Если рассуждать о рынке контрактной логистики, я бы охарактеризовал его как
относительно состоявшийся. Здесь достаточно четко определен список основных
игроков — это международные логистические провайдеры и крупнейшие российские
игроки, пережившие кризис 2008 года. Если говорить о ведущих игроках, то одним
из них, безусловно, является наша компания — Itella. Также крупным игроком и,
соответственно, одним из наших основных конкурентов на этом рынке, являет- ся
компания FM Logistic, которая сопоставима с нашей и по объемам бизнеса, и по
показателям выручки. Мы в зависимости от региона занимаем от 20 до 50% рынка
складской ло- гистики. Все остальные игроки — компании среднего и небольшого
размера.

Мы оцениваем игроков рынка складской логистики и, соответственно, наших
конкурентов по количеству складских площадей и сегментам, в которых они
работают. В Itella мы выделили 6 основных сегментов, индустрий рынка, на
которые мы обращаем основное внимание как в складской логистике, так и в
транспорте. И, разумеется, мы анализируем своих конкурентов, развивающихся в
этих же направлениях.

Именно эти 6 направлений, на наш взгляд, продолжат активно развиваться в
России. Это такие индустрии, как фармацевтика, сегменты «одежда и обувь»,
«автозапчасти», «электроника и бытовая техника», FMCG и индустрия так
называемых DIY («Do It Yourself»)1 ритейл- магазинов. Несмотря на наметившийся
экономический спад, эти сегменты не останавлива- ются в росте, а значит, если
мы хотим идти в ногу с тенденциями рынка, нам следует разрабатывать те
направления, которые продолжат свое развитие в России.

Портрет клиента логистического оператора

Говоря о современном портрете клиента логистического оператора в России,
попробую назвать его основные черты. Наш клиент — скорее и чаще иностранная
компания, а не российская. В первую очередь это связано с тем, что крупные
международные компании в большей степени готовы к аутсорсингу логистических
функций и знают, как с ним работать. Зарубежные игроки давно осознали, что для
бизнеса выгоднее ситуация, когда каждый занимается своим делом, а не раздувает
штаты собственных отделов логистики. Понятно, что людей нужно набирать,
обучать, удерживать, развивать, обувать и одевать, и на это работает целая
армия сотрудников. Проще найти профессионального партнера, договориться с ним о
правилах работы, о по- казателях по качеству и цене и интегрировать его в свою
ИТ-инфраструктуру. Это резко снижает количество персонала и повышает гибкость,
так как снижаются фиксированные затраты, и фокус смещается на развитие ос-
новного бизнеса и отношений с собственными клиентами.

Хотя среди российских компаний по-прежнему сохраняется тенденция делать все
самостоятельно, очень многие из них уже начали отдавать транспортные услуги на
аутсорсинг. Постепенно складывается понимание того, что иметь собственный
автопарк неразумно — гораздо выгоднее найти надежного партнера. Но в складской
логистике такого понимания пока нет.

В целом портрет нашего идеального клиента таков: это либо компания, имеющая
большой объем перевозок от завода-изготовителя, расположенного за пределами
России, либо российский производитель, осуществляющий дистрибуцию по территории
всей нашей страны. Во втором случае отсутствуют импортная составляющая и услуги
по таможенному оформлению, но имеется большой объем работы по транспортировке и
хранению. Ценен каждый клиент, но логистических провайдеров особенно интересуют
нуждающиеся в организации полноценной цепочки поставок.

Работа для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса

30% российского рынка — это сети: продуктовые («Пятерочка», «Магнит» и т.д.) и
непродуктовые («М.Видео», «Эльдорадо» и т.д.), а также компании, поставляющие
свою продукцию в эти сети. На ритейл приходится значительная часть российской
экономики, и очевидно, что мы все работаем над удовлетворением его
потребностей. Задумайтесь: любой товар, лежащий на полке в магазине, прошел
через склады и транспорт. И большинство товаров, имеющихся у вас дома, прошли,
вероятно, через наши склады (это и утюги, и телевизоры, и игровые приставки, и
мобильные телефоны, и зубная паста, и мебель, и многое другое, даже сигареты и
алкоголь). Сейчас работа с ритейлом и для ритейла — важнейшее направление
нашего бизнеса.

Компанию Itella в России интересует также обслуживание крупных производств,
когда нам передается часть внутренней логистики на аутсорсинг. Это очень
перспективное направление, и оно во многом отличается от нашего стандартного
бизнеса. Мы имеем успешный опыт такой работы в Санкт-Петербурге на одной из
крупных табачных фабрик.

Складская инфраструктура

Перейдем к описанию складской инфраструктуры. На сегодняшний день уровень ее
развития можно охарактеризовать как достаточный. В 2013 году процент вакантных
площадей в Московской области был незначителен — около 1,5%. Но сейчас
тенденция изменилась: введено и заложено много новых площадей, поэтому на рынке
появилось много свободных складских пространств — почти 3%, в настоящее время
не составляет труда найти склад практически любого размера. Поэтому арендные
ставки начали падать.

На мой взгляд, для крупных международных логистических компаний идеальный
вариант склада — build-to-suit. Это означает, что здание изначально строится с
учетом требований конкретного клиента, и можно сразу учесть все его нужды (к
примеру, специальные условия по пожарной безопасности, увеличенная зона
экспедиции, конфигурация и этажность мезонинов). Но чаще всего 3PL- провайдеры
предпочитают арендовать стандартный блок в здании класса А.

Сейчас происходит бурное развитие регионов, в частности Санкт-Петербурга и юга
России — покупательская способность там растет. Наша компания имеет несколько
крупных логистических центров в Санкт-Петербурге, Новосибирске,
Ростове-на-Дону, Самаре, Владивостоке и Екатеринбурге. Пока этого достаточно
для удовлетворения спроса со стороны наших клиентов. Но есть и новые проекты по
развитию в ряде регионов, которые могут быть запущены уже в следую- щем году.

Критерии отбора для складских пространств обычно таковы: инфраструктура
(электричество, коммунальные сети, связь и пр.), транспортная доступность
(крупные трассы, развязки и вылетные шоссе), наличие потенциальной рабочей силы
с возможностью добраться до склада и организовать подвоз; важно также, чтобы
рядом были другие склады и технопарки. В частности нас весьма интересует
область вокруг будущей ЦКАД.

Что касается общей ситуации на рынке собственных и арендованных складов
логистических операторов, сложившейся сегодня в Московской области, то порядка
30% складских площадей арендуется логистическими операторами и 70% сдаются в
прямую аренду непосредственно компаниям. На российском рынке немало компаний,
которые самостоятельно организуют логистические процессы. Они-то как раз и
стремятся к схеме прямой аренды.

Но у каждого логистического оператора имеются свои представления о правильном
соотношении собственных и арендованных складов. Мы в Itella предпочитаем
взвешен- ный подход — сбалансированное соответствие между своими и
арендованными складами. По состоянию на III квартал 2014 года в Itella доли
распределены примерно поровну.

Партнеры и поставщики услуг логистических операторов

У крупных логистических провайдеров, конечно, есть партнеры, вместе с которыми
они организуют логистические процессы. Мы сотрудничаем с лизинговыми
компаниями, ко- торые помогают подбирать персонал в пиковые периоды загрузки
складских сотрудников, а также пользуемся услугами транспортных партнеров. Что
касается складских операций, мы не допускаем посторонние компании для работы на
наших площадках.

В компании Itella сложная система отбора и утверждения поставщиков. К
сожалению, в России все еще велика вероятность завязать сотрудничество с
недобросовестным контрагентом, поэтому мы очень осторожно и взвешенно подходим
к выбору партнеров.

В частности наша компания предъявляет высокие требования к состоянию
автопарка. Мы учитываем год выпуска транспортных средств, проверяем водителей,
перевозящих наши грузы, смотрим, давно ли компания существует на рынке, как
платит налоги, застрахована ли ее ответственность перевозчика и экспедитора и
т.д. Каждый поставщик проходит серьезный отбор. Это могут быть как российские,
так и западные компании; мы пользуемся также услугами иностранных поставщиков
из Европы и Азии. Наши подрядчики должны соответствовать этическому кодексу
ведения бизнеса. Все партнеры выбираются на тендерной основе, контакты
постоянно анализируются, пересматриваются на соответствие требованиям.

О санкциях и будущем рынка

Сейчас во всем мире широко обсуждается тема санкций, и обойтись без нее в
статье невозможно. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, Itella
планирует и далее развивать российский бизнес. Россия является одним из
приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не собираемся
менять приоритеты. Itella по-прежнему усматривает в стране потенциал,
представляющий колоссальные возможности для роста и развития. Основные наши
клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Мы, в частности, не работаем
со скоропортящейся продукцией.

Впрочем, некоторое замедление экономического роста в результате экономических
санкций, несомненно, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами,
а также внутри страны. В свою очередь, это может привести к росту конкуренции
логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но на больших компаниях это
вряд ли отразится, поскольку они, работая с крупными клиентами, нацелены на
улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих
оптимизировать бизнес-процессы компаний.

Наша компания продолжит оказывать услуги в сфере логистики и электронной
коммерции, развивать новые и перспективные, на наш взгляд, направления
(температурное хранение, кросс-докинг и сборные грузы, обслуживание электронной
торговли).

Многие сейчас говорят о резком сокращении иностранных инвестиций в российское
пространство, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже
сделано. Многие компании уже построили заводы, вло- жились в автоматизацию
производств, и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже вложено, никуда
не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться — силами
иностранных и крупных российских операторов.

Мы следим за развитием ситуации, и, хотя на сегодняшний день вопрос об
экономических санкциях по-прежнему актуален, надеемся, что ситуация на Украине
и внешнеторговые отношения России и зарубежных стран стабилизируются, и наш
рынок снова будет развиваться бурными темпами.

Николай Воинов, www.logistika-prim.ru

Похожие записи