Е-commerce : от теории к практике

Сегодня электронная торговля пользуется огромной популярностью во всём мире.

Стремительно электронная торговля развивается в Великобритании. На сегодня 21%
европейцев занимается просмотром Интернета в поисках соответствующих товаров, а
время от времени что-то покупает 26% из них.

Электронная коммерция в Китае растет значительно быстрее торговой отрасли в
целом. К примеру, объем розничной торговли в КНР в 2014 году увеличился лишь на
12 %, составив 4,23 трлн долларов.

На рисунке 1 представлены годовые покупки в Интернете среднего потребителя по
странам.

рисунок 1

Рост электронной торговли влечет за собой также быстрое развитие индустрии
интернет-платежей и логистики.

На сегодняшний день, драйверами рынка e-commerce в мире остаются две группы
товаров – одежда и обувь, а также электроника и компьютеры. Прогнозируется, что
в ближайшем будущем рост продемонстрируют такие сегменты, как еда и напитки, а
также автомобильные запчасти.

Что касается Беларуси, то рынок e-commerce может совершить революцию в
розничных продажах в ближайшие несколько лет.Совладелец компании «ИКомЧардж»
ООО Александр Шостак считает, что уже сегодня в Беларуси есть все необходимые
технологии для того, чтобы полностью обеспечить запросы как продавцов, так и
покупателей в сфере электронной коммерции.

Эксперт подчеркивает, что рынок e-commerce — один из самых быстрорастущих в
стране. Ежегодно он прирастает на 15-20%. В 2015 году ощутимый толчок ему дал
«Евроопт», организовав возможность приобретения продуктов через интернет.
«Новая услуга крупнейшего розничного продавца в Беларуси очень быстро стала
популярной, и он уже готов расширить ее на областные центры.

В то же время он отмечает, что большинство услуг, которые в Беларуси относят к
e-commerce, на самом деле являются «неполноценными».

«Согласно исследованиям, проведенным осенью прошлого года торговой площадкой
kupi.tut.by, около миллиона белорусов совершают покупки в интернете. Но, если
честно, большая часть из них совершают выбор товара в интернете, а саму покупку
— оффлайн и чаще всего платят наличными курьеру. Согласно этим исследованиям,
лишь 17% покупателей расплачиваются карточкой непосредственно на сайте
продавца», — признается он.

Тем не менее, считает он, белорусский рынок близок к прорыву: преодолению и
недостатка информации об организации платежей на сайте для продавцов, и
«взятию» психологического барьера у покупателей.

«Думаю, динамика роста рынка e-commerce в Беларуси не только сохранится. Он
будет расти еще быстрее. Сумма в $450 млн звучит, казалось бы, внушительно. Но
вот цифра в 1,5% — именно столько занимает рынок e-commerce в общем белорусском
рынке — выглядит смешно. Думаю, в ближайшее время она вырастет как минимум в
два раза, а к 2020 году достигнет отметки в 10%. А процент людей,
расплачивающихся карточкой на сайте, приблизится к отметке в 50%», — уверен
Александр Шостак.

«Безусловно, догнать Западную Европу в сегменте e-commerce практически
невозможно. Но вот немного сократить разрыв — вполне реально», — добавил он.
«Ждать полной e-коммерциализации Беларуси в ближайшее время не стоит — всегда
будет много людей, желающих потрогать товар своими руками перед покупкой,
увидеть его собственными глазами, просто любящих шоппинг. В ближайшие лет
пятьдесят оффлайн-торговле ничего не угрожает и торговые центры не опустеют.
Однако для тех, кто предпочитает совершать покупки, сидя в уютном кресле дома,
скоро наступит настоящий рай — они смогут приобрести практически любой товар
или услугу, за исключением запрещенных законом», — утверждает представитель
компании»ИКомЧардж».

www.belta.by