Как объединить электронную коммерцию и логистику?

Сегодня все крупные коммерческие интернет-компании, начиная от Amazon, eBay и
заканчивая китайскими Alibaba и AliExpress, так или иначе рассматривают
варианты создания собственных логистических структур. Все задаются одним и тем
же вопросом: как электронную коммерцию интегрировать с логистической структурой.

Как сочетать развитие IT с развитием бизнеса

Направление знаний относительно IT в крупной компании разделено на две части.
Первая – это непосредственно управление IT как инфраструктурой, с точки зрения
управления текущими продуктами. Вторая (находится в ведении дирекции по
развитию) – это управление изменениями в IT как некоторой платформой, где
создается продукт.

Как решать проблему быстрого роста бизнеса

Внутри нашей компании разделяют операционную или регулярную деятельность – не
только в IT – и развитие. И, соответственно, практикуют даже не однократное
выстраивание, а постоянное выстраивание взаимоотношений между этими блоками.
Чтобы, с одной стороны, регулярное управление нормально воспринимало
реализуемые развитием продукты и интегрировало их в свою регулярную
деятельность. А с другой – и развитие, делая какие-то шаги по улучшению текущих
продуктов или создавая новые продукты внутри компании, должно иметь в виду
регулярное управление.

Система электронной коммерции не просто должна быть интегрирована с логистикой
– она должна уметь эффективно работать с разными категориями товаров

Единая платформа для IT

Все основные функции и бизнес-процессы должны быть размещены на единой
платформе – это нерушимое правило. Конечно, можно поддерживать взаимоотношения
с разными программными продуктами, но тогда необходимо обеспечить абсолютно
четкие, работоспособные, в том числе под нагрузкой, шины интеграции. В части
основного бизнес-процесса мы перешли на платформу SAP. Незатронутыми остались
только некоторые фронтовые функции и пользовательские интерфейсы.

Игра по собственным правилам

Вместе с SAP мы подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого
работаем над созданием e-commerce платформы, которая позволит вывести бизнес
«Юлмарт» на новый уровень. Мы используем совокупность SAP-решений: у компании
есть отдельные продукты для e-commerce, и отдельные – для логистики, но для
реализации наших уникальных интегрированных бизнес-процессов требуется особый
подход.

Клиентский опыт как конкурентное преимущество

На самом старте развития наша компания задалась целью создать
высококачественный продукт с точки зрения совокупности услуг для клиента. Не
просто сфокусированный на продаже товара, а именно на совокупности услуг: мы и
продаем, и доставляем товар с четкими показателями качества, с четкими
обещаниями, с четкими сроками и т.д. В частности, наш клиент в любом регионе,
где мы присутствуем, может сдать товар обратно в систему.

Своя рубашка ближе к телу

Логистическая структура – наша собственная, с подрядчиками мы не работаем.
Только в крайних случаях в пиковые сезоны нанимаем машины. Причем,
необязательно у конкретной структуры. Не столь важно, где брать машины, как то,
что они работают в рамках наших процессов и по нашим стандартам, правилам и
нормам.

Забудьте слово «магазин»

Невозможно сеть любых магазинов – я подчеркиваю слово «магазин» – легко и
быстро перебросить в интегрированную электронную коммерцию. Это принципиально
разные технологии, в том числе – логистические. Одно дело принять товар на
центральном хабе, разбросать по магазинам, и дальше его худо-бедно продавать с
полок. Но такая модель не имеет ничего общего с технологией под названием
fulfillment (с англ. – «исполнение»). Мы не называем наши магазины «магазинами»
– они называются центрами исполнения заказов, или по-английски: fulfillment
centers.

Принципиальное отличие заключается в том, что каждый из наших центров
исполнения заказов работает с товарами именно как логистический центр. Вместе
они составляют единый организм, состоящий из отдельных модулей или доменов.
Человек из любого региона может посмотреть на сайте реальные остатки в любом
регионе по любому товару.

Все основные функции и бизнес-процессы должны быть размещены на единой
платформе – это нерушимое правило

Конечный потребитель является непосредственным участником или создателем
заказа в этой самой внутренней интегрированной логистической системе. Товар
может храниться, условно, где угодно. Конечно, в целом мы управляем движением
товара, но если житель одного города заказывает холодильник – и он всего один в
системе, причем на складе другого города – он к нему приедет. Мы гарантируем
срок исполнения два дня.

Товарное разнообразие и сопутствующие услуги

В этом как раз дополнительный, усиливающий вызов. Система электронной
коммерции не просто должна быть интегрирована с логистикой – она должна уметь
эффективно работать с разными категориями товаров.

Привлеченные средства от выхода на IPO (планируется в 2016 году. – Forbes) мы
планируем направить, в первую очередь, на дальнейшее расширение
мультипродуктовости компании. И речь здесь идет не просто о расширении
товарного ассортимента, а о способности оперировать разными продуктовыми
линиями и продуктовыми бизнесами.

Одно дело – поставить памперсы в каталог среди электроники, и совсем другое –
восприниматься клиентом как профессиональная торговая площадка по детским
товарам – включая услуги, расширенный ассортимент, особую политику
ценообразования, программы лояльности и т.д.