Логистика становится «умнее»

Уже довольно давно транспортная компания Saia LTL Freight начала использовать
сенсоры для сбора данных о расходе топлива, о работе водителя и двигателя, о
прочих параметрах. Но вся эта информация загружалась лишь тогда, когда
грузовики примерно раз в месяц ставились на техобслуживание. А совсем недавно
транспортная компания Johns Creek (штат Джорджия, США) внедрила систему на базе
Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE), с помощью которой
сенсоры, установленные на 3600 грузовиках компании, в реальном времени передают
данные в группы мониторинга. В результате Johns Creek получает подробнейшую
информацию о работе своих 5000 водителей, начиная от того, сколько часов они
проводят за рулем, и кончая тем, не перестраиваются ли они на соседнюю полосу.
При этом компания может предпринять необходимые меры для коррекции действий
водителей.

Предприятия внедряют IoE-технологии практически на всех этапах цепочки
поставок, включая грузоперевозки. Как выяснили в компании Saia, сенсорные
системы передают немало полезных эксплуатационных данных, на основе которых
менеджеры не только получают информацию о текущем состоянии, но и могут
прогнозировать возможное развитие событий. Здесь заложен немалый потенциал: по
данным недавнего исследования DHL Trend Research и Cisco Consulting Services,
поставки и логистика могут принести дополнительно 1,9 трлн долларов чистой
прибыли. Посмотрим, какие направления в логистике могут выиграть от таких
инноваций.

Предупредительный ремонт и диагностика

IoE-системы передают данные о текущем состоянии подвижного состава,
предупреждая инженеров о необходимости ремонта. В качестве примера приведем
исследовательский проект «Техобслуживание по запросу» (Maintenance on Demand),
объединивший в 2012 г. Volvo, DHL и ряд других компаний. Сенсоры, установленные
в системе смазки и на амортизаторных стойках, передают данные на передвижные
пункты управления, а оттуда — на платформу техобслуживания. При обнаружении
потенциальных проблем водители получают предупредительный сигнал.

Во время перевозки таких термочувствительных грузов, как продукты питания и
лекарства, система в реальном времени определяет температурные колебания в
контейнерах и, когда температура поднимается слишком высоко, передает аварийный
сигнал на центральный пункт. Водитель, в свою очередь, получает соответствующее
уведомление о необходимости проверить транспортное средство. Часто для
исправления ситуации бывает достаточно плотнее закрыть дверь.

Оптимизация расписаний

Процесс сортировки вагонов, стоящих в тупиках и ожидающих своей очереди,
включает множество переменных. Так, их следует выстроить в нужном порядке и
перегнать на те или иные пути, а это не так просто, как может показаться,
потому что не хватает путей. В результате вагонам приходится подолгу
простаивать.

Взявшись за эту проблему, General Electric разработала систему, которая
определяет местонахождение всех вагонов в тупиках и составляет план-график с
подробными инструкциями, рассылаемый всем бригадам, которые отвечают за осмотр
вагонов, их перегон из одного тупика в другой и проверку составов перед
отправлением. По словам Шриниваса Боллапрагады (Srinivas Bollapragada),
главного научного сотрудника Глобального исследовательского центра General
Electric, в результате время отстоя вагонов в тупике может быть сокращено на
10%.

Здоровье и безопасность водителей

Водители-дальнобойщики часами остаются за рулем, накручивая в среднем по 160
тыс км в год (данные Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков США). В таких
условиях их внимание ослабляется, и некоторые компании устанавливают в кабинах
грузовиков камеры, выявляющие такие признаки усталости, как, например, сужение
зрачков. Обнаружив, что водителя клонит в сон, камера подает сигнал тревоги и
включает установленный в водительском кресле вибрационный механизм.

Система же компании Saia определяет, когда водитель приближается на опасное
расстояние к впереди идущему автомобилю или начинает перестраиваться, не
включив сигнал поворота. В этом случае включается громкий звуковой сигнал.
Кроме того, ведется непрерывная видеозапись всего происходящего. Если что-то
случается — например, водитель резко жмет на тормоза, — специалисты по
безопасности в центральном офисе увидят, что происходило за десять секунд до и
через десять секунд после события. Затем полученные данные собираются и
оцениваются, а водители получают персональные рекомендации по исправлению тех
или иных недостатков.