И если с обработкой грузов помогает справиться автоматизация и работа с
данными, сохранность их при транспортировке и хранении сложно поручить одним
только ИТ-технологиям. Вот почему. Логистика грузов для здравоохранения: в чем
сложность?
Компания, которая планирует заниматься перевозкой грузов для отрасли
здравоохранения, сталкивается сразу с рядом трудностей. Они в основном завязаны
на специфичность таких грузов и необходимость искать индивидуальный подход к
отправлениям. Так, нужно обращать пристальное внимание на условия хранения
(может требоваться температура от -70 градусов по Цельсию), срок хранения
(из-за ограниченного срока годности может понадобиться ускоренная доставка),
хрупкость грузов и прочие факторы. Некоторые препараты требуют переупаковки в
процессе доставки или взятия пробы в процессе — тут уже не обойтись без
профильных специалистов. Это накладывается на высокую стоимость грузов.
Лариса Морозова, директор по развитию международного бизнеса компании
LCM-Express, отмечает, что перевозка медицинской и фармацевтической продукции
всегда обходится компании-логисту значительно дороже других грузов:
Стоимость перевозки медицинской продукции всегда будет выше, чем стоимость
перевозки иного груза, аналогичного в размерах. Неважно, будет ли перевозиться
целый поддон или одна отдельная упаковка — для транспортной компании это,
скорее всего, означает, что эта перевозка не может быть укомплектована иными
заказами. Однако всегда можно найти пути оптимизации расходов и увеличения
эффективности отрасли.
Ключевые моменты, на которых надо сосредоточиться логистам:
— оптимизация малопродуктивных затрат;
— сокращение времени цикла заказов;
— оптимальное перераспределение расходов.
Кроме того, компании, которые занимаются логистикой грузов для
здравоохранения, должны придерживаться определенных стандартов, а также следить
за законодательствами стран, где идет работа: химические и биологические грузы
наиболее часто попадают под ограничения. Центр для обработки фармацевтических
грузов UPS в Рурмонде (Нидерланды) Решить такие проблемы локальной
логистической компании обычно не под силу: внутри небольшого рынка каждому
отправителю легче организовать собственную логистическую цепочку. А если
говорить о больших масштабах, то запуститься с нуля на глобальном рынке
фактически нереально. По этим причинам в России, например, до сих пор
отсутствует крупный перевозчик термочувствительных грузов, и фармкомпании и
лаборатории вроде «Инвитро» формируют цепочки перевозок своими «руками».
Медицинская логистика в UPS
Все началось в 2000 году, когда UPS приобрела
канадскую компанию Livingston, которая специализировалась на доставке грузов
для отрасли здравоохранения, а также потребительских и хайтек-товаров. После
этого развитие UPS в сфере медлогистики пошло с Запада на Восток.
Последним на данный момент масштабным проектом UPS в сфере медицинской
логистики в Европе стал центр для обработки фармацевтических грузов в
нидерландском Рурмонде, открытый в июне 2015 года. За месяц до этого схожий
сортировочный центр UPS запустила в аэропорту Схипхол в Амстердаме.
Центр в Рурмонде стал частью плана UPS по экспансии в Европе. Сейчас у
компании в общей сложности 10 центров, обслуживающих отрасль здравоохранения в
Европе. При этом рурмондская локация, где компания обосновалась еще в середине
1990-х, ближе всего к европейскому авиаузлу UPS в аэропорту Кельн-Бонн (около
полутора часов езды). Таким образом, именно отсюда можно доставлять
фармацевтические (и любые другие) грузы максимально быстро: UPS утверждают, что
доставить груз до половины населения планеты они смогут за 7 часов. Что
происходит в Рурмонде?
Вызовы, которые встают перед логистической компанией, правильнее всего решать
за счет масштаба. Большой объем перевозок легче автоматизировать, а наличие
множества центров и офисов в разных странах ускоряют доставку. Это, в свою
очередь, увеличивает объем… В общем, замкнутый круг — в который, как уже
говорилось, сложно войти маленькой компании. UPS же со своими объемами работы
(а компания доставляет, согласно внутренней информации, более 128 тысяч тонн
продуктов ежегодно только для отрасли медицины) может и автоматизировать
процесс, и выиграть от вложений в обустройство логистических центров. Рурмонд —
большая сортировочная «машина» для грузов. Сюда попадают грузы, которые будут
распределены по Европе или отправятся дальше по миру. Но UPS не только
сортирует грузы, но и хранит их, управляет партиями поставок, контролирует
качество упаковки…
Согласно исследованию Pain in the Chain, которое проводилось UPS и TNS в 2015
году, для 75% процентов опрошенных ЛПР, работающих в области здравоохранения,
на первом месте стоит безопасность отправлений — что интересно, этот показатель
вырос на 20% с 2014 года. Ориентируясь на запросы рынка, в рурмондском центре
UPS решил сделать фармацевтическую лабораторию, где можно заменить капсулу
продукта, взять пробу из партии, хранить контрольные образцы.
Также внимания заслуживает температурный режим центра. На складе грузы могут
храниться с при температуре от +25 до -70 градусов по Цельсию, а также
охлаждаться в сухом льде (который может быть использован и при
транспортировке). В целом с помощью своей логистической сети UPS наладили
непрерывную «холодовую» цепочку для перевозки по воздуху и морю, что,согласно
исследованиям, крайне важно
для перевозки термочувствительных грузов. Возможно ли подобное в России?
В беседе с Rusbase Иван Шацких, генеральный директор UPS Россия, отметил, что
компания планирует построить центр, аналогичный рурмондскому, в одном из
аэропортов Подмосковья и изучает рынок, чтобы понять, в каком направлении
двигаться.
Ранее Шацих говорил
санкции против России серьезно осложнили работу американского бизнеса, и UPS
как американской компании. При этом Россия будет для UPS одним из приоритетных
рынков в ближайшие годы, несмотря на недостаточно развитое регулирование
логистической отрасли и неподготовленность клиентов. В целом в Европу (куда
входит российский рынок) UPS планирует инвестировать $2 млрд до 2019 года.
Своими клиентами в российской отрасли перевозки фармгрузов UPS видит те
компании, которые сейчас вынуждены организовывать логистику самостоятельно
из-за отсутствия крупных игроков на этом рынке. Несмотря на общий застой рынка
логистики (в 2015 году объем логистических перевозок в России, согласно
исследованию «Российский рынок логистических услуг 2016. Тенденции рынка»,упал
0,5% — не последнюю роль в этом сыграла неразвитость транспортной
инфраструктуры), фармлогистика все же начинает развиваться.
Так, в 2015 году в России стартовал проект «Стандарты
качества фармацевтической логистики». Его руководитель Олег Дорожинскийговорит
, что их цель — определение стандартов качества и налаживание регулирования в
области логистики фармацевтики и термочувствительных грузов. Кроме того,
компания представляет себя консалтером по вопросам логистики и организовывает
одноименную конференцию.
«Российские компании даже не начали полноценно передавать свою логистику на
аутсорсинг, —отмечает
в интервью изданию «Коммерсантъ». — Постепенно этот процесс набирает обороты в
сотрудничестве со средними компаниями, но крупные российские компании все еще
предпочитают пользоваться услугами своих внутрикорпоративных транспортных
подразделений».
Действительно, согласно
отчету Deloitte, на долю логистического аутсорсинга в 2011 году приходилось
около 22% от всего объема рынка логистики ($62 млрд по отношению к $284 млрд).
Тем не менее Надаль уверен, что со временем тенденция передавать логистику на
аутсорсинг распространится, и крупные компании будут распродавать свои
транспортные подразделения, чтобы сосредоточиться на профильном бизнесе.
Высоко оценивает перспективы рынка логистики фармацевтических и
термочувствительных грузов и эксперт АО «Национальная иммунобиологическая
компания» (входит в Госкорпорацию Ростех), медицинский директор Александр
Власов: Сегодня РФ испытывает недостаток в квалифицированных логистах
национального уровня для доставки иммунобиологических препаратов по системе
холодовой цепи и рынок данных услуг будет только расширяться.
Так, стандарт GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика), активно внедряемый в
нашей стране, направлен на обеспечение качества препаратов на всем пути от
производителя до аптек и медицинских учреждений. Для нашей компании,
обеспечивающей потребности отечественной системы здравоохранения в препаратах
крови, вакцинах НКПП, критична именно холодовая цепь. Только в 2016 году мы
отгрузили более 125 миллионов доз вакцин в рамках НКПП даже в самые удаленные
регионы страны.
Также важно отметить, что рынок отечественных иммунобиологических препаратов,
благодаря активной работе отечественных производителей в направлении
импортозамещения, активно растет (в 2013-2016 годах доля иммуно-биологических
препаратов отечественного производства — около 40%, в 2020 году, в соответствии
с программой развития фармацевтической отрасли, будет более 80%).
Задача всех, кто работает на этом рынке, осложняется большой протяженностью
нашей страны и наличием малонаселенных территорий. В данном случае неправильная
логистика может составить до половины стоимости препарата. Чтобы обеспечить
поставку препаратов с соблюдением всех норм и правил, а также контролировать
качество на всех этапах, и даже для сокращения издержек, мы через полгода
запускаем собственный логистический проект.
Согласно исследованию трендов логистики Data Insight за 2016 год, среди трендов
перевозку ювелирных изделий, лекарств и алкоголя, причем спрос на перевозчиков
в этих категориях будет расти. Прогноз можно считать позитивным для UPS и
других компаний, которые надеются отхватить себе долю на рынке перевозки
медицинских, фармакологических и термочувствительных грузов.