Как перевозят произведения искусства

Как устроен рынок

Подразделение по перевозке предметов искусства появилось у «Вересова» в
2012-м, через год после открытия галереи. Мы решили создать свой сервис
перевозки предметов искусства, который мог бы сотрудничать с музейными
учреждениями и частными коллекционерами. В прошлом году в наш арт-холдинг вошла
компания «Трансарт», которая занимается перевозкой произведений искусства более
15 лет.

Это очень узкий рынок. В России на нём работает пять-шесть компаний, две из
них — c западным капиталом, пришли сюда ещё в 90-е. Бизнес не очень крупный.
Средний оборот компаний — 100–150 миллионов рублей в год. Заказов много:все
музеи перевозят произведения искусства с помощью специализированных
транспортных компаний. Если они этого не делают, возникают вопросы по
страховке. В России только три компании имеют лицензию на страхование предметов
искусства — «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» и «Европолис». При оформлении
полиса для экспонатов, которые едут на выставку, сразу спрашивают, кто
занимается транспортировкой. И если перевозчик непонятный, страховщик может не
взять на себя эти риски. А без страховки разрешение на вывоз или ввоз не
получишь.

Перевозка музейных выставок

В среднем мы перевозим одну крупную выставку в месяц. Сейчас занимаемся
выставкой ко Дню Победы для музея Великой Отечественной войны на Поклонной
горе, где пройдут основные мероприятия праздника с участием Владимира Путина и
глав других стран (представьте уровень ответственности). Для Третьяковской
галереи привозили Донскую икону Божьей Матери (Феофан Грек, XIV век) в Донской
монастырь и обратно, русский авангард — в лондонскую галерею Виктории и
Альберта. Сотрудничаем также с Пушкинским музеем и Манежем.

Сейчас при организации выставки музеи объявляют тендер на перевозку
произведений искусства. И это хорошо: прошли те времена, когда заказы на
перевозку шедевров отдавались компаниям, где работают только бухгалтер и
директор, порой в одном лице.

У нас над перевозкой одной выставки может в течение месяца работать до 20
человек. Сначала согласовываем списки предметов, выбираем упаковку, составляем
техзадание. Все предметы искусства должны перевозиться по инструкции,
выпущенной министерством культуры ещё в середине 80-х годов. По этим
требованиям температура в машине не должна выходить за пределы диапазона в
18–22 градуса, влажность — 50–55 %. Мы в основномиспользуем грузовики Mercedes
со специальной системой климат-контроля. Она позволяет поддерживать нужную
температуру, даже если что-то случилось в пути и машина встала. Сами фургоны
(обязательно с пневмоподвеской) оборудованы специальным подъёмником-гидробортом
для уменьшения колебаний при спуске и подъёме экспонатов. Есть требования к
упаковке предметов искусства: климатические ящики изготавливаются по принципу
термоса с использованием специальных материалов.

Прежде чем ехать за экспонатами в другой регион, нужно заранее отправить туда
климатические ящики для упаковки — они не везде есть. Потом на место едет
машина и наши упаковщики. Из труднодоступных мест (например, Киргизии)
приходится везти самолётом. В Еврозоне у нас зарегистрирована отдельная
компания со своим парком автомобилей. Если мы везём экспонаты из европейского
музея, то мы используем их, а не гоним транспорт отсюда.

Очень трудно найти квалифицированных упаковщиков. Упаковкой занимаются в том
числе профессиональные реставраторы. В Европе час работы такого специалиста
стоит минимум 10–15 евро. Меньше платить им не получится: это люди с высшим
образованием, которые понимают, как брать в руки произведения искусства. Я не
могу принять на работу непроверенного человека. Это не DHL, UPS или «Почта
России»: один неприятный случай может навсегда испортить репутацию. В этом
процессе много сложностей, потому услуга дорогая. Перевозка предметов искусства
внутри России в среднем стоит 2–3 миллиона рублей. Стоимость привоза в Россию
крупных выставок обходится в20–25 миллионов рублей.

Частные коллекции

Владельцы картин нечасто выставляют свои коллекции. Им выгодно отдавать работы
только на крупные выставки: тогда они попадают в каталоги, и их цена
увеличивается. Но в этом случае организацию перевозки берёт на себя музей.

При этом у нас хватает частных клиентов. Во многом это связано с
несовершенством законодательства по обороту культурных ценностей: по закону
нельзя навсегда вывозить из России предметы искусства старше 100 лет. Даже если
ввезти работу можно, то это всё равно невыгодно, так как таможенные сборы очень
высоки. За ввоз в Россию картины, купленной на Sotheby’s за миллион долларов,
нужно заплатить почти треть её стоимости. Поэтому даже у самых богатых
коллекционеров, которые входят в списки миллиардеров, почти все шедевры — на
временном ввозе. Они ввозят картину временно, хранят её год, два или три, потом
снова вывозят и возвращают обратно — получается дешевле. Многие игроки
антикварного рынка лоббируют изменения в законодательстве, но пока ничего не
могут сделать.

Куда везут работы

Музеям сейчас порезали бюджеты на выставки. Не знаю, что будет с
международными проектами. Мы разворачиваемся на Восток и идём в Китай. Китайцы
любят русское и советское искусство. Выставки там уже проходят.

Чаще всего работы возят в Москву и Петербург. Регионы подтягиваются. В прошлом
году возили выставку в Южно-Сахалинск. Там мы использовали авиафрахт: везли
театральные эскизы Кустодиева, Бенуа, Гончаровой. Порой для перевозки в такие
удалённые регионы кроме самолёта других вариантов нет. К примеру, для большой
выставки к 9 Мая надо было взять экспонаты из Таджикистана. Сначала мы
собирались закинуть туда людей и упаковку и довезти всё на машинах, но вдруг в
Узбекистане, через который проходил путь, отозвали лицензию у всей
вневедомственной охраны. Потому придётся везти самолётом.

Серьёзных проблем при перевозке у нас, к счастью, не случалось. Украсть
произведение искусства при его транспортировке из города в город довольно
сложно. Например, при перевозке иконы Донской Богоматери Феофана Грека —
национального достояния страны — нас сопровождал автобус с ротой ОМОНа, две
машины ДПС, ещё несколько человек с автоматами сидели внутри грузовика. Для
проезда нашего кортежа перекрывали центральные магистрали Москвы. Вряд ли в
таких условиях у кого-то могло возникнуть желание попытаться похитить икону. К
тому же ворованную картину почти невозможно продать: все деликатно относятся к
покупке, требуют по пять документов на каждую работу. Таким покупателям есть
что терять, а коллекционеров-фанатиков, которые готовы пойти на такие риски,
история знает единицы.

Похожие записи