На честном слове: как почтовые форвардеры доставляют заказы из-за моря

Купить в самом известном онлайн-магазине мира, заплатить $150 вместо $250,
подождать две недели – и ты обладатель оригинала кроссовок, планшета, или
«умных» часов известного бренда – вот чем заманивают форвардеры клиентов. Как
устроены их услуги, когда они действительно выгодны и в чем основные недостатки
такого способа покупок.

Кто такие форвардеры

Почтовый форвардинг – это услуга по перенаправлению посылки от отправителя к
получателю с использованием промежуточного (виртуального) адреса. Чаще всего
форвардинг используют для доставки товара, купленного в зарубежном
онлайн-магазине. Выглядит это так: человек заказывает себе что-нибудь на
Amazon, оплачивает покупку и вместо своего адреса для доставки указывает адрес
склада форвардера в США. Посылку под видом «покупателя» получает представитель
форвардинговой компании – и затем пересылает ее своему клиенту, сделавшему
заказы.

Зачем это нужно? Во-первых, доставка в Беларусь напрямую из зарубежных
онлайн-магазинов зачастую слишком дорога. Во-вторых, многие продавцы вовсе не
оправляют заказы в нашу страну. Форвардеры решают обе проблемы.

Почтовых форвардеров часто путают с посредниками в зарубежном онлайн-шоппинге
– и совершенно напрасно. Первые лишь перенаправляют самостоятельно заказанные
покупателем вещи, вторые же берут у клиентов деньги и полностью организовывают
весь процесс покупки за дополнительную комиссию в 10-30% от суммы заказа.

Среди наиболее известных агрегаторов доставки – Meest, EasyXpress, Ukraine
Express, Shipito, Sadko и другие. На рынке работают десятки форвардеров, и их
количество с каждым годом растет (например, недавно форвардинговые услуги
запустила ModnaKasta). Растут и заказы: один из крупнейших форвардеров,
Meest-America, рассказал о росте на 40% по итогам 2015 года.

Как и почем?

Сроки доставки у всех форвардеров приблизительно одинаковы: 7-14 рабочих дней
– авиа и 45-60 дней – по морю. У некоторых компаний есть отдельные опции
«эконом» либо «ускоренной» пересылки.

Стоимость доставки одного килограмма веса у форвардеров также не особенно
отличается: $7-12 за авиа и $3-4 за посылку морем. А вот что существенно
разнится, так это минимальная стоимость доставки: одна и та же посылка до 1 кг,
даже если ее вес всего 100 грамм, может стоить как $3,6, так и $15, в
зависимости от тарифной политики агрегатора. Как правило, чем меньше пересылает
заказчик, тем дороже это обходится – и наоборот.

Впрочем, чтобы клиент не переплачивал (или покупал больше), форвардинговые
компании предлагают специальную услугу: хранение на складе в США. Полученные
посылки собираются в специальную ячейку заказчика и могут там храниться в
течение 28-180 дней. За это время клиент докупает еще несколько товаров,
которые форвардер потом соберет в одну посылку и отправит в Беларусь.
Объединение заказов называется консолидацией, чаще всего она платна, но
предлагают ее не все форвардеры.

Как и у любой услуги, у почтового форвардинга есть дополнительные малозаметные
платежи. Это может быть абонентская плата, комиссия за регистрацию, за
консолидацию, за входящие посылки. В перечне услуг также дополнительная
упаковка (от $3), страхование (от 2,5% стоимости), фотографирование товара (от
$3 за одно фото) и многие другие.

Таможенные сборы

Целый ряд дополнительных услуг форвардеров связаны с упрощением прохождения
таможни: например, заполнение таможенной декларации, утилизация инвойсов и
коробок из-под обуви.

«Основной проблемой является определение стоимости товара, так как взгляды
таможни и клиента не всегда совпадают. Но когда есть документы, подтверждающие
стоимость товаров, этот вопрос не вызывает никаких проблем, кроме увеличения
сроков доставки», – рассказывает Ольга Быченок, операционный менеджер
EasyXpress.

Именно прохождение таможни и частые изменения в Таможенном кодексе большинство
форвардеров называют в числе основных сложностей работы на рынке.

Среди других проблем компании называют падение покупательской способности
украинцев и языковой барьер, который ограничивает возможности в шоппинге. «Мы
тратим огромные ресурсы, чтобы научить новых клиентов покупать в США. Они даже
приходят к нам в офис, и мы поэтапно им все показываем, чтобы их опыт покупок
был максимально положительный», – рассказывает Ольга Быченок.

Когда это выгодно?

Среди преимуществ, которыми форвардеры привлекают новых клиентов –
100-процентная уверенность в покупке оригинала и возможность покупать одежду с
большими скидками, причем не только сезонными. «Например, марка одежды Ralph
Lauren часто дает скидки до 80%, серьезно можно сэкономить на сумках Michael
Kors, а за цену одной пары Levi’s, продаваемой в Беларуси, можно купить три
пары на официальном американском сайте – и это только несколько примеров», –
говорит Алексей Крикунов, руководитель логистической службы компании-форвардера.

Часто товар в зарубежном онлайн-магазине оказывается дешевле, чем в
белорусском, и без скидок. Впрочем, в первую очередь это касается покупок
суммарной стоимостью до пресловутых $200, за растаможивание которых не придется
платить.

В этом узком сегменте почтовые форвардеры уводят клиентов у онлайн-магазинов,
продающих импортные товары. Однако представители украинского e-commerce
говорят, что не ощущают влияния форвардеров на их рынок. «Думаю, что за
последние пару лет объем заказов у компаний, которые предоставляют
форвардинговые услуги, значительно вырос. Это связано с тем, что существенная
часть белорусов пытается экономить и ищет возможность купить тот или иной товар
дешевле. Но не думаю, что этот момент имеет существенное влияние на украинские
интернет-магазины, так как они, в свою очередь, получают новых покупателей из
тех, кто раньше не делал покупки в интернете, но начал делать по таким же
мотивам (ассортимент, дешевле и тому подобное)», – поясняет Дмитрий Латанский,
директор Repka.ua.

По его словам, определенная категория покупателей в любом случае предпочтет
белорусский e-commerce. «Хорошо, что у покупателей есть выбор. Те, кому нужен
более широкий ассортимент или товар по более низкой цене (в некоторых случаях),
могут заказать товар из-за границы. Те же, кому нужен товар срочно, в кредит,
по безналичному расчету с НДС, с минимальными рисками, предпочтут сделать
покупку в пределах страны», – считает Дмитрий Латанский.

Что и где заказывают?

Что же покупают белорусы, сделавшие выбор в сторону зарубежных площадок?
Подавляющее большинство заказов – одежда, обувь и аксессуары. Каждый десятый
заказ связан с техникой: от «умных» часов до электронных книг и планшетов.
Остальное – косметика, разные мелочи для хобби и все, что невозможно достать в
Беларуси.

По данным форвардеров, белорусы чаще всего покупают в Китае (Alibaba.com), США
(eBay и Amazon.com), в Германии и Италии. Постепенно набирают популярность
покупки в Польше. «Самые тяжелые посылки приходят к нам из США и Канады – они
весят 8 кг. Из Китая обычно приходят посылки до 5 кг, а средний вес покупок из
Европы составляет от 2 до 4 кг», – рассказывает Василий Журавель, первый
заместитель генерального директора Meest Group.

По его словам, список наиболее популярных у белорусов товаров зависит от
страны, в которой производится покупка. «Особенно популярны покупки техники в
Китае, они составляют до 45% всего списка», – говорит Журавель.

На честном купеческом слове

Пользуясь услугами форвардеров, нужно быть готовым к определенному риску. Дело
в том, что вся система перенаправления посылок держится на репутации компании:
никаких договоров о форвардинговых услугах с их потребителями-физическими
лицами, как правило, не заключают. Прежде всего это означает, что выбирать
почтовый агрегатор нужно очень тщательно. Эффективнее всего ориентироваться на
отзывы о компании на профильных форумах.

Кроме этого, при выборе форвардера нужно смотреть и на простые отзывы об их
работе. Как компания на практике соблюдает указанные сроки доставки? Как решает
нестандартные ситуации? Обеспечивает ли она оперативную и адекватную обратную
связь?

Впрочем, каким бы надежным ни был форвардер, в процессе работы все равно будут
возникать вопросы. «Я часто заказываю очень много одежды, и иногда в крупных
заказах может не хватать одной или двух футболок. Каждый раз, когда это
случается, я гадаю – ошибка это американского магазина или недобросовестность
отдельных сотрудников, через руки которых проходит моя посылка», – рассказывает
Наталия Шевченко, работающая посредником в зарубежном онлайн-шопинге.

Конечно, форвардеры предлагают ряд услуг для избежания подобных неоднозначных
ситуаций – это и фотографирование заказа, и его проверка, которая также поможет
убедиться, что зарубежный магазин не ошибся в размере или модели товара. Но
когда заказов больше десяти, за проверку набегает более $30, поэтому на ней
обычно экономят.

Еще один важный момент – не все форвардеры предлагают услугу возврата товара в
магазин. К тому же обратная пересылка довольно дорогая и не всегда возможна по
сроку. И, конечно, иногда наступают и гарантийные случаи, когда товар
приходится возвращать продавцу. «Некоторое время назад я сам столкнулся с
подобной ситуацией. Вся процедура заняла два месяца, в течение которых я был и
без товара и без денег, еще и потратился на обратную пересылку. Был вынужден
вести переписку со службой поддержки. Вопрос, конечно же, решился и мне все
починили и компенсировали. Но я думаю, что в Украине очень немного покупателей,
которые готовы на подобные эксперименты», – рассказывает Дмитрий Латанский.

Похожие записи