Экономный рейс: Как сократить издержки на топливо

Дальнобой – это больше, чем профессия. Скорее – стиль жизни. Водители на
дальние расстояния очень похожи по складу характера и духу, однако, есть и
различия. Скажем, при прочих равных одни дальнобойщики почему-то тратят на
маршрут меньше топлива, что существенно экономит средства, в то время как
другие, не выигрывая во времени, тратят гораздо больше. Этот фактор объясним.
Около 60% затрат на рейс являются фиксированными, остальные 40% — это
переменные издержки. Среди них 8% уходит на ремонт и техническое обслуживание,
4% — на шины и 28% — на топливо. Именно в переменной части заложен потенциал
для сокращения расходов, на него водитель может влиять напрямую. Разумное и
экономичное вождение является ключом к сокращению затрат, что также
минимизирует вред, наносимый окружающей среде, и не снижает объем перевозок.
Такое вождение в профессиональной среде называется «защитным». Стилистика
защитного управления позволяет сводить к минимуму вероятность риска ДТП путем
контроля автомобиля, системы прогнозирования и распознавания опасностей.
Эффективность защитного вождения заключается в повышении средней скорости
движения и сведения к минимуму числа торможений и изменений скоростного режима.
Задача защитного управления – всегда создавать запас необходимого времени.
Водителям в авариях зачастую не хватает секунды на полный анализ информации и
принятия верного решения. Управляя запасом времени в движении путем контроля
скорости, дистанции, ранним обнаружением и своевременной реакцией водитель
может выиграть драгоценные секунды. Защитное вождение складывается из
нескольких факторов, которые обязательны к соблюдению. Состояние водителя При
длительных поездках водителю приходится перерабатывать огромное количество
информации. Монотонность и однообразность движения приводят к сильному снижению
потенциала возможностей водителя – поле внимания сужается вместе с готовностью
реагировать. Поэтому своевременный отдых необходим водителю, а при первых
симптомах усталости важно сразу же принять соответствующие меры. К факторам
усталости можно отнести: чувство, что стало неудобно сидеть, зевота, резь в
глазах, нежелание переводить взгляд. С усталостью нельзя бороться – это
физиология. Когда водитель устал, он неспособен осознанно координировать свои
действия для достижения безопасного движения и экономии топлива. Вычислить
примерную периодичность, когда водитель нуждается в отдыхе, возможно. Для этого
существует тахограф, устройство, фиксирующее время труда и отдыха водителя.
Сегодня цифровыми тахографами должны обязательно оснащаться почти все грузовые
автомобили от 3,5 тонн, что позволяет существенно минимизировать число аварий с
фурами по причине усталости или сна водителя за рулем. На сегодня существует 10
моделей тахографов, допущенных к установке: VDO DTCO 3283, Drive 5, Drive
Smart, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК (2 модели), ШТРИХ-ТахоRUS (2
модели), EFAS V2 RUS. Ряд моделей, в частности DTCO, позволяет дополнить
тахограф удобными функциями, которые подскажут водителю, когда и где ему
остановиться, передать информацию владельцу грузовика дистанционно и даже
настроить звуковое предупреждение о приближении времени отдыха. Правильное
планирование маршрута Это ключевой элемент защитного управления, так как
позволяет безопасно двигаться и распределять силы пропорционально маршруту.
Время, заложенное на прохождение маршрута, должно учитывать разумную среднюю
скорость и возможность своевременного отдыха, о чем было сказано выше. Стоит
учесть и возможность появления непредвиденных ситуаций на дороге. Изменения
погоды и дорожные работы, как и усталость водителя, – явления прогнозируемые.
Все они требуют примерно одинаковых мер: снижения скорости, а в случае с
усталостью – полной остановки. Нередки ситуации, когда водитель выезжает
«впритык» по времени, что заставляет его превышать нормы труда и отдыха,
скоростной режим и создавать потенциально аварийные ситуации, чтобы избежать
штрафов за опоздание. Скажем только, что превышение допустимой скорости всего
на 10% приводит к увеличению вероятности ДТП в несколько раз. Большое число
обгонов может привести к вероятной ошибке при прогнозе, а с ростом усталости
вероятность ошибки увеличивается в разы. При этом удачное стечение
обстоятельств, при которых водитель, несмотря на опасные условия поездки,
закончил рейс удачно, приводит к росту самооценки и провоцирует водителя
совершить «подвиг» вновь. Рано или поздно такой опыт приведет к печальным
последствиям. Но кроме возможного ДТП, существуют и экономические потери при
подобном стиле вождения. Так как водителю необходимо постоянно ускоряться и
пытаться успеть, увеличивается количество топлива на маршрут. Вместе с ним
растет количество выбросов, производимое автомобилем. Более частое торможение
приводит к истиранию и износу резины. И, что самое интересное, все эти «траты»
не приводят к существенному выигрышу во времени: водитель, едущий с превышением
скорости, приезжает всего на минуты раньше на среднем или дальнем отрезке пути.
В случае же использования принципов защитного вождения, результатом становится
равномерное движение при отсутствии избыточных торможений и резких ускорений
вследствие временного и пространственного запаса. Это дает ощутимую выгоду в
виде экономии топлива и расходных материалов. Вред, наносимый окружающей среде,
также становится значительно ниже. Выбор дороги Этот фактор напрямую влияет на
расход топлива и выбросы в атмосферу. Выбирая маршрут с ровным однородным
покрытием можно сэкономить до 6% топлива. При этом стоит учесть перепады высот.
Автомобиль, двигаясь в гору, преодолевает систему дополнительного
сопротивления, а, значит, ему необходимо больше топлива. Старайтесь выбирать
более сухие участки для движения, так как лужи создают резкое и большое
сопротивление. Движение по снегу, песку, в дождь — 10%. Эти простые принципы
позволят не только снизить опасность при вождении, но и увеличить доход за счет
экономии топлива. Конечно, это далеко не все, что поможет водителям двигаться
более безопасно и выгодно. Однако уже тот факт, что водитель выбрал стиль
защитного управления автомобилем, может принести существенные результаты,
выраженные не только материально, но и морально. Крепкое здоровье и спокойная
езда – необходимые составляющие работы дальнобойщика, без которых, увы,
водитель может быстро сойти с дистанции.
«

Похожие записи