Китайский транспорт: небольшой отчет по итогам 2016 года

Если американские перевозки имеют чисто лабораторный интерес. Ни к чему не
применимы. Европейские перевозки — сугубо утилитарный, как для пользователей,
то китайские перевозки — это символ, сигнал и индикатор. В том числе и для нас.
Ниже — только цифры, транспорт описывающие. Причины и источники грузопотоков,
отрасли базовые и динамические — в отдельных материалах.

Погрузка

Суммарная погрузка на все виды транспорта, включая перевалку в портах достигла
по итогам 2016 года 51,4 млрд.т., что на 2,73% меньше, чем за 2015 год. Спад
продолжался 12 месяцев. Первый минус зафиксирован в январе 2016 года. Тогда
месячный оборот упал сразу на 6,34% до 4,048 млрд.т. к январю 2015 года. В
ноябре 2016 года оборот стабилизировался и составил 4,786 млрд.т. (+0,4%). А в
декабре рост составил 5,4% до 4,899 млрд.т.

Рис. 1. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг помесячно

Рис. 2. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг по годам

Реально оборот наземного и воздушного транспортов считаются в Китае отдельно.
Все стабильно. Но никаких больших всплесков нет и не предвидится. В любом
случае, тяжелый транспорт не является уже драйвером экономики, и если верить
данным по китайскому ВВП по итогам 2016 года — тяжелый транспорт не является
уже и «отражением» экономической ситуации. Все истории про индекс Ли Кэцяня —
прошлый век, и правы опытные товарищи, которые утверждают, что размер
виртуальной экономики, сферы услуг, настолько велики, а самое главное сама по
себе доля транспорта в ВВП так снизились за годы развития, что по сути мы
должны говорить о транспорте как отражении торговли. И не более того.

Наземная логистика, как и всегда разбивается на базовые автотранспортные
перевозки, и все остальное — жд, река, авиа.

Рис. 3. Погрузка на континентальном транспорте в КНР в 2014-16гг помесячно

Рис. 4. Погрузка на континентальном транспорте в КНР в 2014-16гг по годам

Погрузка на автотранспорт в 2016 упала на 5,1% до 33,634 млрд.т., за 2 год при
этом подросла на 0,7%. Погрузка на ЖД упала в 2016г на 0,8% до 3,33 млрд.т., а
за 2 года на 12,6%. Обороты по рекам выросли 2,1% в 2016 году — до 6,335
млрд.т. За 2 года рост составил 6,4%. Погрузка на авиатранспорт выросла в 2016г
на 6,6% до 6,7 млн.т., за 2 года рост составил 12,5%.

Рис. 5. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг накоплено помесячно

В любом случае февраль остается февралем для Китая всегда — и за месяц до него
и месяц после Китай работает в пол силы. 1 квартал доказывает нам, что по сути
Китай работает только 9 месяцев в году. На полную мощность. И не дай бог он
начнет работать все 12 месяцев.

Грузооборот

Грузооборот естественно более важный показатель. И тут мы, опираясь на
предыдущий текст по Китаю сделаем одно допущение. Поскольку считается, что
грузооборот важен только для пределов континентального Китая, а все что
происходит в море — значения не имеет, мы посчитаем и континентальный Китай, но
и каботаж, который на сегодня, с точки зрения грузооборота является прямым
конкурентом автотранспорту. Не по погрузке, но по грузообороту точно.

Мы имеем только одну цифру, похожую на правду и четко описывающую грузооборот
каботажных перевозок между портами китайского побережья. Она приведена здесь (абзац перед 14 рисунком) — среднее расстояние, которое проходит между китайскими портами тонна груза —
1182 км. Расстояние логичное. От Шанхая расстояние до Даляня меньше, а до
Гуанчжоу на столько же больше.

Таким образом, мы сочтем классический грузооборот, и грузооборот, посчитанный
по-нашему. Почему его не суммируют сами китайцы — не знаем. Видимо по той же
причине, по которой их сайт статистического ведомства работает на java, не дает
постоянных ссылок и с ним в принципе невозможно работать без «такой-то матери,
и китайских богов во всю душу».

В результате цифры выходят следующие.

Во-первых ситуация с грузооборотом более сглажено отражает ситуацию с
февральскими праздниками. То есть спад есть, но не столь значительный. Причина
простая — самый падающий февраль к декабрю — это время, когда уходят с работы
мелкие предприниматели на машинах. В результате погрузка на авто падает в
феврале к декабрю на 55%, а грузооборот на 56%, но проблема в том, что половина
оборота в авто — это одно, а половина погрузки в авто — это практически
половина всей погрузки. В грузообороте — это совсем чуть.

Рис. 6. Доли видов транспорта в погрузке в 2014г

Рис. 7. Доли видов транспорта в погрузке в 2016г

Более дисциплинированное жд грузит в феврале на 18% меньше и везет на более
короткое расстояние — спад грузооборота по ЖД — 22%. Речники грузят на 19%
меньше, а везут дальше = спад грузооборота только на 14%. Ну и самые
дисциплинированные это порты и терминалы на морском побережье Китая — погрузка
падает на 6%, и грузооборот на 6%.

Рис. 8. Доли видов транспорта в грузообороте в 2014г

Рис. 9. Доли видов транспорта в грузообороте в 2016г

Даже если мы суммируем грузооборот mainland с каботажем, картинка — так себе.
Грузооборот транспорта по итогам 2016 года вырос всего на 0,62% до 23,627 трлн.
ткм. Чистый оборот континентального транспорта не вырос, от слова совсем
(+0,02%) — 18,062 трлн. ткм.

Каботаж в 2016 году вырос к 2015 году на 2,6% до 5,565 трлн. ткм, к 2014 году
рост составил 5%, авиа грузооборот вырос на 6,7% до 22 млрд. ткм, к 2014 году
рост достиг 18,8%. Грузооборот по реке вырос к 2015 и 2014 году одинаково —
3,8% до 9,54 трлн. ткм, грузооборот авто упал в 2016 к 2015 на 5,4% до 6,121
трлн. ткм, но чуть подрос к 2014г на 0,1%. Грузооборот ЖД вырос всего на 0,2%
от 15го к 2016му, до 2,379 трлн. ткм, но это никак не исправило спада 2015
года. В 2016 году грузооборот ЖД в сравнении с 2014 годом меньше на 13,6%.
Суммарный грузооборот значимых видов перевозок вырос в 2016 году на 0,6% к 2015
и на 1,1% к 2014 году — до 23,627 трлн. ткм

Рис. 10. Грузооборот по типам транспорта накоплено по годам 2014-16гг

Рис. 11. Грузооборот по типам транспорта накоплено по месяцам 2014-16гг

Сегодня, по сути, главный вопрос для китайского транспорта — это не инвестиции
или управление. Это управление изменениями. Пройдет пятилетка, и на повестку
дня точно выйдет вопрос — что дальше. Закатаем сейчас в асфальт западные
провинции — и что?

Рост количества и качества дорог — пока никак не коррелирует с ростом
грузооборота. Рост протяженности жд — никак не отдается в виде дополнительной
тарифной выручки. И да — рост тех же дорог приводит к обратному от желанного
результатам. Народ не переходит на жд, а уходит из самого массового сегмента
Автобусов — на личный автотранспорт.

Пассажирские перевозки

По понятным причинам, «пассажирка» в Китае двигается в противофазе грузовому
сообщению. Точнее не то что бы в противофазе — но однозначно, что в феврале и
августе, когда замирает отгрузка и грузооборот (в августе это менее заметно),
продажи билетов на отдельные виды перевозок подскакивают. Ну и как «отдельные».
На автобус. Раньше до 50%. А последние 3 года — на 13-14% в сравнении со
средними показателями по году без февраля и августа. Все остальные виды либо
как речные перевозки тихонько катятся вниз и тут что февраль, что июнь — все
едино, либо как жд и авиа, столь стремительно развиваются, что от начала года,
до его середины или конца появляются несколько тысяч километров новых маршрутов
и идет очередной всплеск покупки билетов.

Рис. 12. Количество проданных билетов на все виды транспорта накоплено по
годам, 2014-16гг

Но реально, как и было показано в материале про китайские платные дороги — все уходят на личные машины.

Рис. 13. Доли проданных билетов на все виды транспорта 2014г

Билетов на ЖД было продано в 2016 году 2,814 млрд. шт., на 11% больше чем в
2015 и на 19,4% больше чем в 2014. На автобусы куплено билетов 15,625 млрд.
шт., на 17,3% меньше чем в 2015 и на 18% меньше, чем в 2014г. На рчной
пассажирский транспорт — 271 млн. билетов продано в 2016г, на 0,1% меньше
2015года и на 2,5% больше, чем в 2014г. Авиабилетов приобретено 478,8 млн.шт.,
что на 11,9% больше 2015г и на 24,5% больше 2014г.

Рис. 14. Доли проданных билетов на все виды транспорта 2016г

Но самое интересное, что пока доли автобусных билетов не снижаются за 80% от
числа всех поездок. Удобные дороги и в среднем не очень высокие доходы пока
заставляют многих, а точнее большинство пользоваться проверенным транспортом,
который при всех своих недостатках, стал за последние годы безопаснее, быстрее
и современнее. Да и новые дороги дополняют положительных моментов в автобусные
путешествия. Тем более на короткие расстояния.

Рис. 15. Доли пассажирооборота видов транспорта в 2014г

Пока тем не менее, кроме падающих оборотов на автобусном транспорте, прочие
тренды не сформировались. Пассажиро-километров по железной дороге показано за
16 год 1,258 трлн., что на 5,2% больше, чем в 2015г, но равно 2014 году.
Пассажирооборот на автобусах с одной стороны в 2016 году упал на 15,7% до 1,029
трлн. паскм, но при этом в сравнении с 2014 годом спад только 14,1%. Проще
говоря в 2015 году пассажирооборот еще рос. Речным транспортом путешествуют
меньше. В 2016 году показанный пассажирооборот составил 7,2 млрд. паскм, что на
1,6% меньше 2015г и на 3,2% меньше 2014г. А вот авиаперевозки растут в
пассажиро-километрах быстрее, чем в проданных билетах. в 2016 году показан 836
млрд. пассажиро-километров, что на 15% больше чем в 2015 году, и на 32% больше,
чем в 2014 году. Вероятно, уже в этом году самолеты по пассажирообороту могут
обогнать автобусы. Если темпы будут как в 2016 году или даже +10% для
самолетов, и -10% для автобусов.

Рис. 16. Доли пассажирооборота видов транспорта в 2016г

Когда мы пишем про разнонаправленные тренды в пассажирских перевозках, мы
понимаем, что все зависит не только в целом от дорог или выпускаемых автобусов.
Параллельно развиватся региональные аэропорты, кладутся новые ветки ВСМ и так
далее. Но вот к примеру, среднее расстояние, которое проехал человек с ЖД
билетом уменьшилось в 2016 году на 5,3% — до 447 км. При этом спад к 2014 году
еще больше — -16,2%. А вот автобусные расстояния растут — на 2% в 2016 году к
2015 до 65,9 км. К 2014 году, это даже 4,8% роста. Постепенно снижается прогон
речных перевозок. Среднее расстояние, которое прошел по реке покупатель билета
— 26,6 км. Янцзы или Хуанхэ по диагонали. Спад к 2015г — 1,6%, к 2014 — 5,5%.

Рис. 17. Весь пассажирооборот накоплено по годам в 2014-16гг

Постепенно растет расстояние при авиаперелетах. Средний пролет в 2016 году
составил 1 714 км, что на 2,8% больше, чем в 2015г и на 6% больше, чем в 2014г.

Похожие записи