Как выходили на рынок частные железнодорожные перевозчики: опыт Чехии

Так до недавнего времени было и с железнодорожными перевозками: первый частный
поезд отправился с вокзала Дечина (маленький городок на севере Чехии) в 2010
году. Это стало возможным благодаря Радиму Янчуре и его компании RegioJet,
которая входит в состав холдинга StudentAgency. Оптимистов, предсказывавших
новому предприятию Радима светлое будущее, было очень мало, и не без оснований.
Бюрократическая система не позволяла новому ж/д перевозчику выйти на рынок,
тендеры неизменно выигрывал государственный оператор, который при этом требовал
огромные субсидии от государства. Но Янчуру этим было не остановить, он
обратился в Еврокомиссию за помощью в проведении честного тендера. В конечном
счете у него получилось отстоять свое право выйти на рынок. Два года спустя по
ступам Янчуры на рынок пришла еще одна компания – LEOexpress. И сейчас по
одному маршруту ездят аж три перевозчика: RegioJet, LEOexpress, ČD
(государственное предприятие, чешский аналог РЖД). Нетрудно догадаться, кто из
этой троицы наименее конкурентоспособен (подсказка: госкомпания). Надо отдать
должное руководству ČD: почувствовав, что упускают рынок, они начали активно
улучшать сервис (в поездах появился Wi-Fi и электрические розетки). Но в
действительности больше пользы потребителям было от того, что компания начала
демпинговать за счет получаемых ею госдотаций.

Кстати, не только в Чехии у госмонополий доминантное положение на рынке,
исторически сложилось, что железнодорожная инфраструктура вместе с подвижными
составами входит в состав государственного предприятия. Так было в Германии,
Франции, Швеции и многих других странах ЕС до реформ по либерализации
железнодорожного транспорта 1990-х и 2000-х годов. Одним из ключевых моментов
было отделение инфраструктуры от национального оператора, что должно было
облегчить доступ частников на рынок ж/д перевозок. Но реформы прошли не
однозначно: например во Франции, новая организация RАF, владеющая
инфраструктурой, не может ее обслуживать без взаимодействия с национальным ж/д
перевозчиком SNCF, в Чехии все еще остается проблема не совсем честной
конкуренции между национальным перевозчиком и частниками.

РЖД не очень-то хочет терять монополию на ж/д перевозки в России. Определенные
шаги в сторону либерализации сделаны – бесспорно: есть даже несколько компаний,
осуществляющих пассажирские перевозки. Но пока в собственности транспортных
компаний только вагоны, локомотивы предоставляет РЖД, и не хочет пускать на
рынок частников. Кстати, по железным дорогам России колесят уже несколько сотен
частных локомотивов, большинство из которых принадлежат ресурсодобывающим и
перерабатывающим компаниям, которые самостоятельно осуществляют транспортировку
ресурсов от нефтеперерабатывающих предприятий до портов, или сухопутных
пограничных переходов.

Со временем вопрос о допуске частных локомотивов к пассажирским и
грузоперевозкам встает все острее: парк локомотивов РЖД стремительно стареет и
чувствуется дефицит в тяговой технике, да и президент еще в декабре 2013 года
рекомендовал проработать вопрос о привлечении частных локомотивов на рынок ж/д
перевозок.

Обсуждаются разные варианты: допуск частных локомотивов на локальные маршруты,
а возможно, РЖД расширит практику аренды частных локомотивов. В случае допуска
частников на маршруты обсуждаются также разные концепции: конкуренция на
маршруте и конкуренция за маршрут. Конкуренция – двигатель прогресса, от
которого в первую очередь выигрывают клиенты транспортных компаний, что мы
прекрасно видим на примере Чехии.

На сегодняшний день ни Леош Новотный (основатель LEOexpress), ни Радим Янчура
не смогли достичь точки безубыточности. LEOexpress в 2013 понес убытки в
размере 159 млн крон (316 млн руб), в 2014 — 120 млн крон (238,8 млн руб).
RegioJet в 2013 ушел в минус на 93 млн крон (185,07 млн руб), в 2014 на 55-75
млн крон (110-150 млн руб), при этом убыток ČD в 2013 составил астрономическую
сумму в 1,795 млрд крон (3,572 млрд рублей)!

У Радима и Леоша абсолютно разный подход к делу. Радим закупает б/у локомотивы
и вагоны в Австрии, Италии и Швейцарии, модернизирует их в Румынии. А Леошу
удалось найти достаточно инвестиций, чтобы запустить новейшие швейцарские
поезда, у которых при большей стоимости покупки оказываются ниже операционные
расходы, что в долгосрочной перспективе будет экономнее, чем бизнес-модель
Янчуры.

Цены у перевозчиков примерно одинаковые, но в RegioJet бесплатно разносят
потрясающе вкусный кофе и мятный чай – из свежих листиков мяты, что очень
подкупает. Снэки можно купить на борту — например, пирожное, которое обойдется
в 20 рублей, или даже суши! Как говорит Янчура: «Мы не кафе, чтобы зарабатывать
на еде». К тому же, по его мнению, если цена билета будет как у конкурента, но
сервис лучше, то конкурентную борьбу удастся выиграть, а себестоимость кружки
кофе для пассажира – копейки, по сравнению с убытками из-за незаполненного
вагона. У LEOexpress и за кофе, и за еду нужно платить по рыночным ценам.
Безусловно, у них великолепные поезда, красивые проводницы, Wi-Fi, но
бесплатного кофе уже не хватает, к хорошему быстро привыкаешь, и отвыкать не
хочется.

Когда Радим запускал свою компанию, в его вагонах были предусмотрены разные
конфигурации мест: 6-местное купе, 4-местное купе и вагоны без перегородок: с
одной стороны места для двух человек и с другой стороны для одного. Все было по
одной цене, при том, что уровень комфорта разный. Когда на рынок пришел Леош, в
его вагонах компоновка была тоже разная, но он сразу разграничил цену на три
класса: эконом, бизнес и премиум. Посмотрев на конкурента, Янчура тоже изменил
бизнес модель, и теперь цена между 6-местным купе и 4-местным различается в два
раза.

Обе частные компании планируют выход на международный рынок, RegioJet, кстати,
уже ездит по Словакии, но это по привычке еще не считается заграницей. В
приоритетных направлениях — Вена, Берлин и Гамбург. В Западной Европе ж/д
транспорт работает четко, но поезда чешских новичков железнодорожного бизнеса
гораздо комфортнее и значительно экономичнее для путешественников, поэтому у
них уже есть солидное конкурентное преимущество.

Андрей Скрипкин, www.mybiz.ru

Похожие записи