Особенности налогообложения транспортных и экспедиторских организаций в Республике Беларусь в 2011 году

Важным фактором, влияющим на рентабельность работы транспортных и
экспедиторских организаций, являются нормы законодательства в отношении
перемещения грузов как внутри республики, так и при осуществлении
внешнеэкономических операций. В перечне требований законодательства к
организации работы указанных предприятий условия налогообложения являются
одними из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на эффективность
транспортного бизнеса в Республике Беларусь. Либерализация налогового
законодательства, отмечаемая в последнее время, характерна и для наступившего
2011 года. Как и в предыдущие годы, изменения налогового законодательства, в
основном, направлены на сокращение количества налоговых платежей и упрощение
ряда административных процедур, связанных с уплатой налогов. Указанные
совершенствования налогового законодательства сопровождаются многочисленными
редакционными изменениями Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК),
требующими дополнительных комментариев, связанных с практикой их применения. В
данном разделе представлен обзор наиболее важных для транспортных и
экспедиторских организаций налогов в разрезе следующих аспектов:
* особенности исчисления и уплаты налогов в 2011 году
* типичные ошибки при исчислении и уплате налогов;
* возможности налогового планирования конкретного налога.

Анализ перечисленных аспектов уплаты налогов предлагается осуществить на
примере следующих платежей: налога на добавленную стоимость (НДС), налогов,
уплачиваемых при упрощенной системе налогообложения, отчислений в Фонд
социальной защиты населения (ФСЗН), а также налога на прибыль. Данный перечень
налогов включает практически все уплачиваемые транспортными и экспедиторскими
организациями платежи в бюджет. Помимо перечисленных налогов, только налог на
землю и налог на недвижимость могут уплачиваться транспортными и
экспедиторскими организациями в 2011 году. В связи с этим можно утверждать, что
предлагаемые для анализа налоги в предстоящем году будут формировать 100%
налоговой нагрузки предприятий.

Практика показывает, что уровень налоговой нагрузки у белорусских транспортных
и экспедиторских организаций в среднем от 7 до 16%. Исключение могут составить
экспортно-ориентированные экспедиторские организации с устоявшимися связями на
рынке (значительными оборотами), для которых значение налоговой нагрузки может
быть ниже , 3-5%. На столь существенное расхождение в уровне налоговой нагрузки
оказывают влияние особенности экономической деятельности предприятий,
обусловленные выбором клиентов, рынков работы, а также практика применения
мероприятий налогового планирования.

НДС

НДС является налогом, оказывающим наиболее существенное влияние на уровень
налоговой нагрузки транспортных и экспедиторских организаций, деятельность
которых связана не только с экспортом транспортных услуг, но и с реализацией
услуг, покупкой товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
Именно особенности взаимоотношений транспортных и экспедиторских организаций с
белорусскими контрагентами будут являться основными факторами, влияющими на
размер начисляемого и уплачиваемого предприятиями в бюджет НДС.

Наиболее существенным изменением налогового законодательства в части уплаты
НДС для транспортных и экспедиторских организаций следует признать
распространение норм международных договоров на налоговые отношения в рамках
Республики Беларусь. Соответственно, для правильной уплаты НДС белорусским
предприятиям будет необходимо следить за присоединением Республики Беларусь к
международным договорам, регламентирующим порядок начисления и уплаты НДС.
Последнее обстоятельство весьма существенно в связи со стремлением Республики
Беларусь вместе с Российской Федерацией и Республикой Казахстан создать Единое
экономическое пространство.

Можно предположить, что нормы законодательства Республики Беларусь по уплате
НДС в ближайшие годы будут унифицированы с аналогичными нормами налогового
законодательства в Российской Федерации и Республике Казахстан. В связи с этим
весьма существенным для белорусских транспортных и экспедиторских организаций
является вопрос различия налоговых ставок в трех государствах. В Республике
Беларусь налоговая ставка НДС наиболее высокая, что предъявляет дополнительные
требования к эффективности организации налогового планирования белорусских
транспортных и экспедиторских предприятий. Последнее требование необходимо для
сохранения конкурентоспособности белорусских транспортных и экспедиторских
организаций на рынке Единого экономического пространства при отсутствии границ
и наличии одинаковых условий осуществления хозяйственной деятельности.

Порядок определения налоговой базы

В связи с усилением конкуренции на рынке транспортных и экспедиторских услуг в
рамках Единого экономического пространства весьма существенным фактором при
расчете НДС является вопрос определения момента фактического оказания
транспортных или экспедиционных услуг. Законодательством установлено 2
возможных варианта: «по оплате» или «по отгрузке».

Согласно п. 1 ст. 100 НК для плательщиков, у которых в соответствии с учетной
политикой выручка от реализации услуг в бухгалтерском учете определяется по
мере оказания услуг, момент фактической реализации услуг определяется как
приходящийся на отчетный период день оказания услуг. Днем оказания услуг
признается дата передачи оказанных услуг в соответствии с оформленными
документами (приемосдаточными актами и другими аналогичными документами).
Следовательно, на практике датой оказания услуг и, соответственно, датой
начисления НДС является дата, указанная в акте выполненных транспортных или
экспедиторских услуг.

Пунктом 2 ст. 100 НК установлено, что для плательщиков, у которых в
соответствии с учетной политикой выручка от реализации услуг в бухгалтерском
учете определяется по мере оплаты оказанных услуг, момент фактической
реализации услуг определяется как приходящийся на отчетный период день
зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в
случае реализации услуг за наличные денежные средства — как день поступления
указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня
оказания услуг. Иными словами, фактической датой начисления НДС для
транспортных и экспедиторских организаций, работающих «по оплате», является
дата поступления денежных средств на счета организации. При этом если денежные
средства не поступили на счета предприятия, то датой начисления и уплаты НДС
является 60-й день после подписания акта выполненных транспортных и
экспедиторских услуг.

Выбор метода определения выручки в целях налогообложения закрепляется в
учетной политике предприятия и является существенным фактором, влияющим на
уровень налоговой нагрузки предприятия, т.к. в условиях мирового финансового
кризиса расчеты между предприятиями замедлились. В таком случае выбор момента
определения выручки в целях налогообложения в совокупности с существующей на
предприятии системой расчетов с покупателями транспортных и экспедиторских
услуг является определяющим для расчета уровня налоговой нагрузки по НДС.
Рассмотрим на примерах особенности работы предприятия на условиях расчета за
оказанные услуги по предоплате и без предоплаты.

Пример1

Если предприятие оказывает транспортные услуги по предоплате, для него
несущественен выбор метода определения выручки в целях налогообложения.
Во-первых, НДС будет уплачиваться только после оказания услуг, что приравнивает
данное предприятие к предприятиям, определяющим выручку для налогообложения по
факту оказания услуг. Во-вторых, предоплата гарантирует, что налоги не будут
уплачиваться из собственных денег, а будут соответствовать полученной
предприятием выручке. Если предприятие работает без предоплаты, выбор метода
определения выручки в целях налогообложения является существенным. В таком
случае важным моментом является срок расчета за оказанные услуги, т.к. разрыв
между моментом оказания услуг и поступлением выручки на счета предприятия
означает, что НДС будет уплачиваться из собственных денег, если предприятие
определяет выручку для целей налогообложения по факту оказания транспортных
услуг.

В том случае, когда расчеты за оказанные транспортные и экспедиторские услуги
произведены до 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
предприятие не будет уплачивать налоги из собственных средств. Если же оплата
транспортных и экспедиторских услуг не произведена по истечении 60 дней после
подписания акта выполненных транспортных или экспедиторских услуг, предприятия
уплачивают НДС из собственных средств, при этом начисленный НДС будет являться
дополнительной налоговой нагрузкой, которая «искусственно» увеличит налоговую
нагрузку предприятия в отчетном периоде.

Выбор метода определения выручки в целях налогообложения является одним из
элементов налогового планирования на предприятии, который позволяет
оптимизировать налоговую нагрузку предприятия в части ее равномерности по
периодам. Следовательно, в случае грамотного налогового планирования уплата НДС
увязывается с поступлением выручки предприятия и позволяет сохранять стабильный
уровень налоговой нагрузки на предприятии.

Последнее обстоятельство позволяет планировать денежные потоки на предприятии
с учетом сложившегося стабильного уровня налоговой нагрузки. Практика
показывает, что несбалансированность расчетов с покупателями в ситуации
определения выручки в целях налогообложения по факту оказания услуг может
привести к колебаниям налоговой нагрузки между месяцами в размере от 1 до 3%
выручки предприятия, что является весьма существенным фактором отвлечения
оборотных средств предприятия на расчеты с бюджетом.

Экспорт и НДС

При оказании транспортными и экспедиторскими организациями услуг на экспорт
важным моментом с точки зрения соблюдения внешнеэкономического законодательства
является вопрос сроков оплаты по экспортным операциям. Согласно п. 1.4 Указа
Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения
и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) резиденты обязаны
обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при экспорте не позднее 90
календарных дней с даты оказания услуг. При этом п. 1.5 Указа № 178
предусмотрено, что сроки завершения внешне-торговых операций могут быть
продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным
соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком
Республики Беларусь (далее — Нацбанк) (его главными управлениями по областям) в
установленном им порядке.

Таким образом, Указом № 178 установлена обязанность транспортных и
экспедиторских организаций по обеспечению поступления выручки за оказанные
услуги не позднее 90 дней со дня подписания акта выполненных работ. При этом,
помимо непосредственно оплаты денежными средствами оказанных услуг, организации
в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8 могут
завершать внешнеэкономические операции путем:

* полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих
из внешнеторговых договоров при их исполнении;
* полного или частичного зачета встречных однородных требований при
исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному
договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между
нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
* проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в
соответствии
с международными договорами Республики Беларусь;
* обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой
информации,
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных
работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
* прекращения обязательств новацией;
* прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с
предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок
предоставления которого устанавливаются сторонами.

Наличие просроченной задолженности влечет наложение на транспортную или
экспедиторскую организацию административной ответственности в соответствии со
ст. 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях далее
— КоАП). Так, необеспечение должностным лицом при реализации внешнеторговых
договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта услуг влечет
наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 2% от суммы незавершенной в
установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но
не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Таким образом, вся неполученная выручка может стать объектом административного
правонарушения. Данная выручка будет изъята в доход бюджета при отсутствии со
стороны предприятия контроля над сроками погашения дебиторской задолженности по
внешнеэкономическим договорам, связанным с оказанием транспортных и
экспедиторских услуг. При этом не поступившая своевременно выручка влияет и на
размер уплачиваемого предприятием НДС.

Применение нулевой ставки по работам (услугам) по сопровождению, погрузке,
перегрузке и иным подобным работам (услугам), непосредственно связанным с
реализацией товаров на экспорт, а также по экспортируемым транспортным услугам,
включая транзитные перевозки, возможно только после соблюдения предприятием
особого порядка подтверждения нулевой ставки. При этом перечень льготируемых
экспортных транспортных и экспедиторских услуг определен ст. 102 НК и включает
работы (услуги):

* по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
* по погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта)
товаров;
* по хранению товаров;
* таможенных агентов.

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере 0%,
относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов,
пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным
и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо
за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через
территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее
территории.

Особенностью подтверждения нулевой ставки по экспортируемым транспортным и
экспедиторскимработам является отсутствие необходимости наличия документов,
подтверждающих факт оплатыданных услуг.

Пунктом 3 ст. 102 НК установлено, что основанием для применения ставки НДС в
размере 0% по работам (услугам), связанным с сопровождением экспортируемых
товаров, является представление плательщиком в налоговый орган по месту
постановки на учет этого плательщика копий следующих документов:

* договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг),
заключенныхкак с иностранными, так и с белорусскими организациями;
* документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с
указанием в них реквизитов свидетельства о помещении товаров под таможенный
режим экспорта, реэкспорта иразрешения на таможенный транзит вывозимых товаров,
а в отношении товаров, вывозимых натерриторию Российской Федерации, — с
указанием реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов о
перевозке вывозимого товара на территорию Российской Федерации.

При осуществлении таможенного оформления товаров непосредственно в пункте
вывоза реквизиты разрешения на таможенный транзит не указываются.

Согласно п. 4 ст. 102 НК экспортируемые транспортные услуги облагаются НДС по
ставке в размере 0% при оформлении их международными транспортными или
товарно-транспортными документами либо иными международными документами. Данное
положение распространяется и на оформленные бланками международного и
межгосударственного сообщения услуги по перевозке грузов, оказываемые
железнодорожным транспортом, следующим назначением на станции (порты)
иностранных государств.

Основанием для применения ставки НДС в размере 0% при реализации
экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в
налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных
или товарно-транспортных документов, экспедитором — реестра заявок (заданий или
иных документов) с указанием номеров международных транспортных или
товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых
транспортных услуг.

Применение нулевой ставки НДС при экспорте транспортных и экспедиторских услуг
возможно лишь при наличии подтверждающих документов. При этом факт оплаты
оказанных транспортными и экспедиторскими организациями услуг не является
обязательным требованием к применению нулевой ставки НДС, но является
обязательным для соблюдения требований внешнеэкономического законодательства.

Поэтому существует прямая взаимосвязь между порядком применения нулевой ставки
НДС в качестве элемента оптимизации налоговой нагрузки по НДС и соблюдением
предприятием внешнеэкономического законодательства. Оптимизируя уровень
налоговой нагрузки по НДС, предприятия не должны забывать о требованиях
внешнеэкономического законодательства во избежание штрафных санкций за
нарушение сроков поступления экспортной выручки. В противном случае штрафные
санкции за нарушение внешнеэкономического договора могут превысить
экономический эффект от применения нулевой ставки НДС.

Практический опыт показывает, что наличие в перечне услуг, оказываемых
транспортными и экспедиторскими предприятиями, международных грузоперевозок
является существенным фактором оптимизации уровня налоговой нагрузки на
предприятии. При этом в зависимости от доли транспортных и экспедиторских услуг
в общем объеме выполняемых предприятием транспортных и экспедиторских услуг
уровень налоговой нагрузки по НДС может составлять от 0 до 6% выручки
предприятия. При этом значение налоговой нагрузки по НДС «0%» на практике
встречается достаточно редко, т.к. деятельность транспортных и экспедиторских
предприятий всегда связана с операциями на территории Республики Беларусь, что
автоматически предполагает начисление НДС.

Внереализационные доходы и НДС

Помимо ошибок, обусловленных несоблюдением сроков оплаты по экспортным
операциям, важным моментом в исчислении НДС является вопрос включения в
налоговую базу штрафных санкций, связанных с исполнением договоров. Одной из
типичных ошибок является порядок налогообложения дополнительных выплат,
связанных с исполнением договоров.

Правовая справка. Пунктом 18 ст. 98 НК установлено, что налоговая база НДС
увеличивается на суммы, фактически полученные:

* за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их
реализациилибо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг),
имущественных прав;
* в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

На практике встречаются 2 типа ошибок, касающихся норм п. 18 ст. 98 НК.
Во-первых, предприятия иногда «забывают» о необходимости учитывать при
исчислении НДС дополнительные выплаты, связанные с нарушениями покупателями
(заказчиками) условий договора. К таким выплатам, как правило, относятся
бонусы, штрафы, пени, связанные с реализацией договора. В данной ситуации
рассматриваются расчеты только с покупателями (заказчиками), а не поставщиками
(подрядчиками), речь идет исключительно о выручке предприятия.

Второй тип ошибок обусловлен методологией бухгалтерского учета, порядком учета
штрафов в составе внереализационных доходов. Одной из методологических ошибок
ведения бухгалтерского учета предприятий является закрепление в учетной
политике различного порядка отражения в учете выручки предприятия и
внереализационных доходов. Законодательством установлен единый порядок
отражения в учете выручки и внереализационных доходов предприятий.

Согласно п. 18 Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации»,
утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26
декабря 2003 г. № 182, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором
были признаны соответствующие им доходы, независимо от времени фактического
поступления денежных средств для оплаты реализованной продукции (работ, услуг)
(допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если
организацией принят порядок признания выручки от реализации продукции (работ,
услуг) после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы
признаются после поступления оплаты (за исключением операционных расходов,
связанных с продажей внеоборотных активов) и наоборот.

Несоблюдение установленного законодательством порядка отражения в учете
выручки и внереализационных доходов может привести к ситуации «разрыва» в
порядке включения в налогооблагаемую базу, например, внереализационных доходов
в части штрафных санкций за нарушение договорных отношений. Последняя ситуация
возможна, когда выручка предприятия за оказанные услуги определяется по факту
выполнения услуг, а внереализационные доходы в форме штрафов, неустоек — по
факту оплаты штрафов, неустоек. В таком случае нарушаются сроки включения в
налогооблагаемую базу штрафов и неустоек.

Приведенное нарушение отражения в учете штрафов и неустоек влияет на налоговую
базу по НДС транспортных и экспедиторских организаций, работающих в Республике
Беларусь. Для предприятий, работающих на экспорт и применяющих нулевую ставку,
данное нарушение влияет не на порядок уплаты НДС, а на порядок формирования
налоговой базы по налогу на прибыль. В последнем случае штрафы и неустойки
уплачиваются в валюте. Соответственно, от даты включения штрафов и неустоек в
налоговую базу зависит правильность применения курса валюты и, следовательно,
исчисления налога на прибыль.

Порядок применения налоговых вычетов

В 2011 году сохранился общий подход к порядку использования налоговых вычетов,
за исключением некоторых редакционных изменений и изменений уточняющего
характера.

В ст. 107 НК уточнен порядок принятия к вычету НДС при ввозе товаров на
территорию Республики Беларусь: слова «таможенная территория» заменены на
«территория».

Также в указанную статью внесено уточнение, связанное со вступлением
Республики Беларусь в таможенный союз. С 1 января 2011 г. по товарам, ввезенным
с территории Казахстана, применяется порядок начисления НДС, аналогичный
порядку начисления НДС по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации в
2010 году. Иными словами, контроль за уплатой НДС по данным товарам
осуществляют не таможенные, а налоговые органы. Транспортным и экспедиторским
организациям необходимо знать все эти особенности для правильного оформления
документов по ввозу товаров из Российской Федерации и Республики Казахстан.

Еще одним редакционным изменением, важным для транспортных организаций,
приобретающих транспортные средства в лизинг, является уточнение перечня
документов, согласно которым НДС принимается к вычету. Вычет НДС по полученным
в аренду (финансовую аренду (лизинг) предметам производится на основании
договора и расчетных документов или первичных учетных документов, предъявленных
арендодателем (лизингодателем), в которых указаны сумма и ставка НДС.
Фактически государственными органами уточнено, что вычет НДС производится на
основании договора и платежных документов, в которых должна быть выделена сумма
«входного» НДС.

В 2011 году редакционные изменения коснулись и порядка принятия к вычету НДС,
который теперь применяется по товарам, ввезенным на территорию Республики
Беларусь, а не на таможенную территорию, как это было ранее. Согласно п. 6 ст.
107 НК вычетам подлежат:

* предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ,
услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за
приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные
плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их
отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок
осуществляется плательщиком, — для плательщиков, определяющих момент
фактической реализации товаров по отгрузке товаров (работ, услуг);
* фактическиуплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении товаров
(работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию
Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок,
если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, — для плательщиков,
определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), по оплате
товаров (работ, услуг).

Выбор метода определения выручки в целях налогообложения весьма важен для
предприятий с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки для недопущения
переплаты НДС, сформированного в дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия. Так, при превышении в течение года размера дебиторской
задолженности над кредиторской организации предпочтительнее закрепить в учетной
политике метод признания выручки в целях налогообложения «по оплате». В данном
случае «входной» НДС в кредиторской задолженности меньше НДС к уплате в
дебиторской задолженности и налог в дебиторской задолженности не будет
учитываться при расчете НДС. Тем самым будет достигнута временная экономия в
уплате налога.

В ситуации, когда у предприятия в течение года дебиторская задолженность
меньше кредиторской, организации в целях налогообложения лучше закрепить в
учетной политике метод признания выручки «по отгрузке». В таком случае НДС к
уплате в дебиторской задолженности будет меньше НДС к зачету в кредиторской
задолженности, что будет учитываться при исчислении налога. Тем самым будет
достигнута налоговая экономия за счет налога, включенного в неплатежи
предприятия (дебиторскую и кредиторскую задолженность).

Пример2

Дебиторская задолженность на предприятии составила 120 млн руб., в т.ч. НДС-20
млн руб.; кредиторская задолженность — 72 млн руб., в т.ч. НДС — 12 млн руб.
Оплаченная выручка предприятия за месяц составила 120 млн руб., в т.ч. НДС — 20
млн руб.

Если предприятие работает «по оплате», то налоговая нагрузка по НДС
определяется только по сумме оплаченного налога и за месяц составит 16,67%
(20/120∙100). Если предприятие работает «по отгрузке», то налоговая нагрузка по
НДС определяется как по сумме оплаченного налога, так и по сумме налога,
включенного в дебиторскую и кредиторскую задолженность. За месяц налоговая
нагрузка по НДС составит 23,33% ((20 + 20 -12)/ 120 — 100).

Иными словами, при выборе метода фактической реализации «по оплате» налоговая
нагрузка по НДС на 6,66 процентного пункта ниже, чем при работе предприятия «по
отгрузке». Обратная ситуация возникает, когда кредиторская задолженность
превышает дебиторскую.

Приведенный метод налоговой экономии НДС является «временным», т.к. связан с
переносом сроков уплаты налога на более поздние сроки, при этом суммы
уплачиваемого налога не снижаются.

Существенной особенностью 2011 года является добровольный порядок ведения
книги покупок, являющейся по своей сути регистром налогового учета. Книга
покупок позволяет аккумулировать информацию о «входном» НДС. С 2010 года
ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации (решением
индивидуального предпринимателя). Форма книги покупок и порядок ее заполнения
утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Организация вправе в течение календарного года предусмотреть в учетной
политике ведение книги покупок (индивидуальный предприниматель — принять
решение о ведении книги покупок). В этом случае книга покупок ведется до
окончания соответствующего календарного года.

Применение книги покупок на практике имеет 2 аспекта, которые необходимо
учитывать транспортным и экспедиторским организациям при принятии ими решения
об отказе от ведения данного регистра налогового учета. К отрицательному
аспекту относится ситуация, при которой нарушение порядка ведения книги покупок
может трактоваться в качестве нарушения порядка ведения налогового учета, что
влечет наложение административных взысканий в соответствии с КоАП. Штраф
составляет от 4 до 20 базовых величин.

Положительный аспект ведения книги покупок связан с возможностью перепроверки
организациями правильности применения налоговых вычетов. При заполнении книги
покупок предприятия имеют возможность еще раз перепроверить все документы, в
которых выделен «входной» НДС, и тем самым избежать ошибок, связанных с
неверным определением «входного» налога. Неведение книги покупок повышает
вероятность допущения нарушений в порядке определения «входного» НДС.

Положительным аспектом ведения книги покупок является упрощение процедуры
проведения налоговых проверок. Так, при проведении налоговых проверок в части
принятия к вычету НДС налоговые инспекторы проверяют соответствие записей книги
покупок данным первичных бухгалтерских документов, что существенно сокращает
сроки проведения проверки предприятия.

Практика работы предприятий в 2010 году свидетельствует о диаметральных
подходах к вопросу ведения книги покупок. Окончательное решение о порядке ее
ведения каждое предприятие будет принимать самостоятельно, важно лишь помнить,
что излишнее упрощение налогового и бухгалтерского учета не всегда идет на
благо предприятия, т.к. чревато дополнительными ошибками. При этом наиболее
объективное мнение о необходимости ведения книги покупок могут сформулировать
предприятия, у которых налоговая проверка была проведена в 2010 году.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (далее -УСН) может применяться на начальной
стадии деятельности транспортных и экспедиторских организаций. Речь, в
частности, идет о вновь регистрируемых предприятиях либо о предприятиях,
созданных в результате реорганизации деятельности индивидуальных
предпринимателей. С 2011 года расширены критерии применения УСН за счет
увеличения размера выручки, при которой она применима.

Данные критерии связаны с видами деятельности, количеством работников и
выручкой предприятия. Деятельность транспортных и экспедиторских организаций
включена в перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно
применять УСН. Виды деятельности, при осуществлении которых запрещено
применение УСН, приведены в п. 5 ст. 286 НК.

Куда более существенными являются ограничения, касающиеся численности наемных
работников и размера выручки предприятия. Так, государством

исходя из численности наемных работников и выручки предприятия за год
установлено несколько систем налогообложения предприятий малого бизнеса,
связанных как с возможностью уплаты НДС, так и с возможностью применения
различных ставок налога, исчисляемого по УСН (см. табл. 1).

Таблица1. Варианты применения УСН в 2011 году

Вид предприятия

Налоговая база

Уплата НДС

До15 человек

Выручка до 1 177 млн руб. в год

Валовая выручка

По желанию

От 15 до 100 человек

Выручка от 1 177 до 3 090 млн руб. в год

Валовая выручка

Обязательно

Как видно из таблицы 1, в зависимости от численности работников и годовой
выручки предприятия могут применять 2 варианта уплаты налогов по УСН. Первый
вариант связан с выбором целесообразности уплаты НДС, второй — с обязанностью
предприятий по уплате наряду с налогом по упрощенной системе НДС.

При этом основным нововведением в 2011 году стало увеличение размера выручки с
1 090 до 1 177 млн руб. для предприятий, которые уплачивают НДС по желанию.
Также с 2 861 до 3 090 млн руб. увеличен размер выручки, при котором возможно
применение УСН.

В зависимости от того, уплачивает предприятие НДС или не уплачивает,
законодательством установлены различные варианты налоговых ставок по УСН.
Вторым фактором, влияющим на размер налоговой ставки по УСН, является
месторасположение предприятия. Возможные варианты применения налоговых ставок
приведены в таблице 2.

Таблица2. Варианты применения ставок по упрощенной системе налогообложения в
2011году

Вид предприятия

Налоговая ставка упрощенная , %

Уплата НДС

Городская местность

Уплачивает НДС

8

Да

Не уплачивает НДС

6

Нет

Реализация на экспорт

3

Нет

Сельская местность

Уплачивает НДС

5

Да

Не уплачивает НДС

3

Нет

«Сельский» вариант понижения налоговой ставки по УСН приемлем для транспортных
организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки в местности их
регистрации. В противном случае данные организации обязаны уплачивать налоги по
УСН по общеустановленным ставкам. Последнее ограничение делает практически
невозможным применение «сельских» ставок по УСН для транспортных и
экспедиторских организаций.

Куда более актуальным для транспортных и экспедиторских организаций является
решение о необходимости уплаты НДС, если численность работников -до 15 человек,
годовая выручка — до 1090 млн. руб. в год. Так, малые транспортные и
экспедиторские организации, у которых в 2011 году годовая выручка составит
менее 1 177 млн. руб., имеют возможность выбора системы уплаты налогов с НДС
или без НДС. Принятое решение должно быть обусловлено особенностями
предполагаемого вида деятельности. Если организация малого бизнеса работает
преимущественно с физическими лицами, что на практике маловероятно, то наиболее
выгодным является применение УСН без уплаты НДС. Если же предприятие работает
преимущественно с юридическими лицами, то наиболее предпочтительно уплачивать
НДС. В последнем случае необходимо учитывать цены конкурентов на аналогичный
вид деятельности.

Пример 3

Предприятие малого бизнеса оказывает услуги по перевозке грузов
преимущественно для юридических лиц и при этом применяет УСН. Цена за 1 км
перевозки грузов у предприятия составляет 1 100 руб. без учета НДС. В такой
ситуации, если цена конкурентов с учетом НДС составляет менее 1 320 руб. за 1
км, юридическим лицам выгоднее работать не с предприятиями малого бизнеса, а с
плательщиками НДС, т.к. за вычетом суммы НДС «чистая» стоимость транспортной
услуги составляет менее 1 100 руб. Указанный вывод основан на зачетном принципе
уплаты НДС, при котором «входной» НДС уменьшает начисляемую к уплате сумму НДС.
Соответственно, если стоимость услуги с учетом НДС составит 1 200 руб., то
«чистая» стоимость услуги у плательщика НДС будет равняться 1 000 руб. за 1 км
пробега. В данном случае денежная экономия при работе с плательщиком НДС
составит 100 руб. за 1 км перевозок, хотя совокупная стоимость транспортной
услуги выше у предприятия плательщика НДС. При значительных и частых перевозках
указанная сумма экономии для заказчика транспортных услуг за год может быть
весьма существенной.

В приведенной ситуации предприятие малого бизнеса проигрывает конкурентную
борьбу с плательщиком НДС за счет более высокой «чистой» (без НДС) стоимости
транспортных услуг. Данная ситуация не позволяет малому транспортному
предприятию безболезненно, без снижения стоимости транспортных услуг; перейти
на УСН с уплатой НДС.

Переход на уплату НДС для малых предприятий важен с точки зрения налоговой
экономии по НДС. Налоговым законодательством (п. 2 ст. 106 НК) предусмотрено,
что предприятия, не уплачивающие НДС, относят суммы «входного» налога на
затраты, учитываемые при налогообложении. Иными словами, у транспортного
предприятия, не уплачивающего НДС, «входной» налог по приобретенному бензину,
ремонту, автомобилю, купленному в лизинг, относится на затраты предприятия,
увеличивая тем самым «чистую стоимость услуги». В случае уплаты НДС «входной»
налог принимается к зачету, сокращая на данную сумму затраты предприятия.

Пример4

В рассмотренной ранее ситуации у предприятия малого бизнеса ежемесячный
«входной» НДС составлял 20 руб. за 1 к/м и включал сумму НДС по лизинговым
платежам, связанным с приобретением транспортного средства в лизинг.
Соответственно, в случае перехода предприятия малого бизнесана УСН с уплатой
НДС цена за 1 к/м перевозки грузов без учета НДС составит 1 080 руб. (1 100 —
20). Указанная «чистая» стоимость услуги за 1 к/м пробега составит 1 080 руб.,
при этом сокращается разница между стоимостью транспортной услуги у конкурентов
из предыдущего примера. Последнее обстоятельство повышает конкурентные
преимущества предприятия малого бизнеса, осуществляющего грузоперевозки
иуплачивающего налоги по УСН.

Следует отметить, что выбранная предприятием форма уплаты налогов по УСН в
течение года изменяться не может. Соответственно, у предприятия должен быть
разработан упрощенный бизнес-план, позволяющий оценить эффективность перехода
на УСН с уплатой НДС или без уплаты НДС. Упрощенный вариант бизнес-плана должен
включать в себя по крайней мере разделы, позволяющие проанализировать цены на
рынке транспортных услуг, а также приблизительные потери и выигрыши предприятия
от начисления либо неначисления НДС.

На основе составленного упрощенного бизнес-плана транспортная организация
малого бизнеса сможет оценить перспективы работы по УСН с уплатой или без
уплаты НДС. При этом учет цены конкурентов важен и для транспортных, и для
экспедиторских организаций при выборе варианта работы по УСН.

Платежи в бюджет из заработной платы

Одним из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на уровень
налоговой нагрузки транспортных и экспедиторских организаций, является размер
начислений обязательных платежей из заработной платы. На указанный показатель
влияют факторы производительности труда на предприятии, а также принятая
система оплаты труда. Из заработной платы предприятия перечисляют платежи в
ФСЗН, налоговая нагрузка по которым в зависимости от производительности труда и
системы оплаты труда составляют от 6 до 11% выручки предприятия.

Основным фактором, оказывающим влияние на уровень налоговой нагрузки по
платежам в ФСЗН, является система оплаты труда на предприятии. В соответствии с
законодательством предприятие может применять либо сдельную, либо повременную
систему оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда — оплата труда в зависимости от его результатов,
когда за каждую произведенную единицу продукции надлежащего качества
устанавливается определенный размер оплаты труда -сдельная расценка.
Повременная форма оплаты труда -оплата труда, величина которой определяется на
основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки
(оклада).

При выборе формы оплаты труда предприятие должно учитывать влияние формы
оплаты труда на мотивацию работников, а также на уровень налоговой нагрузки по
отчислениям в ФСЗН. Сдельная система оплаты труда выгодна для стабильно
работающих предприятий с «умеренными», с точки зрения налогообложения,
сдельными расценками. Так, данная форма оплаты труда позволяет прогнозировать
стабильный уровень налоговой нагрузки по платежам из фонда оплаты труда,
зависящий только от размера сдельных расценок, а также является хорошим
стимулом для повышения производительности труда на предприятии.

Пример 5

Если каждый километр перевозки груза расценен на предприятии по 2 400 руб. с
учетом НДС, а сдельная расценка работника за каждый километр составляет 500
руб., то постоянная налоговая нагрузка предприятия по платежам из фонда оплаты
труда составит 7,3% ((500 * 35%) / 2 400* 100), где 7,3 — цифра,
характеризующая уровень налоговой нагрузки на предприятии, связанный с
заработной платой.

Эффективность сдельной системы оплаты труда с точки зрения налогового
планирования зависит от соотношения динамики стоимости перевозок и размера
сдельных расценок. Так, если рост сдельных расценок превышает рост стоимости
перевозок, то у предприятия будет отмечаться постоянное увеличение уровня
налоговой нагрузки по платежам из фонда оплаты труда. В обратной ситуации при
превышении роста цен над размером сдельных расценок на предприятии будет
отмечаться снижение налоговой нагрузки по платежам из фонда оплаты труда.

Пример 6

На основании предыдущего примера рассмотрим возможные ситуации:

1)если сдельная расценка работников увеличилась на 20%, а рост стоимости
перевозок составил 10%, то увеличение налоговой нагрузки равно 0,6% (7,9 — 7,3):

(600 • 35%) / 2 640- 100 = 7,9%;

2)если сдельная расценка работников увеличилась на 10%, а рост стоимости
перевозок составил 20%, то сокращение налоговой нагрузки равно 0,6% (6,7, —
7,3): (550 • 35%) /2 880- 100 = 6,7%.

Таким образом, при сдельной системе оплаты труда предприятие находится в
зависимости от динамики соотношения сдельных расценок работников предприятия и
стоимости перевозок. Указанное обстоятельство необходимо учитывать
руководителям транспортных предприятий при планировании изменения уровня
заработной платы. Особенно это касается государственных предприятий, у которых
уровень оплаты труда зачастую регулируется приказом вышестоящей организации или
министерства. Последнее обстоятельство может привести к «перекосам» в уровне
налоговой нагрузки на заработную плату, связанную с отсутствием увязки размеров
сдельных расценок со стоимостью транспортных услуг.

Указанная взаимосвязь сдельных расценок и стоимости перевозок должна
учитываться и на частных предприятиях. Так, рост сдельных расценок на
транспортных предприятиях должен увязываться с изменением цен на услуги по
перевозке грузов.

Дополнительным фактором, влияющим на уровень оплаты труда и, соответственно,
размер налоговой нагрузки по платежам из заработной платы, является социальная
направленность белорусского трудового законодательства, к которой следует
отнести необходимость оплаты простоев работникам предприятия.

Статьей 34 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что при временном
переводе работника на другую работу в связи с простоем оплата трудапроизводится
повыполняемой работе. При этом при временном переводе на нижеоплачиваемую
работу за работниками, выполняющими нормы выработки или переведенными на
повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней
работе, а работникам, не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда
по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки. Последнее обстоятельство
на практике приводит к росту налоговой нагрузки на предприятиях в случае
простоев и приближает сдельную форму оплаты труда к повременной. Иными словами,
при простоях уровень налоговой нагрузки будет нестабильным и зависимым от
производительности оплаты труда на предприятии. Особенно актуален данный аспект
для экспедиторских организаций, у которых преобладает повременно-премиальная
система, содержащая элементы сдельной и повременной системы оплаты труда.

Основным отличием повременной системы оплаты труда от сдельной является
нестабильность в уровне налоговой нагрузки по платежам из фонда оплаты труда.
Нестабильность в размере налоговой нагрузки объясняется изменением выручки
предприятия при стабильном уровне фонда оплаты труда.

Пример 7

Фонд оплаты труда на предприятии составляет 40 млн руб., отчисления в ФСЗН -14
млн руб.

В январе предприятие испытывало сложности с заказами на перевозку грузов и
выручка предприятия составила 120 млн руб. с НДС. Налоговая нагрузка по
платежам из фонда оплаты труда составила 11,7% (14/ 120 • 100). В феврале
предприятие заключило договор с новыми предприятиями и выручка увеличилась до
144 млн руб. с НДС. Налоговая нагрузка по платежам из фонда оплаты труда
составила 9,7% (14/144• 100).

Приведенный пример показывает, что повременная система оплаты труда выгодна
для предприятий, имеющих стабильный уровень заказов, а также для организаций,
расширяющих свою деятельность и постоянно увеличивающих уровень заказов.
Указанное обстоятельство делает невыгодным применение повременной системы труда
на транспортных предприятиях, деятельность которых носит сезонный характер,
т.к. это ведет к значительному колебанию уровня налоговой нагрузки на
предприятиях в течение года. Выходом из сложившейся ситуации может стать
применение повременно-премиальной системы оплата труда, при которой предприятие
увеличивает либо уменьшает оплату труда в зависимости от размера выполненных
грузоперевозок.

Пример8

Фонд оплаты труда на предприятии составляет 30 млн руб., отчисления в ФСЗН —
10,5 млн руб. При этом, если ежемесячная выручка предприятия превышает 130 млн
руб., работники получают премию в размере 10% от выручки. Сравним уровень
налоговой нагрузки на предприятии при выручке 120 и 140 млн руб., а также
сданными ранее приведенного примера.

(млн руб.)

Данные

Повременная оплата

Повременно-премиальная оплата

Выручка

120

140

120

140

Фондоплатытруда

40

40

30

44*

ОтчислениявФСЗН

14

14

10,5

15,4

НагрузкапоФСЗН

11,7

9,7

8,75

11,0

* Сумма44 = 30 + (140 • 10%).

На основании данных примера можно сделать следующие выводы:

1) повременно-премиальная система оплаты труда позволяет снизить уровень
налоговой нагрузки в неблагоприятные с точки зрения размера выручки месяцы;

2) рост налоговой нагрузки, произошедший вследствие роста выручки предприятия,
оказался в итоге ниже размера налоговой нагрузки в неблагоприятный с точки
зрения выручки период при повременной системе оплаты труда. При этом работники
предприятия получили дополнительный существенный стимул в повышении
производительности труда. Избежать столь существенного роста налоговой нагрузки
по отчислениям в ФСЗН можно путем снижения процента премиальных либо
установления дифференцированной системы начисления премий в зависимости от
размера выручки. Например, премия в размере 10% может рассчитываться от суммы,
превышающей 130 млн. руб., что является наиболее реальной на практике
ситуацией. В данном случае важно отметить, что даже такие большие премиальные
не оказали критического влияния на размер налоговой нагрузки.

Налоги из прибыли

Наряду с НДС внесенные в налоговое законодательство изменения, принятые в 2011
году, существенно меняют порядок уплаты налога на прибыль. Во-первых, данные
изменения связаны с порядком применения льготы по налогу на прибыль в части
капитальных вложений предприятий.

С 1 января 2011 г. предприятиям предоставлено право направлять до 50% валовой
прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения и
жилищного строительства. Введение количественного ограничения размера прибыли,
направляемой на капитальные вложения, «компенсировано» сокращением количества
ограничений по порядку применения льготы.

С 2011 года отменяется ограничение, по которому применение льготы по налогу на
прибыль было возможно лишь при наличии на 1-е число отчетного периода, в
котором планировалось применение льготы, по данным бухгалтерского учета:

* прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов;
* положительного остатка амортизационного фонда.

Иными словами, в 2010 году воспользоваться правом на льготу по налогу на
прибыль могли лишь те рентабельные предприятия, которые до 2010 года не
приобретали основные средства и, соответственно, имели в наличии положительный
остаток амортизационного фонда. Количество таких предприятий весьма ограничено,
т.к. в современных экономических условиях достичь рентабельной работы можно
лишь при условии постоянной модернизации производства в целях повышения
конкурентоспособности производимой продукции. Соответственно, отмена
ограничений по наличию положительного остатка амортизационного фонда расширяет
возможности транспортных организаций обновлению подвижного состава
(автомобилей) за счет применения льготы, позволяющей достичь налоговой экономии
по налогу на прибыль.

Во-вторых, в 2011 году изменен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.
В наступившем году предприятия должны представлять декларацию по налогу на
прибыль только один раз до 20 марта 2012 г. Ежегодная подача налоговой
декларации по налогу на прибыль является существенным упрощением порядка
начисления налога на прибыль. Отрицательным моментом в данной ситуации является
предусмотренный особый поквартальный порядок уплаты налога на прибыль.
Предлагаемые законодательством 2 варианта уплаты налога основываются на данных,
не соответствующих фактической ситуации на предприятии в текущем году.

В первом случае налог на прибыль должен уплачиваться на основании данных по
прибыли за прошлый год. Во втором случае, когда у предприятия в прошлом году не
было прибыли, налог на прибыль необходимо будет спрогнозировать. При этом
прогнозный размер прибыли должен быть не менее 80% от фактического размера
прибыли за 2011 год.

Третьим существенным изменением в порядке и уплаты налога на прибыль стало
сокращение перечня затрат, не учитываемых при налогообложении. В перечень
затрат, которые с 2011 года без ограничений учитываются при исчислении налога
на прибыль, относятся:

* расходы на представительские цели;
* проценты по займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств,
нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов;

оплата услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в
т.ч. оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых
организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в тех
случаях, когда выполнение аналогичных функций предусмотрено должностными
обязанностями работников организации. Все перечисленные затраты связаны с
хозяйственной деятельностью предприятия, и отмена ограничений по их включению в
расходы, учитываемые при налогообложении, должна повысить эффективность работы
предприятия при:

* привлечении иностранных партнеров для переговоров при заключении договоров;
* модернизации транспортных предприятий за счет заемных средств с включением
процентов покредиту непосредственно в затраты предприятий;
* повышении эффективности управления предприятием за счет привлечения
высококлассныхпредприятий по договорам подряда независимо от штатного
расписания.
Таким образом, перечень затрат, не учитываемых при исчислении налога на
прибыль, в 2011 году сокращен до 23. При этом сохраняется п. 1.26 ст. 131 НК,
согласно которому не учитываются при исчислении налога на прибыль иные затраты,
не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг),
имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с
законодательством. Фактически государство сохранило за собой право вводить с
помощью нормативных документов, отличных от НК, ограничения на перечень затрат,
учитываемых при исчислении налога на прибыль. Данная норма налогового
законодательства существенно сглаживает разрешительный принцип формирования
затрат предприятия, учитываемых при налогообложении, и требует от организаций
проводить мониторинг изменений законодательства, связанных с налогообложением.

В 2010 году сохранилось ограничение, касающееся порядка включения в затраты
расходов по добровольному страхованию. Это весьма существенно для
экспедиторских организаций, осуществляющих добровольное страхование своей
ответственности (п. 1.25 ст. 131 НК), поскольку именно в этой области
допускаются ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Перечень видов добровольного страхования, учитываемых при исчислении налога на
прибыль, определен в Указе Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. №
280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не
относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации
продукции, товаров (работ, услуг)». Данный Указ содержит исчерпывающий перечень
видов добровольного страхования, страховые взносы по которым
организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации
товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении:

* от несчастных случаев и болезней на время по ездки за границу (по
договорам, заключенным организациями-страхователями, осуществляющими
международные перевозки автомобильным, железнодорожным, внутренним водным,
морским и воздушным транспортом, со страховыми организациями, если
застрахованными являются физические лица, работающие в этих
организациях-страхователях по трудовым договорам (контрактам) и направленные в
служебнуюкомандировку за границу);
* имущества юридического лица, участвующего в процессе производства товаров
(выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств,
воздушных судов, морскихсудов, судов внутреннего и смешанного (река-море)
плавания;
* грузов;
* гражданской ответственности перевозчика, гражданской ответственности
перевозчика перед таможенными органами;
* гражданской ответственности владельцев воздушных судов;
* гражданской ответственности судовладельцев;
* морского страхования;
* страхования экспортных рисков с поддержкой государства, предусмотренного
Положением о страховании экспортных рисков с поддержкой государства.

Добровольное страхование гражданской ответственности экспедитора в указанный
перечень не включено. Соответственно, оно должно производиться за счет прибыли
предприятия, остающейся в распоряжении после налогообложения

Также существенные нарушения налогового законодательства связаны с правильным
оформлением затрат организации. Для транспортных организаций наиболее актуальны
затраты, непосредственно связанные с деятельностью организации. К ним относятся
расходы на горюче-смазочные материалы, автомобильные шины, ремонт автомобилей и
т.д. Далее кратко рассматривается порядок учета и включения в затраты данных
расходов, т.к. транспортными организациями часто допускаются ошибки в этой
области.

Порядок учета автомобильных шин утвержден постановлением Министерства
транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. № 52 «Об
утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин» (далее — Правила № 52).
Первичным документом для учета и контроля работы автомобильных шин во время их
эксплуатации является карточка учета работы автомобильной шины.

Карточка учета работы автомобильной шины не является первичным учетным
документом, т.к. не содержит обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9
Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХП «О бухгалтерском
учете и отчетности». Соответственно, для списания автомобильных шин на затраты
должен быть составлен первичный бухгалтерский документ, к примеру, акт на
списание автомобильных шин. При этом ведение карточки позволяет определить
фактический пробег шины и степень ее износа, следовательно, и обоснованность
списания ее стоимости на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли при
выбытии шины в связи с непригодностью.

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время
эксплуатации, заводится карточка учета ее работы. Форма карточки учета работы
автомобильной шины приведена в приложении 17 к Правилам № 52. При этом
существенным изменением в порядке ведения карточек учета шин стало положение,
введенное в 2010 году. Так с марта 2010 г. без ведения карточки учета и
применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин,
установленных на автомобилях, на которых владельцами транспортных средств
осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

Также с марта 2010 г. существенно изменена и периодичность заполнения карточек
учета шин. Необходимо напомнить, что ранее данные о фактическом пробеге шины
ежемесячно вносились в карточку учета работы шины на основании показаний
спидометра, если не было замены запасной шиной. С 2010 года в карточку учета
работы шины вносятся сведения о фактическом пробеге автомобиля по спидометру с
периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже
одного раза в год.

В Правила № 52 внесено уточнение, согласно которому не требуется согласовывать
с БелНИИТ «Транстехника» установление временных норм списания шин. С марта 2011
г. по автомобильным шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного
пробега, владельцами транспортных средств устанавливаются временные нормы на
основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и
соответствующей модели. Соблюдение правил ведения учета шин является весьма
существенным фактором для правильного исчисления налога на прибыль.

Встречаются ситуации, когда при ремонте автомобилей заказы-наряды ЗН-1
принимаются к учету с нарушением порядка их заполнения.

В соответствии с Порядком заполнения заказа-наряда формы ЗН-1, утвержденным
приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 1999 г. №
267, заказ-наряд применяется для определения объема и стоимости услуг по
ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, оказываемых
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Бланки заказа-наряда
являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, одинаковые
для экземпляров как выписываемых для заказчика, так и остающихся у исполнителя
работ. Заказ-наряд выписывается мастером-приемщиком, как правило, в 3
экземплярах, при этом первый экземпляр остается у исполнителя работ, второй —
вручается заказчику и является документом для получения автомобиля из ремонта,
третий экземпляр передается в производство. При выписке заказа-наряда
подчистки, помарки не допускаются. Исправление ошибочных записей осуществляется
методами, позволяющими установить дату, основание поправки и лицо, ее
осуществившее. Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной
записи. Необходимо отметить, что незаполнение реквизитов заказа-наряда или
несоответствие данных в путевом листе и заказе-наряде может вызвать претензии
контролирующих органов, касающиеся обоснованности включения расходов по ремонту
автомобиля в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Анализ изменений, внесенных в налоговое законодательство в 2011 году,
свидетельствует об упрощении порядка налогообложения транспортных и
экспедиторских организаций в Республике Беларусь.

Александр ЖУК, аудитор, консультант по налоговому планированию

«Транспорт» справочно-информационный журнал

Похожие записи