Агентство Fitch анализирует перспективы морского транспорта на 2016 год

Контейнерных перевозчиков ожидают не самые простые времена, в виду ослабления
экономики Китая и избытка предложения на рынке. В танкерном сегменте всё
стабильно. Международное рейтинговое агентство Fitch пересмотрело прогноз по
рынку морских грузоперевозок в регионе Европа-Ближний Восток-Африка со
стабильного на негативный.

В 2016 году, как следует из доклада Fitch, рынок будет либо сокращаться, либо
крайне медленно расти. Основными причинами такой динамики станет стойкий
избыток предложения, сбивающий цену, высокая волатильность ставок, проблемы в
экономике Китая, а также медленный рост общемирового ВВП и объемов
международной торговли.

В агентстве считают, что под ударом рыночной конъюнктуры будут, в первую
очередь, контейнерные перевозчики и операторы сухогрузов. На объемах перевалки
нефтепродуктов и газа негативные рыночные тенденции не должны сильно отразиться.

В своих прогнозах Fitch отталкивается от невысоких темпов роста общемирового
ВВП. По данным агентства, в 2015 году темпы роста валового продукта были самыми
низкими с 2009 года и составили 2,3%, против 2,6% в 2014-м. В следующем году,
по оценке Fitch, темпы роста мировой экономики чуть поднимутся и составят 2,7%.

Помимо ВВП, в Fitch внимательно следят и за объемами мировой торговли.
Международный валютный фонд не так давно пересмотрел свои прогноз по объему
мировой торговли по итогам 2015 года на более пессимистичные – с 4,1% до 3,2%.
Теперь рост объемов мировой торговли в размере 4,1% ожидается в 2016 году.

Не секрет, что объем морских грузоперевозок в регионе Европа-Ближний
Восток-Африка зависит от объемов китайского импорта. Fitch отмечает, что
замедление роста китайской экономики будет в течение всего 2016 года играть
определяющую роль в развитии морского сегмента грузоперевозок.

Соответствующие тенденции вызваны доминирующей ролью, которую играет Китай в
морских грузоперевозках. Китай — ключевой игрок мировой торговли. На его долю
приходится 20% импорта угля и 16 % импорта нефти. На азиатско-тихоокеанский
регион, в торговом обороте которого Китай является доминирующей силой,
приходится до 40% мирового контейнерооборота.

Давление, оказанное негативными тенденциями в китайской экономике, может
привести к массовому банкротству мелких операторов, поставив их перед
необходимостью консолидации, ведь крупным игрокам будет в сложившихся условиях
проще выжить.

В агентстве ожидают рост спроса на контейнерную перевалку в 2016 году в
размере 3-5%. По итогам 2015 года рост спроса будет невысоким, в районе 1-3%.

Избыток мощностей в сфере контейнерной перевалки в следующем году сохранится,
но не станет определяющим для отрасли фактором. Фрахтовые ставки останутся
низкими, факторов для их роста недостаточно. Также на снижение стоимости
перевалки и бункеровки повлияют низкие цены на топливо.

Аналитики Fitch не рекомендуют компаниям делать основной акцент на снижение
стоимости перевалки. В долгосрочной перспективе эта мера не выгодна, считают
они. Именно увеличение вместимости контейнеровозов считают в Fitch основным
двигателем отрасли. Большие надежды тут возлагаются на компанию Maersk с её
проектами сверхкрупных контейнеровозов, вместимостью более 18 000 TEU, один из
которых сойдёт со стапелей уже в начале января 2016 года.

Вместимость контейнерного флота будет расти, вне зависимости от спроса и даже
опережая его. По итогам 2015 года агентство ожидает рост общей вместимости
мирового контейнерного флота в районе 9%, такие же цифры ожидаются и в
следующем году.

Оценивая положение крупнейших участников рынка, Fitch приводит показатели
группы Maersk и ее конкурентов. Выручка Maersk Line слегка упала за 9 месяцев
2015 года по сравнению с аналогичным периодом 14-го, другие крупные игроки, в
числе которых CMA CGM, Hapa-Lloyd и OOIL, заработали в среднем на $400 млн
больше, чем в 2014-м.

Крайне важным для рынка может оказаться слияние китайских компаний COSCO и
CSCL, контролирующих 4,3% и 3,5% рынка соответственно. В случае их объединения
на рынке появится четвертый по доле рынка игрок, уступающий только таким
гигантам как Maersk, MSC и CMA CGM.

Что касается танкерной перевалки, то тут всё более однозначно. Мировой
танкерный флот за 9 месяцев 2015 вырос на 2,7%. В 2016 сохранится определенная
волатильность на рынке, однако общая эффективность перевозок будет постепенно
расти.

В Fitch отмечают влияние развивающихся рынков, чьи постоянно увеличивающиеся
потребности в нефтепродуктах будут постепенно менять маршрутную сеть операторов.

В целом соотношение спроса и предложения тут весьма здоровое в отличие от
контейнерного сегмента. Рынок несколько оживился из-за падения цен на нефть,
особенно учитывая, что стоимость её переработки остаётся относительно высокой.

Практически все крупные компании, такие как «Совкомфлот», Euronav, Teekay
Tankers и Scorpio Tankers, за 9 месяцев 2015 года заработали значительно
больше, чем за аналогичный период прошлого года. Операционная прибыль
«Совкомфлота» выросла с 200 до примерно $375 млн, Euronav в указанный период
перестал быть убыточным и заработал почти $250 млн, Teekay Tankers увеличила
свою прибыть почти на $90 млн, а Scorpio Tankers почти на $189 млн.

Важную роль тут играет существенный рост потребления нефти и нефтепродуктов
крупнейшими игроками на рынке. Например, в США как потребление, так и
производство нефти и нефтепродуктов устойчиво растёт с 2012 года. Сейчас
Америка производит порядка 14 млн баррелей в день, а потребляет почти 20. Стоит
отметить, что доля импорта сырой нефти в США падает с середины нулевых, однако
это падение в целом не очень существенно и подвержено сезонным колебаниям.
Сейчас США импортируют порядка 7 млн баррелей в день против пиковых 10,5 млн
баррелей в середине двухтысячных.

Похожие записи