Практические аспекты построения холодовой цепи в России для иностранной фармацевтической компании

Соблюдение температурного режима на протяжении всей холодовой цепи
(завод–склад–транспорт–аптека/ферма) для фармацевтических препаратов является
особой зоной контроля в связи с влиянием на их последующую эффективность и
безопасность при применении пациентами.Перечислим основные внешние барьеры для
качественной организации холодовой цепи в России: отсутствие
нормативно-правовой базы по хранению и транспортировке термолабильных
лекарственных препаратов, отсутствие стратегической комплексной программы
развития и обновления инфраструктуры в России (в основном ее логистической
составляющей), сильно завышенные требования, предъявляемые к качеству холодовой
цепи корпоративными процедурами внутри компании.

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы преодолеть указанные выше барьеры с
минимальными потерями для бизнеса? Рассмотрим пример того, как можно найти
золотую середину в организации безопасных и оптимальных с точки зрения затрат
логистических операций по всей холодовой цепи от пересечения границы страны до
конечного пациента.На рынке присутствует ряд крупных игроков, имеющих готовые
решения для хранения фармацевтической продукции в надлежащих условиях или
готовых предложить инвестиционные проекты по строительству «под ключ». Важно
учитывать, что спрос на рынке недвижимости Московского региона превышает
предложение в построенных складских объектах(см. рисунок).Следовательно,
иностранной компании производителю необходимо иметь стратегического и
проверенного партнера в России для организации складских операций с надлежащим
уровнем инфраструктуры, сервиса и качества операций. При выборе оператора
складских услуг также важно заранее продумать оптимальную схему взаимодействия
таможни и склада.

Особенно актуально четкое разграничение зон ответственности и построение
управляемого процесса взаимодействия таможни и склада в соответствии с
бизнес-процессами внутри компании. В данном случае следует отметить
потенциальную необходимость диверсификации услуг логистических и таможенных
операторов.

Можно указать три основных варианта взаимодействия:

1. Использование одного логистического оператора для всех видов услуг, начиная
от таможенной очистки и заканчивая услугами по хранению препаратов и их
отгрузке со склада или транспортировке конечному клиенту.

2. Разделение зон ответственности по нескольким компаниям (таможенные услуги,
услуги по хранению и транспортировке).

3. Использование одного таможенного брокера с последующей транспортировкой и
хранением продукции на арендованном или собственном складском комплексе.
Наиболее удобный вариант — диверсификация таможенно-складских бизнес-процессов,
т.е. привлечение разных поставщиков услуг для таможни и складирования
лекарственных препаратов. Данный вариант обеспечивает бо́льшую гибкость в
управлении логистическим провайдером и не требует значительных человеческих
ресурсов внутри компании.

При выборе таможенного брокера для таможенной очистки ветеринарных препаратов
следует обратить внимание на наличие ветеринарного врача на посту, в
соответствии с российским законодательством.Единственная проблема, с которой
можно столкнуться при выборе таможенного брокера с ветеринарным врачом на
таможенном посту, — это отсутствие надлежащего склада временного хранения (СВХ)
для хранения ветеринарных вакцин при температуре +2–8 °С. Эта проблема решается
посредством организации таможенной очистки с колес, т.е. без выгрузки товара на
СВХ, или с помощью дистанционного декларирования на другом посту с надлежащим
уровнем сервиса. Как правило, между постами по электронному декларированию нет
тесного сотрудничества, поэтому предпочтителен первый вариант. В данном случае
таможенная очистка с колес наиболее быстрая и оптимальная по цене, но в то же
время и более рискованная услуга, так как, если соблюдение надлежащего
температурного режима в кузове машины невозможно, груз может испортиться
(особенно при заморозке).

Безусловно, основными критериями выбора логистического провайдера являются
стоимость оказываемых услуг и условия оплаты. Так как значимый риск, влияющий
на качество фармацевтической продукции и эффективность при ее применении,
возникает в связи с несоблюдением надлежащих условий хранения и
транспортировки, то не менее важным критерием становится непосредственно
качество оказываемых логистических услуг.

В связи с отсутствием надлежащей законодательной базы для фармацевтической
логистики основным критерием выбора поставщика становится подтвержденный
успешный многолетний опыт работы по оказанию качественных логистических услуг
для термолабильных препаратов в России. Один из первых вопросов, на который
необходимо ответить при организации перевозок: какой вид транспорта и какой
способ доставки будут оптимальны для построения холодовой цепи?

Перечислим три базовых ограничения, на основании которых принимается решение:

1) бюджет на логистику;

2) количество трудовых ресурсов внутри отдела (готовых обслуживать
транспортировку);

3) особенности бизнес-процессов и корпоративные (международные) правила
(наличие одного центрального склада в России и запрещение использования
авиадоставки как наиболее рискованного вида перевозки термолабильных
препаратов).

С учетом всех ограничений, указанных выше, наиболее безопасный и оптимальный
по цене вид транспорта для перевозки термолабильных грузов в России —
автомобильный. Следует заметить, что данный вид транспортировки является самым
популярным в России (из расчета объема перевозок в млн т ).

В связи с тем, что рынок транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих
услуги по авторефрижераторным перевозкам, разбит на мелкие части, не
сгруппирован и разношерстен,при организации тендера на закупку транспортных
услуг для термолабильных лекарственных препаратов выделим следующие критерии:

1) знание и применение четких стандартов в повседневной оперативной работе
(стандартные операционные процедуры, контроль продукции и температуры,
инструктаж персонала и пр.);

2) наличие нового парка авторефрижераторов с автономным холодильным
оборудованием и автономным терморегистраторами;

3) страхование ответственности перевозчика;

4) наличие малотоннажных авторефрижераторов импортного производства для
междугородных перевозок по России;

5) умение рассчитывать под клиента оптимальную транспортно-логистическую схему;

6) желание руководства компании развиваться в холодовой логистике и улучшать
свои процессы в соответствии с международными стандартами.

Основной отправной точкой дальнейшего успешного взаимодействия с компанией,
оказывающей услуги по перевозке термолабильных препаратов, является правильно
составленный транспортный договор, имеющий юридическую силу.Следуя данным
рекомендациям и корректируя их под нужды бизнеса, можно построить эффективно
функционирующую, безопасную и оптимальную по затратам холодовую цепь в России.

Валентин Толкунов, www.logistika-prim.ru

Похожие записи