Модель транспортно-логистической системы Московского региона с применением RFID-технологии

Анализ затрат на функционирование транспортно-логистической системы региона
показывает, что удельные показатели (стоимость транспортной работы и др.)
существенно превышают значения транспортно-логистических систем развитых стран
мира. Среди причин таких показателей — низкое качество дорожной и логистической
инфраструктуры, отсутствие систем оптимального распределения транспортных и
материальных потоков, низкий уровень технологических решений, применяемых в
отрасли. Одним из эффективных направлений решения указанных проблем является
интеграция технологий радиочастотной идентификации в транспортно-логистическую
систему региона.

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

Транспортно-логистическая система Московского региона представляет собой
совокупность следующих элементов: производители сырья и материалов,
логистические центры, производители продукции, склады дистрибьюторов, торговые
объекты, потребители, объекты рециклинга и грузовой транс- порт, выполняющий
роль связующего звена (рис. 1). С точки зрения формирования затрат, ресурсо- и
станкоемкости, наиболее важны стыковые процессы между элементами
транспортно-логистической цепи: между грузообразующим пунктом (к которому
относятся производители сырья и материалов) и грузовым транспортом; между
грузовым транспортом и производителем готовой продукции; между производителем
готовой продукции и логистическим центром и т.д. Взаимодействие между
элементами транспортно-логистической цепи и грузовым автотранспортом происходит
через погрузо-разгрузочные узлы, участки экспедиции и приемки, т.е. через
терминально-складскую инфраструктуру. Результат анализа функционирования
элементов транспортно-логистического комплекса Московского региона показывает,
что все его основные звенья (объекты терминально-складской инфраструктуры и
грузовой транспорт) представляют собой сложные вероятностные системы.
Терминально-складские объекты и грузовой транспорт имеют большое количество
характеристик и параметров, позволяющих квалифицировать их как сложные
технико-экономические системы со статистическими и динамическими параметрами
функционирования, меняющимися под воздействием внешних и внутренних факторов.

ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

Анализ параметров транспортно-логистической системы Московского региона
позволил разработать схему оптимизации технологического процесса товародвижения
(совокупности последовательно выполняемых операций по доведению товаров
предприятий-производителей через торговые, дистрибуторские и логистические
центры до конечных потребителей) в регионе с применением технологий
радиочастотной идентификации. Внедрение представленной схемы позволяет создать
единую цепь поставок, состоящую из элементов технологического цикла складского
комплекса отправителя, поставщика и доставки продукции. Связь с единым
информационным центром (сервером) цепи позволит своевременно передавать и
получать информацию, что в свою очередь сделает доступным оперативное
планирование всеми участниками процесса, в том числе при возникновении
изменений и сбоев на отдельных участках цепи. В предлагаемой схеме
рассматривается организация технологического процесса на трех основных этапах:
при производстве продукции, во время транспортировки грузов и их получения и в
ходе грузообработки на складском или торговом объекте (рис. 2).

Для каждого из перечисленных звеньев транспортно-логистической цепи разработан
регламент применения систем радиочастотной идентификации с учетом
технологических ограничений применения радиотранспондеров и считывающего
оборудования, выделены уровни радиочастотных диапазонов, применяемых для
каждого звена цепи. Первое звено логистической системы — производство
продукции. Для эффективного применения систем радиочастотной идентификации на
этапе производства продукции необходимо совершить ряд процедур, и первая из них
— определение номенклатуры, подлежащей RFID-кодированию. Затем опре- деляется
формат грузовых единиц. За основную первичную грузовую единицу принимается груз
в транспортной таре, например, в ящиках, бочках, мешках и т.п. Может
рассматриваться и укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный
на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре, в
зависимости от объемов поставки. После того как формат грузовых единиц
определен, необходимо разработать стандарт укладки грузовых единиц. Для этого
производится тестирование RFID-системы, позволяющее определить максимально
возможное количество грузовых единиц на паллете, варианты их укладки, геометрию
расположения антенн, мощность зондирующего сигнала для максимального качества
считывания информации с RFID-транспондеров.

Следующий шаг — определение типа используемых транспондеров. Радиочастотные
транспондеры уровня упаковки продукта должны отличаться от радиочастотных
транспондеров последующего уровня при считывании/опросе устройством (УСО)1,
обеспеченным методикой группового отбора. Применяются RFID-транспондеры
нулевого уровня с частотным диапазоном 860–960 или 13,56 МГц. Функция
«группового отбора» позволяет считывающему устройству и поддерживающей
автоматизированной системе информации (АСИ) быстро идентифицировать
радиочастотные транспондеры уровня упаковки продукта. После определения
исходных параметров происходят формирование информации для занесения в
RFID-транспондер и синхронизация с автоматизированной системой управления
(АСУ). На этом этапе в RFID-транспондер заносится информация о номенклатуре
груза, производителе, дате изготовления, сроках и условиях хранения и
транспортировки (для некоторых видов грузов). Далее через интерфейс
радиочастотного канала информация записывается в транспондер. Альтернативные
интерфейсы доступа к памяти RFID-транспондера отсутствуют — назначение
традиционных RFID-транспондеров не предполагает иных, помимо RF-канала,
способов доступа к данным.

Затем RFID-транспондер наносится на единицу груза. Для повышения качества
считывания информации необходимо выбрать место расположения транспондера на
грузовой единице и найти наилучшую позицию RFID-транспондера на каждом
конкретном объекте для предотвращения потери точности при передаче информации.
При отгрузке промаркированной продукции производится считывание данных с
транспондера. Таким образом формируется блок с обобщенной информацией о
грузовых единицах. Происходят процедура контрольного считывания
RFID-транспондеров и сохранение (резервное копирование) информации об
отправляемом грузе у производителя. Затем составляется сопроводительная
документация на груз. Далее формируется обобщенная информация о
транспортируемом грузе, а также информация о транспортном средстве (ТС) для
занесения в RFID-транспондер. Запись информации на транспондер ТС, как и при
маркировке грузовых единиц, осуществляется через интерфейс радиочастотного
канала. До прибытия ТС при наличии сведений о его реквизитах (параметрах)
осуществляется подготовка RFID-транспондеров.

После прибытия транспортного средства производится нанесение RFID-транспондера
с информацией о доставляемом грузе и реквизитах самого ТС. Важно правильно
определить место расположения транспондера, поскольку это влияет на качество
считывания информации. Перед отправлением транспортного средства с грузом
осуществляются процедура контрольного считывания RFID- транспондера и
отправление информации покупателю об отправляемом грузе, ТС, времени отправки.
Внедрение систем радиочастотной идентификации в процессы
транспортно-логистической системы региона предполагает возможность отслеживания
грузопотоков по всему региону. При движении грузового автотранспорта,
маркированного RFID-транс- пондером, по магистралям, оборудованным считывающим
RFID-оборудованием, производится считывание информации о перево- зимом грузе,
при этом нет необходимости останавливать транспорт для проведения контрольных
проверок, так как сбор информации происходит на скорости до 80 км/ч.

Сведения о движении груза сначала считы- ваются с RFID-транспондера грузового
ТС, а затем поступают на сервер региона для дальнейшего анализа и формирования
обобщенной информации о состоянии груза для производителя и получателя. На
основе получаемой с RFID-комплексов информации о движении грузов составляется
прогноз перемещения грузового автотранспорта, отслеживаются грузопотоки по
региону, планируется время прибытия транспортного средства к получателю. С
сервера региона информация о местоположении груза и прогнозе его прибытия
передается получателю. Оптимальный маршрут формируется с учетом изменения
дорожной ситуации, в режиме реального времени.

Если в период транспортировки с перевозимым грузом или ТС происходят
изменения, необходимо: Внести дополнительную информацию в RFID-транспондер.
Передать информацию в информационный центр при наличии GPRS-связи (General
Packet Radio Service — технология пакетной передачи данных по радиосвязи). При
каких-либо изменениях, происходящих на пути перемещения груза от производителя
к получателю, на сервер ИТС2 региона поступает информация, на основе которой
строится новый прогноз движения, отслеживаются грузопотоки по региону.
Осуществляется передача данных грузополучателям о месте нахождения ТС.

После прибытия транспортного средства в место назначения происходит частичное
удаление информации: стирается информация о доставленном грузе, информация о ТС
сохраняется. Кроме того, осуществляется технический контроль соответствия
транспондера транспортного средства. Проверяются целостность RFID-транспондера,
рабочее состояние, возможность перезаписи для дальнейшего использования.
Применение систем радиочастотной идентификации позволяет отслеживать
перемещение продукции также на складском или торговом объекте. По прибытии
транспортного средства на территорию терминально- складского комплекса или
торгового объекта осуществляются считывание информации с RFID-транспондера ТС и
сверка с информацией, поступившей от поставщика. Если при считывании с
RFID-транспондера ТС не выявлено расхождений с информацией от поставщика либо
принято решение о проведении приемки продукции, осуществляется разгрузка ТС.
После разгрузки ТС и перемещения продукции в зону приемки осуществляется
приемка продукции по количеству и качеству (комплектности) посредством
считывания RFID-транспондеров с грузовых единиц. Производится сверка с
электронной накладной и выявление расхождений. Если информация, полученная от
поставщика, не соответствует считываемой информации с RFID-транспондера,
приемка продукции приостанавливается, грузоотправителя уведомляют о случившемся.

После проведения входного контроля происходит размещение груза на хранение и
занесение информации о месте хранения в систему управления складом (СУС). По
окончании приемки продукции осуществляется перераспределение грузовых единиц на
хранение в целях дальнейшего использования или продажи. После процедуры
перераспределения грузовых единиц в RFID-транспондер вносится дополнительная
информация об изменениях параметров грузовой единицы или формируется и
устанавливается новый RFID- транспондер. Следующий этап — формирование
электронной накладной на комплектацию и отгрузку. Документ должен содержать
наименование продукции, индивидуальный код, количество продукции, подлежащей
отбору, адрес места хранения. После этого осуществляется отбор продукции с мест
хранения в процессе комплектации. Идентификация продукции (путем считывания
информации с RFID-транспондеров) в местах хранения осуществляется с помощью
мобильных считывателей, способных работать автономно.

После отбора продукции производится считывание RFID-транспондеров всех
товарных единиц и формирование укрупненных грузовых единиц для отправки
грузополучателю. Затем в RFID-транспондер вносится дополнительная информация об
изменениях параметров грузовой единицы, или формируется и устанавливается новый
RFID-транспондер. После формирования заказа и перемещения продукции в зону
отгрузки осуществляется исходящий контроль по количеству и качеству
(комплектности) путем считывания RFID-транспондеров с грузовых единиц.
Формируется сводная информация для внесения в RFID-транспондер транспортного
средства. До прибытия ТС при наличии сведений о его реквизитах (параметрах)
осуществляется подготовка RFID-транспондеров. После прибытия ТС осуществляется
наклейка транспондера, содержащего информацию о доставляемом грузе и реквизитах
самого ТС. Выбирается место нанесения RFID-транспондера на транспортное
средство. Потом осуществляется считывание транспондера при отправлении ТС.
Кроме того, считывания происходят при перемещении транспортного средства по
магистралям с установленными RFID-считывающими комплексами.

При внедрении радиочастотных технологий идентификации в
транспортно-логистическую систему региона возможен положительный эффект по трем
направлениям: экономическому, технологическому и сервисному. Рассмотренный в
статье порядок выполнения операций технологического процесса с использованием
систем радиочастотной идентификации во всех элементах логистической цепи
позволяет осуществить внедрение с учетом технических требований и особенностей
эксплуатации на различных технологических участках.

Василий Демин, www.logistika-prim.ru

Похожие записи