В бизнесе с Россией деньги говорят все меньше

Звонок из вражеской страны

Ситуация из жизни. Сотрудник одной латвийского предприятия позвонил
потенциальному клиенту в Питер и был в самом прямом смысле слова послан. Даже
договорить не дали, на условиях анонимности рассказал он Rus.lsm.lv. Немного
опешив от такого приема, он перезванивает по тому же номеру, вежливо просит
связать с кем-то из руководства. Но оказывается, в первый раз никто не чего не
напутал. «Я же сказал: иди на …!», — слышит он в трубке раздельно, с
расстановкой, произносимые три русские буквы. Конец связи.

Упорный сотрудник набирает номер другой компании в Санкт-Петербурге. Там у
него происходит уже другой разговор: «Откуда ты? Из Латвии? Слушай, а что вы
там у себя грузы не возите? Чего вам от нас надо?». Звонящий вежливо объясняет:
вся наша страна — размером не с самую крупную российскую область и потому
логично, что отрасль ищет возможности сотрудничества с ближайшими соседями.

«Ну, а если вам так надо, что вы все время на нас наезжаете, жизни все время
учить пытаетесь? Нет-нет-нет, не будет от меня никаких заказов!»

Несколько огорченный приемом сотрудник спрашивает: почему? может, откуда-то
«сверху» пришла какая-то разнарядка? «Да нет никакой разнарядки. Это моя
гражданская позиция: я лично никаких дел с вами иметь не хочу и не буду». Конец
связи.

Эту историю сотрудник рассказал Rus.lsm.lv в ответ на просьбу описать ситуацию
в латвийской транзитной отрасли и, в частности, ее отношения с нашим восточным
соседом.

«Те россияне, у которых уже налажено какое-то сотрудничество с латвийскими
партнерами, воспринимают нас вполне адекватно. Они тут сами бывали, общались с
нашими предпринимателями, у кого-то из них, может, домик здесь прикуплен – с
ними подобные ситуации едва ли возможны.

Но посмотрите российское ТВ, почитайте российские газеты и представьте себя на
месте российского бизнесмена, у которого с Латвией — враждебной, как говорят,
страной — не было никаких контактов. И вот звонит вам кто-то из этой самой
враждебной страны и предлагает какие-то услуги. Станете углубляться в детали
или сразу пошлете подальше?»,— прокомментировал Rus.lsm.lv ситуацию
председатель Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш.

Особое отношение

Других представителей отрасли, с которыми удалось пообщаться Rus.lsm.lv, в
разные места не слали, но некоторые из них сталкивались с другими сложностями,
которые в нынешние времена трудно не связать с геополитической обстановкой.

«Мы возим алкоголь на Москву. А склад находится рядом с МКАДом. По МКАДу
грузовикам разрешено перемещаться только ночью, но иначе, чем проехав по нему
100-200 метров, на выгрузку не попасть. То есть формально фуры, проезжая этот
кусок днем, нарушают правила, но до сих пор дорожная полиция относилась с
пониманием. А тут на позапрошлой неделе мои ребята растаможились, едут на
склад. Их догоняют с мигалками: вы тут, ребята, по МКАДу ездите, с вас штраф 5
тысяч рублей (80 евро — Rus.lsm.lv). Мои объясняют: посмотрите — на склад
по-другому никак не попасть. Им отвечают: а нам плевать — нам дали команду
проявлять к вам, латвийским, повышенное внимание»,— рассказал Rus.lsm.lv Петр
Вид из Jaks Logistics.

«Недавно мой коллега послал машину на загрузку в Таллин. А поскольку загрузка
из третьей страны, он открыл CEMT (специальное разрешение на перевозку грузов
между странами-участниками соглашения Европейской конференции министров
транспорта, — Rus.lsm.lv ) и отправил машину на Питер. На российской стороне
где-то под Новгородом его останавливают. Начинают проверять документы. Почему?
«Потому что CEMT открывать надо было в Риге, а у тебя открыт в Таллине.
Нарушение. Поэтому выписываем сейчас штраф на 200 тысяч (3250 евро) и пусть
твой босс везет трехстороннее разрешение на перевозку». То есть прицепились к
букве. Коллега бросается в нашу Дирекцию автотранспорта, там ему говорят, что
трехсторонних разрешений нет и в этом году больше не будет. Откопал у себя еще
один CEMT, машину вызволил, но штраф заплатить пришлось. И тоже сказали, что к
латвийским номерам сейчас отношение особое», — припомнил П. Вид еще одну свежую
производственную драму.

Что литовцы, что латвийцы

Его коллегу, Владимира Бутанова из ATEK, геополитика настигла с другой
стороны. Так сказать, с тыла.

«У литовских перевозчиков в России проблемы возникли еще в прошлом году. И
вот мне недавно говорят в одной российской фирме: вы знаете, наше швейцарское
начальство не хочет с вами работать, потому что на вас вроде бы ограничения
распространяются. Я объясняю, что ограничения относятся к литовцам, а не к
латвийцам. Извините, говорят, швейцарцам все равно: они знают, что у кого-то из
прибалтов проблемы с россиянами, а им проблемы не нужны»,— сообщил он
Rus.lsm.lv.

Терпят из последних сил

Пока подобные истории все-таки проходят по категории «отдельные случаи»: в
основном латвийские транспортные фирмы прекрасно работают с московскими,
питерскими и другими клиентами. Но и и без непосредственного влияния
геополитики компаниям, тесно связанным с российским направлением, приходится
несладко. Особенно, если латвийское предприятие обслуживает российский
импортный поток. До сих пор он служил основным источником дохода для
большинства наших автоперевозчиков и множества экспедиторов, но с 2014-го или
даже с осени 2013-го он, отзывам предпринимателей, становится все мельче.

В нынешнем году этот спад заметен и в статистике российских портов на Балтике.
Так, за 5 месяцев 2015-го в Санкт-Петербурге перевалили 8,3 млн тонн
контейнерных грузов или 83% от объема за аналогичный период 2014-го, объем
рефрижераторных грузов (к ним, в частности, относится разнообразная пищевая
продукция) составил 65% от прошлогоднего; контейнеров стало меньше и в мощной
Усть-Луге, и в Калининграде. Из-за этого страдают и российские перевозчики, ну
а наши, как говорят, терпят уже из самых последних сил. По разным прогнозам,
довольно-таки массовый их вылет из бизнеса начнется то ли в декабре, то ли в
сентябре. Если, конечно, рынок вновь не оживет. Впрочем, на это никто, похоже,
всерьез не рассчитывает.

Кирилл Резник-Мартов
LSM.lv

Похожие записи