Большинство западных стран обращают свое внимание на вопросы логистики. Где управление запасов должно проводиться совместно с координацией закупками, сбытом и доставкой товаров
Все эти ключевые задачи способны решить распределительные центры. Представляющие из себя склады для хранения товаров и продукции, как в небольших объёмах, так и в масштабных центрах. Распределительные центры являются узлами для решения логистических задач хранения грузов на своих складах на пути к розничным сетям.
На рынках в странах восточной Европы этап развития розничных сетей практически
дошёл до своего логического завершения. Произошло формирование как столичных,
так и региональных розничных сетей. У каждой из них главная задача, закрепиться
на своей территории и завоевать определенную долю. Для решения подобного рода
задач применяются специальные методы и задачи. От маркетинговых различного рода
стратегий, где практически все методы хороши, и даже региональная доска с
объявлениями, где можно размещать анонсы о распродаже или акциях.
В достижении результативности немаловажную роль играют и внутренняя
оптимизация процессов. Эту задачу в лучшей степени решают распределительные
центры, являющиеся частью логистического цикла, позволяющие в короткие сроки
быстро и оперативно во много раз повысить качество движения товаров и продукции
от производителя к розничному потребителю.
Распределительный центр — это, прежде всего часть логистических процессов
движения товаров. Опыт передовых компаний показал, что логистика на высоком
уровне — это совместные и слаженные усилия всех последовательных этапов и
звеньев начиная с маркетинговых мероприятий и заканчивая, работа потребителями
на конечном этапе.
Оптимизация логистики должна строится на эффективной синхронизации двух
параллельных направлений: товарных и информационных, которые тесно
взаимосвязаны между собой. Единая система кодирования размывает различия
географического, национального и корпоративного характеров.
Хорошо поставленная система логистики в распределительном центре даёт
возможность снизить затраты на каждом этапе от приёма товаров до распределения
его по торговым точкам. Поэтому вложения по оптимизации логистики предприятия
повышает рентабельность работы во много раз. И позволяет ему эффективно и
результативно работать.
Преимущества распределительных центров
- Для эффективной и бесперебойной поставки товаров. Многие торговые сети, у
которых не один десяток магазинов, не имеющие распределительных центров,
зависят от поставки дистрибьюторов или дилеров производителей. Но любой сбой
ставит под угрозу бесперебойную работу магазина. В распределительном центре
более качественный контроль над поставщиками. - Возможность распределительным центрам самостоятельно заключать договоры, с
поставщиками минуя звено дистрибьютеров и дилеров, что естественным образом
сказывается на конечной цене, она во много раз ниже. Неоспоримым плюсом
является то, что производитель, он же главный поставщик делает хорошие оптовые
скидки. - Если нет распределительного центра, тогда в каждом отдельном магазине нужно
выделять определенную площадь под личный склад. И при наличии РЦ за счет
складских помещений можно расширить торговую площадь. - Экономия на персонале. Менеджеры по закупкам нужны только в центре.
- Централизованный контроль над качеством продукции. Если одна и также партия
в одном магазине портиться быстрее, чем в другом. Значит, претензии необходимо
предъявлять не поставщику, а обратить внимание на условия хранения в конкретном
магазине.
Можно отметить, что все эти преимущественные факторы еще и способствуют
снижению затрат на складские услуги, значит, что еще выгода есть и
экономическая.
Главные функции распределительных центров
Во-первых, РЦ производят управление товарными потоками и их распределение.
Во-вторых, складская функция — аккумуляция товаров.
Если у поставщиков происходят сбои в поставках, или неравномерные продажи. В
какой-то период, снижаются продажи определенной группы товаров или в какой-то
торговой точке. Или наоборот, ажиотажная торговля во время праздников. Тогда
распределительный центр становится своеобразным буфером. В нем всегда есть
дополнительные товарные запасы, которые благодаря распределению способны
устранить дефицит товара в какой-то торговой точке и тем самым, не дать
возобладать резким перепадам и колебаниям в сторону товарного дефицита, а
значит и потерям в торговой выручке.
В-третьих, это ключевая группировка товаров, используя группировку однотипных
операций:
- Приемка товара на складское хранение;
- Пополнение и размещение товара в зонах отбора;
- Комплектация заказов для торговых точек;
- Отправка и экспедирование собранных заказов.
Из вспомогательных процессов можно выделить:
- Инвентаризация товарных запасов;
- Работа с браком и способы его устранения;
- Возврату товара и тары;
- Работа с претензиями с поставщиками и покупателями.
Эффективность распределительных центров
Для улучшения качества работы распределительного центра и снижения затрат
требуется установление системы автоматизации. Тогда освобождается определенный
процент кладовщиков, остается только несколько диспетчеров. Система сама
выполняет работу в автоматическом режиме по отборке товара, значит, нет
необходимости обучать отборщиков большому ассортименту товаров.
Автоматизация распределительных центров позволяет решить одну из самых
насущных проблем — это воровство. Она позволяет благодаря автоматизации
осуществлять процессы «прозрачными» и повысит уровень контроля. Из-за
дороговизны автоматизации складских процессов немаловажным является окупаемость
ее. По экономическим расчетам она бывает в период от 6 месяцев до одного года.
При более эффективной работе это происходит в течение первых месяцев от начала
деятельности. Но, главное необходимо сделать акцент на том, что при внедрении
подобной логистической системы как распределительные центры, снижение подобного
рода издержек повысит эффективность и уровень рентабельности бизнеса. Что
соответственно выведет компанию вперед, а возможно и в лидеры.
Вся слаженности системы логистики распределительного центра дает возможность
понизить уровень издержек, а иногда и даже получить прибыль на каждом этапе
системы:
- Приемке товара от поставщика;
- Проверке качества поступившего товара;
- В процессе хранения на складе;
- Комплектации товара;
- Отгрузке и транспортировке;
- Прием товара в магазинах;
- Возврат товара в результате его несоответствия;
- Оборот многоразовой тары.
Снижение затрат происходит по всем направлениям используемых ресурсов. Если
привести в пример результаты крупнейших розничных сетей, то получается, что
доход от снижения уровня затрат в результате оптимизации внутренних процессов
равен доходу от реализации этих товаров. Эти результаты поразительны!
Схема: поставщик — центральный распределительный склад — региональный
распределительный склад. Может работать по двум типам. Как центральный склад
или просто чистое распределение. Если есть целесообразность, то возможно и
совмещение. Если это будет центральный склад, тогда необходимо сконцентрировать
свое внимание на улучшении внутренних процессов логистики. От поступления
товара и и до возврата оборотной тары. Здесь необходимо обратить особое
внимание на синхронизацию всех поступающих информационных потоков с
соответствующей оптимизацией подпроцессов, чтобы интегрировать в единую
информационную систему управления процессами. Если работа будет проводиться по
направлению распределения, тогда важна совместная работа всех розничных
операторов в объединении их усилий для максимального включения производителей
товаров в логистический процесс.
Все эти направления позволят оптимально снизить издержки до заданного уровня и
уверенно планировать последующие процессы. Технические решения, применяемые в
оптимизации, будут дополнительно способствовать снижению издержек и повышению
рентабельности.