Однозначного определения «нестандартный груз» нет, так как дать его весьма непросто
Но за основу определения «нестандартный груз» можно взять, например, такое. Негабаритный (нестандартный) груз – это любой тяжелый и громоздкий предмет грузоперевозки, который из-за своих размеров, либо из-за своего большого веса, либо из-за каких-то иных специфических особенностей не подходит для транспортировки в закрытом контейнере или в закрытом транспортном средстве. Стандартным ограничением следует понимать максимальное и минимальное ограничение, которые устанавливаются с учетом требований безопасности перевозок разных грузов для определенного вида транспорта. Если транспортировка производится по территории нескольких государств, тогда учитываются особенности каждого из них.
Стандартные пределы для РФ
Для железнодорожного транспорта к КТГ (крупногабаритные и тяжеловесные грузы) принято относить грузы с длиной более 14 метров, высотой – 5, 3 метра, шириной более 3, 25 метра и массой свыше 60 тонн. Максимальный вес груза, перевозимый по железной дороге, ограничивается 500 тоннами. Кроме этого, возможная перевозка может иметь ограничения, которые связаны с габаритными размерами мостов и тоннелей, а также их несущими характеристиками. Для грузов, перевозимых автотранспортом, габариты груза по высоте от поверхности дороги не должны превышать 4 метров, по ширине – 2, 6 метра, а по длине – 20 метров, или задняя габаритная точка груза не должна выступать за транспортное средство не более чем на 2 метра. Все грузы, превышающие данные параметры, относятся к негабаритным грузам. Для речного транспорта тяжеловесными будут грузы массой свыше 1 тонны, а габариты их не должны превышать следующие значения: по высоте – 2, 1 метра, по длине – 3 метра и по ширине 2, 6 метра. Для морских судов тяжеловесными будут грузы массой в пределах 5 – 100 тонн. Все остальные грузы, превышающие этот вес, считаются сверхтяжелыми. Крупногабаритными грузами будут считаться те грузы, которые из-за своего размера не могут быть размещены в трюме судна, поэтому они крепятся на его палубе.
Габаритные грузы перевозятся сравнительно редко, поэтому всякая такая транспортировка является уникальной, а значит, процесс транспортировки не вписывается в нормальную тарифную сетку. Хотя есть специальные программы и таблицы для учета производства такой работы, но и в них невозможно учесть все условия транспортировки. Например, при транспортировке груза по территории нескольких стран необходимо будет учитывать то, что тариф по перевозке одного и того же груза будет разным. Автоперевозки нестандартных грузов Лидером перевозок нестандартных грузовых перевозок является автотранспорт. Это не самый дешевый способ транспортировки, но зато самый мобильный. К тому же доставку автотранспортом можно организовать «от порога до порога», что невозможно в случае авиа и железнодорожных перевозок. Негабаритные перевозки являются сложными для автотранспорта, и для того, чтобы они могли осуществляться быстро и качественно компания перевозчик должна иметь необходимые транспортные средства и хороший отдел логистики для составления максимально удобного маршрута. Обычно заказывают перевозку строительной техники, производственного оборудования, оборудование для пищевой промышленности и проч. Транспортировка осуществляется трехосными тягачами или семиосными полуприцепами. Обычно объекты транспортировки дополнительно сопровождаются легковыми автомобилями, сопровождающие лица решают организационные вопросы, демонтирование и монтаж дорожных знаков, конструкций, мешающих движению, организуют при необходимости разгрузку и погрузку в течение пути следования.
В поисках путей
Главным принципом при поиске необходимого маршрута является обеспечение безопасности доставки. Ведь доставка негабаритов, как правило, проходит по магистралям общего пользования. На график прохождения маршрута будет влиять скоростной режим и плотность движения по трассе, а также особенности рельефа и особые условия транспортировки. Большое значение имеет и правильный выбор необходимого подвижного состава. После этого наступает процедура согласования маршрута со многими организациями, которая может занять очень много времени. Автоперевозка негабаритов по дорогам России осуществляется только по предварительному согласованию и с разрешением, выдаваемым Министерством транспорта. Это разрешение также необходимо согласовывать с руководством ГИБДД. Сроки согласования по маршруту движения в большинстве случаев длятся 10 – 20 дней. Бывает, что это может растянуться на годы. В этом случае придется разработать спецпроект по перевозке сверхгабаритного груза.
Проблемы в пути и их устранение
1. Объект не проходит по высоте из-за контактных сетей городского транспорта. Ночью разобрать сети и под присмотром ГИБДД осуществить транспортировку.
2. Объект по габаритам не проходит под мостом. Разборка объекта и транспортировка его по частям.
3. Дорожное полотно не выдерживает массы. Можно выбрать объездной путь, либо усилить полотно железными листами и железобетонными плитами.
При заказе автоперевозки оборудования, нужно учитывать и сложность его подготовки для перевозки. В подготовительные работы входят демонтаж перевозимого объекта, погрузка с применением специальной техники, такелажные работы. Поэтому перевозку объектов транспортировки следует доверять только перевозчикам с надежной репутацией, имеющих необходимое оборудование и современный автопарк. Немаловажно и осуществление крепления объекта перевозки на транспортном средстве. Такие работы могут качественно производить лишь специалисты с соответствующим опытом