Курьерская служба доставки и логистика в Республике Беларусь: объективный анализ рынка

Перспективы и текущее положение рынка помогло определить специальное исследование, впервые проведенное на территории республики Беларусь. В его ходе изучена деятельность курьерских служб, экспресс-доставки и прочих отраслевых сегментов, работающих в смежных направлениях.

Представляем вашему вниманию краткие выдержки из отчета 2020 года , размещенного на страницах новостного транспортно-логистического портала logconult.by.

В начале июня 2020 года на территории республики было зарегистрировано 44 компании, деятельность которых связана с экспресс-доставкой различных товаров. При этом специфика работы каждого такого оператора определяется не только основным направлением деятельности, но и территориальным охватом:

  • 17 компаний, попавших в общий список, занимаются осуществлением международных перевозок;
  • 15 компаний работают с клиентами исключительно на территории Республики;
  • 12 операторов осуществляют универсальные услуги, работая как по местным, так и по международным направлениям;
  • с наложенным платежом работают 10 компаний из общего списка.

Также на территории Беларуси функционируют 6 агрегаторов, относящихся к курьерской службе доставки (3 из них работают в формате такси), и 8 компаний, осуществляющих доставку еды из учреждений общепита. Число зарегистрированных почтоматов на территории республики достигло 30-ти, причем в столице их насчитывается 21 штука.

Отмечается, что очень широкого распространения на территории республики Беларусь услуги, связанные с экспресс-доставкой, пока что не получили. Дополнительно ограничивает их распространение конструкция почтоматов, ограничивающая габариты доставляемого груза, а, соответственно, и список товаров, которые могут быть перевезены таким способом.

Как показало проведенное исследование, рынок экспресс-доставки в республике Беларусь на сегодняшний день отягощен высокой конкуренцией. Несмотря на определенные трудности в экономике, новые операторы по доставке товаров появляются здесь регулярно. Подобные тенденции наблюдаются также в сегменте, который больше относится к направлению E-commerce. В этой связи особого удивления не вызывают частые банкротства операторов, а также ценовой демпинг, который мало кто пытается завуалировать. И здесь, следуя логике, одно проистекает из другого: в борьбе за клиента операторы устанавливают заниженные тарифы на свои услуги, в результате подталкивая самих же себя к неизбежному в этом случае банкротству.

Последние два явления очень интересны с аналитической точки зрения, поэтому поговорим о них более подробно.

Маржинальность и банкротства в сфере экспресс-доставки: какова взаимосвязь?

Два последних года стали фатальными для трех крупных операторов, работающих на территории республики, и закончились банкротством компаний.

Первым обанкротилось ЗАО «Наша почта» – компания, которая была первым частным почтовым оператором, работающим в Беларуси. Лицензии на право деятельности, позволяющие, в том числе, отправлять товары наложенным платежом, были получены компанией в 2015 году. Свыше 25-ти представительств по всей стране было открыто оператором, однако у конкурентной борьбы свои законы, вынудившие компанию прекратить свою деятельность уже через три года после открытия. Попытка перезапуска и вариант работы по франчайзинговой системе тоже не дали положительных результатов, ведь начиная с 2018 года, на территории Беларуси франчайзинг начал практиковать развитый конкурент из России – компания СДЭК. Это наиболее активный оператор, развивающий собственную почтовую сеть на территории Беларуси.

Неудачный опыт продемонстрировала компания ООО «Курьер Бай», начавшая свою деятельность с услуг по доставке товаров в 2015 году. Оператор осуществлял доставку наложенным платежом, работая как в столице, так и по всей территории РБ. До 2019 года с ним сотрудничали многие интернет-магазины, после чего компания прекратила свое существование. Эксперты рынка считают, что «Курьер Бай» изначально придерживалась неоправданной ценовой политики, удерживая стоимость своих услуг на уровне выраженного демпинга.

Еще один крупный оператор – ООО «Глобел24». Он просуществовал шесть лет, имел при этом 52 отделения, расположенных в 42 городах республики, занимался экспресс-доставкой в Столице и в других городах, сотрудничая при этом с различными интернет-магазинами. Договорные обязательства со своими партнерами компания начала расторгать в марте 2014 года, делая это в одностороннем порядке, после чего прекратила свое существование. В данном случае эксперты рынка также указывали на демпинговые расценки, которые компания устанавливала для своих клиентов на фоне серьезных проблем в собственной системе менеджмента.

Отсутствие консолидации и загруженности транспорта по отдельным направлениям делает экспресс-доставку по территории республики Беларусь бизнесом низкомаржинальным, а если к текущей ситуации приплюсовать демпинговые расценки, то – и вовсе убыточным. Успешные бизнес-проекты, связанные с работой в данной отрасли, создаются чаще всего на базе уже функционирующего крупного бизнеса. Проще говоря, в первую очередь они обслуживают интересы крупных корпораций. Примеры таких транспортных компаний:

  • Европочта – оператор, осуществляющий экспресс-доставку продовольственных товаров от ООО «Гипермол»;
  • Логистон – компания, осуществляющая экспресс-доставку канцелярских товаров от ООО «Смартон» и т. д.

У таких операторов присутствует более или менее стабильный грузопоток, следовательно, шансы выжить в конкурентной среде у них на порядок выше.

Также успешные компании, функционирующие на территории республики Баларусь, создаются российскими транспортными операторами. Это связано с серьезным грузопотоком, который движется из России. Без своих филиалов в Беларуси российским транспортникам работать достаточно сложно.

Ужесточает конкуренцию стремление некоторых операторов вывести существующий сервис на качественно новый уровень. Впрочем, это один из выигрышных факторов, делающих конкурентную борьбу результативной и оправданной (особенно в сравнении с демпингом) и позволяющих участникам означенного рынка обоснованно рассчитывать на вполне успешное развитие.

Так, в настоящее время стремительно развивается формат взаимоотношений между продавцом и покупателем, получивший название В2С (продавцом здесь выступает коммерческая организация, а покупателем – частный/конечный потребитель). В этой связи разрастается сегмент рыночных взаимоотношений e-commerce. Так, рынок массового потребления постепенно заполоняет молодежь, привыкшая пользоваться всевозможными гаджетами. С помощью мобильных устройств сегодня заказывается огромное количество товаров: от бытовой техники и мебели до продуктов. Далеко не все интернет-магазины могут содержать собственную службу экспресс-доставки, поэтому львиная доля таких заказов обслуживается соответствующими операторами. И здесь очень важна оперативность, а в некоторых случаях – возможность осуществлять доставку наложенным платежом. Проще говоря, операторы экспресс-доставки должны внедрять в свою деятельность самые современные и востребованные услуги, ориентируясь на максимально оперативное их оказание.

Иными словами, оптимизация сервиса – это быстрый отклик на потребности клиента, цифровизация всех рабочих процессов и т. д. Даже если конкуренты и начинают действовать в этом направлении, на достижение ощутимых результатов у них уйдет немало времени.

Итак, можно выделить три основных причины, которые не позволяют службам экспресс-доставки удержаться на рынке:

  1. Отсутствие эффективного менеджмента.
  2. Неоправданная ценовая политика.
  3. Низкий уровень сервиса.

Уберизация как способ оптимизации сервиса

Одним из инструментов, которые позволяют автоматизировать процессы организации грузоперевозок, а заодно – качественно улучшить существующий сервис, являются соответствующие программные продукты. По функционалу они аналогичны приложениям UBER, благодаря которым обеспечивается эффективный поиск пассажиров среде таксистов и частных перевозчиков.

Отсюда и термин – «уберизация», отражающий прогрессивный формат взаимодействия между участниками процессов, связанных с экспресс-доставкой товаров. Эффективное взаимодействие обеспечивается использованием цифровых платформ, управляемых пользователями посредством специальных приложений. Это позволяет сократить время ответной реакции со стороны компании, занимающейся оказанием услуг, снизить расходы на содержание штата сотрудников, одновременно исключив риски возникновения ошибок при взаимодействии клиента с оператором.

Ключевая цель уберизации – организация прямой связи грузоперевозчиков с владельцами перевозимых товаров и одновременное повышение эффективности используемого транспорта до максимально возможного уровня. Все это позволяет существенно снизить логистические издержки, но требует комплексных изменений в деятельности участников процесса с одновременным внедрением в нее передовых технических решений.

Подобный подход к организации грузоперевозок в настоящий момент считается уже крайне необходимой мерой, и происходит это по двум причинам:

  • огромная доля транспорта, используемого в грузоперевозках, постоянно недогружена, что неизбежно отражается на рентабельности оказываемых услуг;
  • проблема поездок вхолостую (к месту приема груза, например) очень актуальна для современных транспортных компаний, а решить ее классическими способами (без использования информационных технологий) не представляется возможным.

Как не без сожаления отмечают аналитики, на сегодняшний день уберизация отрасли грузоперевозок в республике Беларусь находится в зачаточном состоянии. Всего два сервиса, подобных UBER, функционируют сегодня на местном рынке:

  1. Сервис xytki.by, начавший свою работу весной 2017 года.
  2. Сервис Яндекс.Доставка, начавший свою работу на территории Беларуси весной 2020-го года.

Обе платформы работают исключительно в пределах столицы, занимаясь только внутригородскими перевозками. При этом Яндекс.Доставка лидирует сразу по нескольким направлениям:

  • уровень квалификации и опыт задействованного в обслуживании персонала;
  • серьезность амбиций и наличие оптимизированных логистических решений;
  • нацеленность на развитие, обоснованная поддержкой крупного оператора.

В настоящий момент Яндекс.Доставка является отлаженным агрегатором, услуги которого доступны пользователем приложении Яндекс.Такси. Если сервис в дальнейшем продолжит развиваться, ему пророчат будущее полноценного «Убера», нацеленного на оптимизацию экспресс- и грузовых перевозок.

Процессы расширения деятельности онлайн-сервисов и одновременная простота взаимодействия с ними неизбежно ведут к вовлечению в подобную индустрию большого количества новых пользователей. Поэтому даже традиционным службам доставки рано или поздно придется прибегнуть к «уберизации» своей деятельности (если, конечно, они не собираются навсегда уйти с рынка).

Схема работы в этом случае будет уже классической:

  1. Тот или иной интернет-магазин заключает соответствующий договор с компанией-агрегатором (например, с Яндекс.Доставкой).
  2. Далее агрегатор договаривается о сотрудничестве со службами экспресс-доставки, логистика становится более оптимизированной, а в процесс втягивается все большее количество клиентов.

За рубежом по такой схеме работает уже большое количество компаний. Среди российских примеров – компании СДЭК, Pick.Point, boxberry и т. д.

Традиционная доставка грузов постепенно себя изживает. Поэтому на смену устоявшимся взаимодействиям между клиентом и транспортной компанией неизбежно будет приходить «уберизация».

К сведению: новый термин, произошедший от названия компании Uber, олицетворяет собой замену посредников (компаний с большим штатом сотрудников) информационными платформами. Взаимодействие с ними осуществляется посредством мобильных приложений. В целом система позволяет клиенту подавать запрос на поездку/перевозку груза, который мгновенно переадресовывается водителю или оператору, готовому реализовать его в максимально сжатые сроки. Приставленная модель демонстрирует ощутимое снижение издержек (в сравнении с традиционными перевозками).

Учитывая тенденции рынка, перспективы отрасли, а также очевидные решения проблем, связанных с борьбой за место под солнцем, можно вполне серьезно рассматривать вопрос о возможности открытия курьерской службы. Такой бизнес-проект, при грамотном подходе к его реализации, может оказаться вполне оправданным. Об этом и поговорим в следующей главе.

Бизнес на экспресс-перевозках и доставке: что необходимо учитывать при открытии

Существуют определенные моменты, которые следует учитывать при открытии собственного бизнеса в сфере транспортных перевозок и экспресс-доставки товаров.

Начнем с того, что подобную деятельность лучше всего начинать там, где наблюдается сосредоточенность потенциальных клиентов. Для этого больше всего подходят региональные центры или даже столица. В противном случае спрос на услуги, впрочем, как и отдача от них, будут невелики.

Также необходимо грамотно определиться с тем, какая именно категория товаров будет доставляться силами вашей компании. Ведь вполне очевидно, что транспортировка бытовой техники, горячей еды или, скажем, медицинского оборудования требует совершенно разных условий обращения с грузом. Обратите внимание, что для транспортировки некоторой продукции, относящейся, к примеру, к грузам повышенной опасности, необходимо приобретать специальную лицензию. А это дополнительные трудности и, как минимум, увеличение неизбежных расходов на старте.

Самые распространенные направления, в которых можно начинать работу, не имея опыта и специальных навыков, следующие: сотрудничество с предприятиями общепита, предполагающее доставку горячей еды клиентам, а также посреднические услуги по договору с интернет-магазинами, которые в последнее время демонстрируют устойчивый прирост покупателей.

После краткого вступления рассмотрим основные пункты, о выполнении которых придется позаботиться человеку, начинающему свой бизнес в сфере курьерской доставки. Все они связаны с расходами, которые владелец бизнеса будет нести как на старте, так и в процессе последующего развития.

Аренда помещения для курьерской службы

Курьерская служба нуждается хотя бы в небольшом офисном помещении. «Небольшом» – понятие образное, ведь в нем должны разместиться диспетчеры, управляющий персонал и оргтехника. Также именно в офис будет периодически приезжать курьеры с целью решения текущих вопросов. Несмотря на то, что законодательством не предусмотрены особые требования к оформлению офисных помещений для курьерских служб, необходимо изначально помнить, что офис – это «лицо компании». Именно в офисе вы будете встречаться со своими партнерами, именно его будут посещать ваши клиенты (цели подобных визитов могут быть самыми разными). Поэтому стремление к порядку и к презентабельности интерьера должно быть на первом месте.

Некоторые логистические компании, сотрудничающие с крупными интернет-магазинами, дополнительно к офису арендуют складские помещения. Их площадь, а также стоимость аренды зависят от масштабов деятельности и  разновидности перевозимых товаров.

Оформление документов

Оформление юридического лица или же ИП – это первое, о чем придется позаботиться человеку, регистрирующему собственный бизнес. Первое, но не единственное, ведь именно с помощью бумаг можно максимально обезопасить себя и свой бизнес. Например, каждый курьер должен представлять своим клиентам накладные, составленные в двух экземплярах, при этом особо ценные грузы целесообразно сопровождать, имея на руках акт об отсутствии претензий со стороны человека, принявшего заказ. Все дополнительные бланки можно распечатать в ближайшей типографии. Расходы невелики, но забывать о них нельзя.

Наем сотрудников

Надежный персонал – одна из ключевых составляющих успешного бизнеса. Самая высокая нагрузка ложится на курьеров. Им больше всего приходится общаться с клиентами, на их совести лежит своевременная доставка товара, а также построение оптимального маршрута, даже претензии со стороны клиента первым приходится принимать именно курьеру. Ввиду всего вышеперечисленного на такие должности следует подыскивать опытных сотрудников с устойчивой нервной системой. Для остальных должностей (бухгалтера, диспетчеры, менеджеры и т. д.) подойдут люди из среды обычных офисных служащих, располагающих соответствующей квалификацией, а то и вовсе без опыта работы (диспетчерскому ремеслу, к примеру, обучиться можно достаточно быстро).

Транспорт, оборудование и софт

Все это – инструменты для работы, без которых бизнес не построить. Мобильные кассовые аппараты и автомобили должны быть в распоряжении курьерской службы однозначно, но нельзя забывать и об IT-технологиях. Так, особым спросом у клиентов пользуются курьерские организации, предлагающие полную автоматизацию оформления заказов. Такой функционал можно реализовать на базе приложений Application Programming Interface (API), покупка и обслуживание которых сопряжены с определенными расходами.

Реклама и продвижение

Любой начинающий бизнес нуждается в продвижении. Каким именно способом лучше всего это делать – зависит от выбранного направления работы с клиентами. Если руководство компании планирует сотрудничать с каким-либо интернет-магазином, можно просто связаться с его представителями и предложить свои услуги по экспресс-доставке товаров. То же самое касается учреждений общепита. Если же деятельность планируется строить на доставке частных посылок, в помощь будет контекстная реклама. А также реклама в социальных сетях, которая дает хорошие результаты в канун крупных праздников.

Окупаемость бизнеса зависит от правильной расстановки приоритетов, а также от того насколько качество предоставляемого сервиса будет соответствовать потребностям клиентов. Поэтому очень важно заведомо изучить интересы и потребности целевой аудитории, а уже после этого приступать к реализации бизнес-проекта. Как показывает практика, окупаемость подобных начинаний приходит, спустя около трех лет после успешного старта. При этом объем первоначальных вложений зависит от грамотного выполнения тех пунктов, которые мы перечислили выше (аренда подходящего помещения, наем персонала и т. д.).

Вкратце особенности открытия нового бизнеса в сфере экспресс-доставки мы освятили, теперь немного стимула для людей предприимчивых и полезной информации для тех, кто интересуется текущим положением дел в отрасли.

Успешный пример для подражания или сервис свободных курьеров

Перспективы и возможности, стоящие перед открывающимся оператором в области экспресс-доставки, рассмотрим на примере нового сервиса, недавно открывшегося, но уже успешно развивающегося в столице республики Беларусь.

Речь идет о сервисе XYTKI.BY, изначально сделавшем ставку на «уберизацию». Принцип его работы для клиента прост и абсолютно удобен: клиент оставляет заказ на сайте, после чего курьер, находящийся ближе всего к месту отправки, принимает его и осуществляет доставку. Исполнитель в этом случае получает доход, а заказчик – оперативно оказанную услугу.

Работа компании основывается на идее использования «свободных курьеров». В качестве таких доставщиков, как правило, выступают люди, не состоящие в штате компании, но заключившие с ней соответствующий договор. Зачастую они имеют собственный автомобиль и располагают достаточным количеством свободного времени. Для них экспресс-доставка – способ дополнительного заработка, а для компании-оператора сотрудничество с такими курьерами – возможность сэкономить на содержании собственного штата и автомобильного парка (что для компаний, только начинающих свою деятельность в сфере экспресс-перевозок) очень актуально.

Работает система следующим образом:

  1. Заказчик регистрируется в системе, после чего оставляет на сайте информацию о своих потребностях: о том, откуда и куда нужно доставить груз, о его основных параметрах и т. д.
  2. Курьер видит все поступающие заказы из своего личного кабинета, имея возможность в любой момент принять наиболее удобный для себя.
  3. После приема заявки курьер получает аванс на свой личный счет, становясь после этого лицом материально ответственным как за саму посылку, так и за ее своевременную доставку.

За время работы сервиса никаких критических сбоев в работе сервиса замечено не было, что говорит о перспективности этой достаточно свежей идеи, а также о ее удобствах для клиентов и исполнителей.

При разработке концепции был проведен анализ местного рынка, после чего внедрены все необходимые решения, позволяющие избежать прямой конкуренции с крупными операторами и транспортными компаниями. К возможным конкурентам в данной отрасли можно отнести крупные логистические компании (TNT, DPD и т. д.), а также целую сеть операторов, занимающихся доставкой еды.

В целом сервису XYTKI.BY удалось внедрить в рынок уникальную стратегию деятельности, которая позволила ему стать востребованным, независимо от изменяющейся конъюнктуры. Даже доставку еды осуществляет сервис XYTKI.BY, ведь в период пиковой нагрузки профильные операторы, осуществляющие свою деятельность исключительно в этом сегменте, зачастую не справляются с потоком заказов.

Выводы

Как видим, если не пренебрегать правилами осуществления деятельности в условиях жесткой конкуренции, если не стремиться к демпингу и внедрять в свою деятельность перспективные IT-решения, даже молодая компания на рынке экспресс-доставки в республике Беларусь сможет не только выжить, но и продемонстрировать успешное развитие. При этом затраты, грамотно направленные в правильное русло, впоследствии будут оправданы и обязательно принесут прибыль.

Молодым компаниям не стоит искать прямой конкуренции с уже состоявшимися «акулами бизнеса». Им целесообразнее стремиться к созданию свей индивидуальной ниши, в которой будет работаться комфортно, не испытывая недостатков в клиентах.

Оптимизация работы службы доставки компании

Работа любой компании, так или иначе, связана с использованием курьеров или водителей-экспедиторов Хотите попробовать сервис в работе? В самом простом случае профессиональная, качественная работа курьерской службы доставки обеспечивает оперативность обмена документами и другими рабочими материалам между компанией и её партнёрами. В «сложном» случае, вся будущая успешная работа компании зависит от качества доставки...

Организация доставки интернет-магазина

Что самое важное в работе интернет-магазина? Красивый и удобный сайт, адекватные цены, продвижение магазина в поисковиках... перечислять можно долго Но когда читаешь отзывы на Яндекс-маркете видно, что работа курьеров прочно заняла первое место в этом списке. Практически в каждом отзыве упоминается курьерская служба доставки. Опоздавший, а то и вообще не...

Круглосуточная доставка пиццы – круглосуточное удовольствие

К популярным и востребованным услугам относится курьерская доставка пиццы на дом, в офисы, конторы, производственные цеха и участки, государственные учреждения, прочие заведения Сегодня эту деятельность сделали для себя профильной многие компании, фирмы и предприятия. Приготовление блюда начинается после получения заказа и звонка клиента, включая «раскатку» теста и упаковку изделия в специальную...

Ключевой фактор, сдерживающий развитие курьерских служб и e-commerce

Республика Беларусь относится к тем странам, в которых развитие курьерских служб сдерживается недостаточным развитием информационных технологий или же определенными запретами, ограничивающими деятельность систем связи Так, особенности действующего законодательства таковы, что осуществлять принятие платежей, которые впоследствии могут быть перенаправлены третьим лицам (то есть, в пользу оных), перевозчикам, работающим в сфере экспресс-доставки,...

Рынок экспресс-доставки в республике Беларусь: клиенты, логистика, тарифы

Сегмент белорусского рынка, в котором осуществляют свою деятельность курьерские службы доставки, начал активно развиваться, начиная примерно с 2015 года Именно в этот период громко заявили о себе крупные интернациональные перевозчики, именно это время связано с выходом на рынок большого количества местных операторов. На каких клиентов ориентирована работа экспресс-перевозчиков в республике Беларусь Клиенты...

Сотрудничество с курьерскими службами: преимущества для малого бизнеса

Глобализация стремительно проникает в города и небольшие населенные пункты нашей планеты. Если говорить образно, благодаря ей сокращаются даже огромные расстояния, а взаимоотношения между чужими на первый взгляд людьми становятся все более тесными Человеку, начинающему свой бизнес, непременно следует учитывать все эти факторы. Только такой подход позволит использовать все доступные ресурсы...

Грузоперевозки в Беларуси: национальные особенности

От большинства других стран, образовавшихся в результате распада СССР, республика Беларусь отличается превосходным состоянием автомобильных дорог Их качество приравнивается к европейскому, и, по сути, этот факт можно отнести к национальным особенностям транспортной сферы РБ. Состояние транспортных магистралей не может не влиять на состояние отрасли грузоперевозок в целом. Ведь развитые дороги –...

Кибермошенничество в сфере экспресс-доставки: кому стоит быть начеку

О количественном росте зафиксированных фактов кибермошенничества в сфере экспресс-доставки на территории республики Беларусь всерьез заговорили летом 2020 года Изначально озадачились проблемой представители перевозчика РУП «Белпочта». Обычно факты мошенничества связаны с доставкой товаров, приобретенных посредством различных интернет-сервисов. Например, в последнее время часто стали поступать жалобы от пользователей  Avito – (доска бесплатных объявлений):...

Географическое положение республики Беларусь для перевозчиков

Географическое положение республики Беларусь и перевозчики, которые первыми воспользовались его выгодами Географическое местоположение республики Беларусь таково, что транспортные перевозки в ее экономике играют одну из ключевых ролей. На карте государство можно представить в виде своеобразного «моста» между различными европейскими странами. Впрочем, речь идет не только о странах Евросоюза, но и...

Курьерские службы и транспортная сфера Беларуси: функции отрасли и конъюнктура

Учитывая специфику географического расположения республики Беларусь, а также уровень развития ее внутренней транспортной инфраструктуры, местные курьерские службы доставки предоставляют своим заказчикам широкие возможности для транспортировки отправлений непосредственно в точку назначения Речь идет о грузах, пересылаемых внутри страны, а также о посылках из-за рубежа. Основной целью грузоперевозчиков, конечно же, является своевременная доставка...

Часто задаваемые вопросы. FAQ.