Стоимость морской перевозки грузов в контейнерах

Многих грузовладельцев, заказывающих морскую перевозку контейнера, интересуют особенности ценообразования данного типа международных грузоперевозок

Действительно, при формировании итоговой платы за перевозку груза морским
транспортом – фрахта, учитывается ряд ключевых факторов: от типа контейнера и
груза до страны выгрузки и времени года.

Итак, основополагающими факторами, определяющими стоимость морской перевозки
контейнера, являются:

Направление и расстояние перевозки груза в контейнере

Принимая заявку на перевозку груза контейнером, экспедитор (морской
перевозчик) учитывает вероятность того, что после доставки груза в пункт
назначения – конкретную страну, в обратный путь контейнер отправится порожним
до следующего места загрузки. Причины могут быть разными: не удалось заранее
найти груз под освободившийся контейнер, страна выгрузки больше ориентирована
на импорт, чем на экспорт и местный рынок перевозок контейнеров перенасыщен
предложениями и т.д. Безусловно, перевозка порожних контейнеров не несет
никакой выгоды перевозчику, поэтому стоимость перевозки определяется в
зависимости от направления и протяженности следования контейнера пустым из
страны выгрузки груза.

Различие экспортных и импортных перевозок

Стоимость морской перевозки груза в контейнере зависит от того, вывозят груз
из страны (экспорт) или ввозят в страну (импорт). Дело в том, что на
сегодняшний день в грузопотоке многих стран и, в частности, в передвижении
контейнерных грузов, например в России, импорт преобладает над экспортом. Это
приводит к тому, что перевозчики доставившие груз в Россию вынуждены вывозить
обратно порожние контейнеры, тогда как увеличение потока экспортных грузов
решило бы эту проблему. Для стимулирования рынка и увеличения экспортных
поставок, морские перевозчики сбивают стоимость перевозки контейнеров на
экспорт, поэтому на одном и том же маршруте цена перевозки груза в контейнере
на экспорт может быть ниже, чем перевозка импортного груза.

Тип контейнера

На формирование итоговой стоимости морской перевозки влияет тип используемого
контейнера. В зависимости от груза это может быть стандартный 20-ти или
40-футовый контейнер для широкого ассортимента грузов, рефрижераторный
контейнер для скоропортящихся продуктов питания, контейнер с открытым верхом
для нестандартных грузов, контейнер-платформа для негабаритных грузов,
контейнер цистерна для наливных грузов, контейнер для насыпных грузов и другие
типы контейнеров.

Перевозка грузов в стандартных 20-футовых и 40-футовых контейнерах.
Цена на перевозку стандартных 20dv и 40dv контейнеров самая низкая, ввиду их
широкой распространенности и востребованности у грузовладельцев, простоты
погрузо-разгрузочных работ, крепления на судне, хранения на складе. Единицей
учета при перевозке и всей организационной работе по оформлению документации,
работе с отправителем и получателем, является один контейнер, без разницы
20-футовый или 40-футовый. Поэтому выгоднее и дешевле будет перевозка одного
40-футового контейнера (2 TEU), чем двух 20-футовых (1TEU +1TEU), где TEU —
двадцатифутовый эквивалент.

Перевозка рефрижераторного контейнера

Перевозки грузов рефрижераторным контейнером являются одними из самых
дорогостоящих по ряду причин. Во-первых, учитывается высокая стоимость самого
контейнера и затраты на его обслуживание и ремонт. Во-вторых, обеспечение
должных условий для перевозки рефрижераторного контейнера морским транспортом:
доступ к электропитанию, расход электричества, ограниченное количество мест на
судне с возможностью подключения к электросети, бесперебойное питание на
пунктах погрузки и разгрузки контейнера, или во время перевалки, в порту.

Перевозка контейнеров с открытым верхом

Определяющим фактором в формировании стоимости на перевозки контейнеров с
открытым верхом, является особенность их конструкции — отсутствие прочно
закрепленной крыши, вместо которой используется съемная крыша из гибкого или
жесткого материала, что отражается на порядке расположения контейнеров на судне.

Учитывая то, что контейнеры грузят друг на друга в несколько ярусов, открытые
контейнеры, возможно, расположить либо отдельно, либо исключительно в верхних
рядах, что уменьшает общее количество погрузочных мест и уменьшает
потенциальную вместительность судна. Морские перевозчики учитывают этот факт, а
также дополнительные работы по размещению контейнеров с открытым верхом на
судне и в портах отправления, назначения и перевалки.

Перевозка негабаритных грузов в контейнерах

Для перевозки негабаритных грузов нестандартных размеров используется
контейнер-платформа или контейнер со съемной крышей. Ввиду того, что такие
контейнеры можно расположить только в верхних ярусах, а груз может занимать
дополнительное место по длине или ширине, перевозчик рассчитывает стоимость
доставки негабаритных грузов индивидуально, учитывая дополнительные работы по
правильному размещению контейнера на судне и по организации
погрузо-разгрузочных работ в порту.

Перевозка опасных грузов ADR в контейнере

Перевозка опасных грузов всегда осуществляется с определенными требованиями к
транспорту и повышенными мерами безопасности. Морские контейнерные перевозки
опасных грузов – не исключение. Судно и порт, где будут осуществляться
погрузо-разгрузочные работы должны иметь специальное техническое оборудование и
обученный персонал, а также иметь разрешение на работу по каждому классу
опасности груза. Без предварительного согласования с морским перевозчиком всех
условий перевозки и выполнения всех требований по безопасности, перевозка
опасного груза невозможна. Во время перевозки ничто не должно препятствовать
свободному доступу к контейнеру с опасным грузом, чтобы вовремя принять
соответствующие меры в случае возникновения угрозы сохранности других грузов и
здоровью персонала; запрещается располагать контейнер рядом с другими грузами,
которые могут оказать воздействие на опасный груз, например, поддержать горение
и т.д. Жесткие требования к перевозке опасных грузов ADR в контейнерах
отражаются на стоимости данного типа грузоперевозок.

Перевозка в собственном контейнере грузовладельца

В случае если морская перевозка осуществляется в контейнере, принадлежащем
грузовладельцу, стоимость доставки будет ниже, так как не включает плату за
аренду контейнера у перевозчика. В таком случае оплата производится
непосредственно за транспортные услуги – доставку контейнера и погрузочные
работы, а также за возврат порожнего контейнера его владельцу.

Другие факторы ценообразования морских контейнерных перевозок

Стоимость морской перевозки груза в контейнере может колебаться в зависимости
от текущих рыночных цен на топливо, курса мировых расчетных валют, и времени
года. Так в зимний период к стоимости перевозки контейнера применяется
надбавка, учитывающая затраты на работу ледоколов, а при росте объема перевозок
в конкретном регионе в определенное время года может быть применена сезонная
надбавка. В случае доставки контейнера в зону военных действий могут быть
введены надбавки за риск. Стоимость перевозки груза в морских контейнерах
устанавливается, как правило, на текущий месяц. Ежемесячный мониторинг рынка
морских перевозок контейнеров позволяет экспедитору аргументировано формировать
итоговую стоимость перевозки контейнера, которая рассчитывается на дату выдачи
коносамента (товарораспорядительного документа) в порту отправления груза,
учитывая все затраты.

Похожие записи