Стропы в строительном оборудовании

Стропы в строительном оборудовании
Стропами в спецтехнике называют достаточно простые конструкционно грузоподъемные приспособления, которые применяют для удобного и надежного крепления груза к захватным приспособлениям грузоподъемных машин. В идеале строп должен обладать хорошей гибкостью, незначительным собственным весом и хорошим запасом прочности. Хорошо изготовленным и правильно подобранным стропом можно удобно и безопасно работать, он не повреждает груз и не портит его внешний вид, а также эффективно предотвращает выскальзывание груза во время его подъема и перемещения. Стропы подразделяются на три основных вида: текстильные, канатные и цепные. В нашей стране традиционно большая часть работ, связанных с подъемом и перемещение грузов, производится при помощи стропов канатных. И хотя канатные стропы не обладают гибкостью стропов текстильных и грузоподъемными возможностями стропов цепных, они, тем не менее, отлично подходят и для погрузочно-разгрузочных и для ремонтных и для строительных работ. Кроме того, можно отметить неплохую работоспособность канатных стропов в условиях низких и высоких температур. Канатные стропы весьма устойчивы к динамическим нагрузкам, их достаточно просто изготовить. При всем при этом, стропы канатные являются также и самым дешевым видом стропов на отечественном рынке, что, конечно же, отражается на их популярности. Приятной особенностью канатного стропа является низкая аварийность при работе с ним. Происходит это вследствие того, что разрыв каната не может произойти мгновенно. Если строп регулярно осматривается и персонал следит за его состоянием, то вероятность аварии исключена. Конечно же, стропы не прошедшие осмотр к работе допускать запрещается. Вследствие вышеупомянутой особенности, канатные стропы часто находят применение в работе, связанной с подъемом и транспортировкой ответственных грузов. Легко обнаруживаемые дефекты канатного стропа позволяют применять его и в помещениях со скоплениями персонала и оборудования. Низкая цена на канатный строп в частности обусловлена тем, что все комплектующие, из которых он изготовляется, производятся на территории РФ, что отличает их от текстильных и цепных стропов, комплектующие к которым приходится ввозить из-за границы и это отражается на цене последних. У канатных стропов есть и существенный недостаток, связанный с тем, что стропальщик может поранить руки о проволоку в том случае если происходит разрыв внешних прядей каната. Текстильные и цепные стропы этим недостатком не обладают. Также не рекомендуется проводить обвязку стальным стропом грузов с острыми кромками и углами – это может привести к деформации каната и, следовательно, к порче всего стропа. Канатные стропы на территории РФ производят в соответствии с РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Согласно этим требованиям канатный строп должен обладать шестикратным запасом прочности. Канатные стропы запрещено применять для перемещения грузов, температура которых превышает 150С, а в случае изготовления стальных стропов из каната с мягким сердечником – 100С. Грузы более высокой температуры (до 400С) можно поднимать при помощи канатных стропов со стальным сердечником, учитывая при этом, что при этом грузоподъемность стропа понижается на 25%. Конструкционно, канатные стропы подразделяются на следующие типы: кольцевые, петлевые и ветвевые. Кольцевые канатные стропы (СКК, УСК2) изготавливаются в виде замкнутой петли. По РД их грузоподъемность не должна превышать 32т. Наиболее часто их применяют для непосредственной обвязки транспортируемого груза. Петлевые канатные стропы, как их называют УСК1 или стропы СКП изготавливают в виде ветви канатной с петлями на одном или обоих концах стропа. Согласно РД, их грузоподъемность также не может превышать 32т. Ветвевые стропы (1СК, 2СК, 3СК, 4СК), называемые также пауками, представляют собой конструкцию из канатных ветвей (от одной до четырех) снабженных крюками или другими захватами и соединенных вместе на грузовом звене типа Ов, Т или Рт. Для того чтобы строп работал дольше, внутренняя часть петель канатных ветвей снабжена коушами, которые предохраняют канат стропа от деформаций и истирания. Тем не менее, не стоит забывать, что канатные стропа предназначены для ограниченного срока эксплуатации. В зависимости от интенсивности использования он обычно составляет от трех месяцев до полугода. Для более длительного применения обычно используются цепные стропы – высококачественная цепь при своевременном ремонте и замене растянувшихся звеньев может прослужить почти неограниченно долго. А для канатного строк службы ограничен, также его состояние (как, впрочем, и любого другого стропа) фиксируют по результатам осмотра в журнале. Стальные стропы имеют еще одно отличие, связанное со способом заделки концов каната в процессе их изготовления. Длительное время заделка концов каната происходила методом ручного заплета. Это значительно увеличивало время изготовления стропа. Тем не менее, многие до сих пор оказывают предпочтение именно этому методу. В настоящее время с успехом применяется заделка концов каната методом опрессовки алюминиевой втулкой, когда пряди каната запрессовываются во втулку, образуя однородное в сечении тело. В тех случаях, когда используется метод ручного заплета, необходимо обматывать заплетенные пряди каната проволокой или просмоленной лентой, тем самым защищая руки стропальщика и поверхность груза. Это действие называется оклетневкой. Заплет с оклетневкой позволяет легко вытащить строп через техническое отверстие или из-под груза, что невозможно если строп опрессован втулкой. Каждый канатный строп в обязательном порядке должен быть снабжен паспортом, в котором указывается его тип, грузоподъемность, длина и дата выпуска. Кроме этого все грузовые стропы должны иметь маркировочную бирку, на которой указана его длина и грузоподъемность. При отсутствии этих двух атрибутов (паспорта и бирки), строп к работе не допускается. Стоит отметить, что изготовленные согласно РД 10-33-93 стропы не предназначены для подъема людей с помощью грузоподъемной или иной спецтехники. Их назначение только подъем и перемещение груза в точном соответствии с обозначенной на бирке грузоподъемностью.