Железнодорожные морские перевозки в формировании единого транспортного пространства

Железнодорожные морские перевозки в формировании единого транспортного пространства
Ежегодный объем товарооборота между Евросоюзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона оценивается в $600 млрд. Основным видом транспортировки грузов между Европой и Азией остаются морские перевозки. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме составляет не более 1, 5%. Перевозка по морю является наиболее дешевым и быстрым видом доставки грузов, однако достаточно долгая по времени. Так, средний срок доставки контейнера из Азии в Европу составляет 35-49 дней. Железной дорогой тот же контейнер можно перевезти в два раза быстрее — за 15-17 дней.
Условия нестабильной экономики вынуждают Европейские государства искать пути повышения эффективности транспортных схем. Одним из таких путей является поиск взаимодействия с транспортными системами других стран, а конкретно — активная интеграция железных дорог стран бывшего СССР («пространства 1520») и Евросоюза. Тенденция к образованию новых транспортных коридоров усиливается в связи со Скорым вступлением России, а в ближайшем будущем и Казахстана в ВТО.
Существенной проблемой является то что транспортная система Евразии оставляет желать лучшего: национальные железнодорожные сети многих государств были построены еще в прошлом веке и никогда не модернизировались под требования, предъявляемые к современной железнодорожной инфраструктуре. Между Европой и Азией существует более 30 маршрутов, однако зачастую они плохо связаны между собой или перекрывают друг друга. Так же отсутствует «эффект масштаба», а протяженность «узких мест» только в России составляет более 6 тыс. км и эта цифра постоянно растет. Всё это не позволяет создать конкурентоспособные условия для железнодорожной инфраструктуры в целом.
Решение проблемы
Большинство экспертов уверены в том, что ситуацию способно изменить только создание единого трансевразийского транспортного коридора. Плюс к этому создание единой системы управления парком грузовых вагонов позволит снять значительную нагрузку с морских путей и тогда к 2020 году доля железнодорожных перевозок в общем объеме товарооборота может вырасти до 7-8%, а к 2030 году — до 10%.
Несомненно, что такие глобальные инфраструктурные изменения потребуют огромных инвестиций. По прогнозам Института Экономики и Развития Транспорта (ИЭРТ) на развитие и обновление инфраструктуры ж/д транспорта до 2020 года России понадобится порядка 3. 4 трлн. рублей.
Привлечение средств, в данном случае, потребует использование дополнительных механизмов, одними которых вполне возможно будет ввод инвестиционной составляющей в тариф. Это означает что платить за изношенную инфраструктуру будут все участники процесса перевозки груза. Другими механизмами поиска денег является привлечение инвестиций от государства, поиск различных вариантов сотрудничества с частными компаниям, готовыми вкладывать деньги в отрасль. В настоящее время остается ждать, какой путь изберет наша естественная монополия, после чего уже можно будет сделать дальнейшие прогнозы по развитию железнодорожных коммуникаций.