Беларусь: Что тормозит развитие логистики?

Что тормозит развитие логистики в Беларуси?

Очередной семинар, в рамках образовательного проекта
«Бизнес в стиле FLEX», прошел в Минске и собрал около двух сотен представителей
белорусского бизнеса. Секретами создания эфективной логистики с ними поделились
топ-менеджеры крупных компаний — ООО «Смартон», ООО «Триовист»
(онлайн-гипермаркет 21vek.by), СООО «Белвест», ООО «Мегатоп». Представленные
кейсы были проанализированы с директором по развитию группы компаний Logists.by, который дал свою оценку развитию логистики
в Беларуси:

— В своей речи вы заявили о том, что сильных логистических центров в Беларуси
сегодня нет, а тем, что есть, отдавать логистику на аутсорсинг компаниям
рискованно — в силу низкой рентабельности логистические центры не могут
позволить себе содержать высококвалифицированных специалистов…

— Проблемы нехватки логистических центров в Беларуси нет просто потому, что в
них нет большой необходимости. Это бизнес появился у нас относительно поздно и
сегодня развивается довольно вяло. Дело в том, что норма его рентабельности
очень низкая, а макроэкономические риски в стране заставляют работать с более
высокой рентабельностью. Мы посчитали, что на рынок в принципе нет смысла
сегодня выходить, если норма рентабельности составляет менее 35%. А получить в
складском логистическом бизнесе рентабельность более 16% крайне сложно. Умный
сильный игрок, у которого есть деньги, просто не будет инвестировать в этот
бизнес.

Однако некоторые крупные FMCG дистрибуторы пошли по пути отделения от своего
операционного бизнеса складской составляющей, превратив ее логистические центры
(ТУТ и ТАМ Логистик, Кэпитал логистик, FSK), и эти компании составляют
отдельный сегмент, который в свою очередь является исключением из сказанного —
с ними можно работать.

— В Беларуси строится большое количество крупных логистических объектов, в
связи с чем многие предрекали возникновение серьезного дефицита складских
помещений…

— Я бы сказал, что сегодня наблюдается относительный их переизбыток, они стоят
полупустые и ждут клиентов, а клиенты к ним не идут, потому что многие из них
уже создали собственную логистическую инфраструктуру и, что самое главное,
развитие отрасли сильно тормозит “принцип резидентства”, специалисты знают, о
чем идет речь.

— Многие представители бизнеса, в том числе и на сегодняшнем семинаре,
говорили о нехватке квалифицированных кадров в сфере логистики…

— На самом деле просто никто не хочет сказать правду. В Беларуси много
предприятий находится в государственной форме собственности, а самый
неэффективный владелец бизнеса — это государство. Из-за того, что две трети
бизнеса находится в собственности государства, портится внешний облик всей
отрасли. Хотя хороших специалистов в Беларуси уже достаточно. Много классных
примеров частных компаний, где прекрасно выстроена логистика.

— Какую главную проблему развития логистики в Беларуси вы бы назвали?

— В принципе, она одна, но глобальная. Львиная доля бизнеса, если это можно
назвать бизнесом, сосредоточена в руках государства, а оно не способно
генерировать сильные компетентные кадры, создавать конкурентные условия на
рынке, оно не нуждается в каких-то новых технологиях. Что касается частных
компаний (а мы погружаемся в бизнес многих из них), то у многих логистика
находится на достаточно высоком уровне и порой не уступает логистике компаний,
которые находятся в Восточной и Западной Европе.

Поэтому говоря о развитии логистики в стране, я бы делил компании не по
продуктам, а по форме собственности. В частных компаниях, особенно работающих в
высококонкурентных сегментах, логистика выстраивается. В госкомпаниях ее в
принципе нет.

— Ваша компания, в частности, занимается аудитом логистических отделений в
компаниях. Исходя из своего опыта, назовите самые распространенные заблуждения
руководителей компаний относительно «правильной» логистики.

— Главным заблуждением я бы назвал то, что многие воспринимают логистику как
науку исключительно о снижении затрат. И здесь есть более эффективный способ
снизить затраты, чем логистика — это просто закрыть бизнес. Тогда затраты будут
равны нулю, но будет ли прибыль? На практике лучше работает принцип «чем больше
тратишь, тем больше зарабатываешь». В логистике в первую очередь важно не
снизить затраты, а сделать так, чтобы на момент возникновения спроса товар был
доступен клиенту. Клиент с вероятностью 80% купит те сапоги, которые ему
нравятся, плюс которые есть в наличии в магазине. При этом он точно не купит
сапоги, которые ему нравятся, но которых нет в наличии в нужном размере. И в
первом случае он готов заплатить на 2 доллара больше за наличие. То есть более
дорогой товар который есть в наличии купят с определенной вероятностью, а вот
более дешевый, но не доступный не будет продан по определению.

Похожие записи