Чтобы склад работал правильно

Что нужно знать, чтобы комната со стеллажами превратилась в работающий склад?
Об этом рассказывается в статье, написанной по результатам интервью с Дмитрием
Дяченко, директором по маркетингу компании НТК форклифт, и Валерием Пирожковым,
начальником отдела складской логистики НТК форклифт.

Алло, у вас есть ричтрак?

Примерно с такого вопроса начинается разговор клиента с менеджером. Но любой
склад – это масса нюансов. Поэтому хороший менеджер выясняет о складе клиента
все. Вот вариант продолжения телефонной беседы.
— Ричтраки есть. Расскажите, пожалуйста, о вашем складе и об условиях работы
на нем.
— Ричтрак должен работать по нескольку часов в день, обрабатывать в час по
10-15 паллет массой одну тонну и поднимать их на высоту до 5 м.
— А какова ширина прохода между стеллажами?
— 2 метра 35 сантиметров.
— Для обычного ричтрака это мало. Я предлагаю вам штабелер с кабиной для
оператора. По своим характеристикам он подходит для ваших условий работы и
стоит дешевле на 25%. А на разницу в стоимости вы можете приобрести
электротележку — транспортировщик паллет. Она ускорит разгрузку фур и
перемещение груза по складу.
Типичная ситуация. То, что изначально хотел клиент, ему не подошло. В том
числе из-за узкого межстеллажного прохода. Менеджер подсказал отличный выход из
проблемной ситуации. 10-20 см ширины межстеллажного прохода может показаться
для клиента мелочью, но таких мелочей на любом участке склада хватает. А теперь
подробнее об участках.

Погрузка-разгрузка, транспортировка
Возможные варианты разгрузки прибывающего на склад транспорта можно разделить
на две группы: разгрузка с земли и разгрузка с заездом в кузов – если есть
пандус или, как на всех современных складах класса А, разгрузочный док.

Погрузка/разгрузка с уровня земли
• Если грунт неровный, есть порожки, дистанция транспортировки значительная,
то лучше применять вилочный погрузчик с противовесом.
• Если поверхность зоны разгрузки ровная и гладкая, то вполне можно обойтись
напольной складской электроприводной техникой – штабелерами и ричтраками
(штабелеры с выдвижной кареткой мачты).
Преимущества такого метода – паллеты сразу доставляются на стеллажи, без
промежуточных операций. Важно учесть вот что: для опорных консолей штабелера
под кузовом автомобиля должно быть достаточно места. Ричтраку, как и вилочному
погрузчику с противовесом, такой простор не нужен – каретка мачты выдвигается
вперед до линии передних колес. А вот недостаток такого способа разгрузки:
кто-то должен двигать паллеты к краю кузова, где их можно взять на вилы.

Погрузка/разгрузка с заездом в кузов

Самый быстрый способ. Именно так работают все склады с интенсивным
товарооборотом (в том числе склады классов А и В). Тяжелый ручной труд
отсутствует, производительность не зависит от физических сил работников.
• Паллеты стоят на полу кузова в один ряд.
С ними справится электрическая тележка. Выбор модели зависит от дистанции
транспортировки груза на складе и средней продолжительности работ. Для малых и
средних дистанций подойдут компактные транспортировщики паллет (НТК форклифт
рекомендует Atlet PLL — это самая компактная сопровождаемая электротележка — ее
ширина всего 660 мм, а грузоподъемность — до 2 т!)

С увеличением дистанций и интенсивности перевозок требуется уже другая техника
– это транспортировщики с откидной платформой или, для особо интенсивных работ
на больших складских комплексах — транспортировщики с креслом для оператора. Их
эргономика и характеристики позволяют оператору работать с высокой
производительностью полный рабочий день.
• Паллеты стоят в кузове в два ряда. Чтобы штабелировать груз внутри кузова,
нужны штабелеры. Высота кузова ограничена, так что подойдут только компактные
сопровождаемые варианты со свободным подъемом вил, то есть вилы двигаются
вверх-вниз без подъема секции мачты.
Интересная версия штабелеров – с возможностью подъема опорных консолей. Они
могут перевозить две паллеты одновременно (на вилах и на опорах) и работать
сразу на двух ярусах. А это сокращает время разгрузки почти в 2 раза! Однако и
у этого эффективного метода есть недостаток: для постановки паллет на стеллаж
могут потребоваться дополнительные перегрузочные операции.

А теперь о важных мелочах. Высота разгрузочного дока и высота днища грузовика,
как правило, не совпадают. Поэтому автоматическая выравнивающая платформа,
соединяющая кузов автомобиля и край разгрузочного дока, располагается под
наклоном. И угол этого наклона не должен превышать 70. Иначе из-за низкого
дорожного просвета можно застрять на краях платформы. Еще один шанс «сесть на
мель» — если длина вил превышает 1150 мм.

Штабелирование

Для установки и снятия паллет со стеллажей используется два вида машин –
штабелеры и ричтраки. Штабелеры бывают сопровождаемые, самоходные с откидной
площадкой, с кабиной. Ричтраки всегда оснащены кабиной с креслом, отличаются от
штабелеров выдвигающейся кареткой мачты, большей высотой подъема и более
высокой производительностью. Выпускаются в различных исполнениях. Если еще
учитывать варианты мачт, то можно получить десятки, если не сотни модификаций
складской техники одинаковой грузоподъемности. Как правильно определиться, что
же именно нужно?

Есть 4 важных параметра, с которых менеджеры НТК форклифт начинают подбор
необходимой техники. Вот они:
1. Высота подъема груза 6 м (это решающий показатель).
2. Производительность одной машины 15-20 паллет в час.
3. Дистанция одной транспортировки 50-70 м.
4. Время работы 5-7 часов.

Если клиент говорит, что на его складе хотя бы один из этих важных показателей
превышает указанное значение, ему необходим ричтрак. Если не превышает, можно
рассматривать в качестве варианта штабелер.

Высота подъема меньше 6 м – подойдет штабелер
• Стеллажи в 4 яруса, высота не более 5 м, дистанция транспортировок не более
20 м. В этих условиях рекомендуются самые недорогие штабелеры — сопровождаемые
поводковые.
• Стеллажи в 5 ярусов, высота не более 6 м, дистанция транспортировок до 60 м
– необходим штабелер с кабиной.

Они обладают целым рядом достоинств по сравнению с другими видами. Дело вот в
чем. На штабелере с кабиной оператор находится внутри габаритов корпуса, и он
защищен со всех сторон. Во время поворотов ему нет нужды отступать в стороны и
маневрировать, как это бывает при работе с сопровождаемыми поводковыми
штабелерами. Это объясняет более высокую производительность штабелеров с
кабиной. Кроме того, минимально допустимое Ast для этих супер-штабелеров (Ast –
это ширина между крайними точками груза в проходе) меньше, чем у
сопровождаемых. В итоге экономится до 15% складской площади. Еще важное
преимущество штабелера с кабиной – цена. В среднем он на 25-30% дешевле
ричтрака, но в ряде случаев способен его заменить.

Кстати, чтобы штабелер мог свободно подъехать и взять груз на верхних ярусах
стеллажа, нижний ряд
паллет должен укладываться на балки на расстоянии примерно 20 см от пола. Это
пространство необходимо для опор штабелера.

Высота подъема свыше 6 м – только ричтрак

Ни один другой вид складской техники не обеспечит такой производительности (до
30 паллет в час), как ричтраки. Их основная сфера применения – крупные склады с
большим грузопотоком. Есть и варианты, когда ричтраки рекомендуются на складах
с невысокой интенсивностью обработки груза. Один из них – если на складе
установлены высокие стеллажи (повышение вместимости при небольшой площади).
Другой вариант – нестандартный склад (крупногабаритные грузы или малая ширина
проходов между стеллажами). Для этого НТК форклифт поставляет следующие
нестандартные виды ричтраков «на все случаи складской жизни»:
• Высота подъема свыше 11 м
• Двигающиеся в 4-х направлениях (для обработки и складирования на высоту до
9 м длинномеров, мебели, окон).
• С трехсторонней обработкой груза (для узких проходов шириной от 1,6 м).
• С зауженной базой и кабиной (для набивных стеллажей)
• С телескопическими вилами.

Телескопические вилы дают выигрыш в полезной площади склада – можно ставить
спаренные ряды стеллажей (с каждой стороны стеллажа по 2 паллеты вместо 1).

«Европейский или китайский?»
Стоимость складской техники, произведенной в Китае, в среднем на 1/3 ниже
европейской (речь идет об известных китайских производителях, гарантирующих
надежную работу своей техники). Естественно, появляется соблазн сэкономить. В
каких случаях это можно сделать, а в каких – нельзя?

Современная китайская погрузочная техника – это, по сути, аналоги европейских
моделей 10-20-летней давности. Если ваш склад обслуживает небольшое
производство или магазин, парк техники – всего несколько единиц, и работает она
только по мере необходимости, то вполне можно обойтись электрическими
тележками, штабелерами и ричтраками от известных китайских брендов – HC и
Xilin. Эти машины – идеальные кандидаты на роль «первого в жизни погрузчика»,
когда вы только-только начинаете работать со складом, набираетесь опыта и еще
пока ограничены в финансах.

На современных крупных складах или логистических комплексах с напряженным
ритмом работы может использоваться только современная европейская складская
техника уровня Atlet. Если же у компании склад небольшой, но его посещают
клиенты и он работает на имидж, то также рекомендуется приобретать европейскую
технику.

www.sitmag.ru

Продолжение

Похожие записи