В современном бизнес-словаре мы можем найти следующее определение
кросс-докинга — (англ. Cross-docking) — cross — «идущий напрямую» и dock —
«док» (причал, стыковка, соединение): система товародвижения внутри склада,
когда приемка и отправка товара осуществляется напрямую внутри склада без его
размещения в зоне хранения.

Согласитесь, ничего инновационного в данном процессе нет. Это адаптированная
под складские операции производственная система Just-in-Time, когда снижаются
затраты на хранение путем осуществления операции без пауз и остановок в
процессе товародвижения. Также сквозное складирование можно сравнить с работой
консолидированного склада, только в ускоренном режиме. При этом ни в коем
случае не хотелось бы уменьшать достоинства системы консолидирующих складов.
Они просто необходимы при мультиноменклатурных поставках.

Рассматривать систему сквозного складирования с экономической точки зрения
было бы очень скучно. Выгода от такого рода деятельности очевидна — снижение
стоимости складских услуг за счет отказа от хранения и дублирования ряда
погрузо-разгрузочных работ. Кроме того, сквозное складирование ускоряет
доставку к пунктам продажи, поскольку товары направляют к месту назначения
сразу же после их получения. Система сквозного складирования, или кроссдокинг,
теоретически достаточно старая концепция управлением товарных запасов. Хотя
название «кросс-докинг» приобрело широкое применение относительно недавно.

Кросс-докинг как транспортная составляющая

С целью изучения интегрированного международного предприятия в области
логистики мне бы хотелось сначала рассмотреть кросс-докинг с точки зрения
транспортной составляющей, а потом углубиться в процесс организации складских
операций.

Впервые данную схему работы на практике увидел около года назад, еще не имея
теоретического обоснования эффективности этого процесса. При организации
доставки продукции для крупных торговых и производственных компаний мы
столкнулись с дефицитом транспорта.

«Дефицит можно снизить, привлекая новых поставщиков транспортных услуг», —
скажете вы. Но такой возможности даже при увеличении вознаграждения за доставку
не было, т. к. оставляемый товар являлся однородным и потоковым, и
транспортно-экспедиторские расходы закладывались в себестоимость на стадии
годового планирования.

Почему же такая ситуация в принципе возникла?

* Ошибки в планировании? Думаю, что нет, наоборот, система планирования на
многих крупных предприятиях опережает другие виды деятельности.
* Некорректное изучение транспортного потенциала по запрашиваемым
направлениям? Возможно, но не стоит забывать о развитой конкурентной среде на
рынке грузоперевозок.
* Нежелание использовать альтернативные виды транспорта? Тоже нет, товар
доставлялся автомобильным транспортом для обеспечения оперативности системы
дистрибуции и продаж, а не мультимодальным, что повлекло бы за собой увеличения
сроков доставки.

Главной причиной этого считаю неразвитость контейнерных терминалов в наших
портах.

Решение проблемы дефицита транспорта было найдено после проведения анализа
рынка грузоперевозок внутри Европы. Оказалось, что огромное число свободного
транспорта оперирует именно в Евросоюзе и не занимается доставкой грузов в
Россию. Этот феномен вполне понятен тому, кто хоть раз проходил границу РФ или
других стран СНГ. Необходимость вступления в международную ассоциацию,
получение различных разрешений на перевозку, проблемы на границах, обширный
рынок внутриевропейских перевозок, «особенности» работы таможенных и
пограничных служб в РФ. Вот только несколько причин, почему огромное количество
транспортных компаний не стремятся работать в направлении России.

Далее все было организовано очень просто. На последней границе Евросоюза был
арендован таможенный склад, куда свозился весь товар, и параллельно с этим
привлекались транспортные компании, которые забирали данный груз со склада и
доставляли в Россию. После ряда пробных доставок и устранения неточностей в
оформлении документов, а также принятия данной схемы таможенными службами стран
СНГ и России проблема дефицита транспорта была решена. Но самым удивительным
было то, что после расчета стоимости такой «сложной» доставки через таможенный
склад мы обнаружили прирост прибыли более 15% по сравнению с прямой отправкой.

Для совершенствования данной схемы было принято решение минимизировать время
пребывания груза на складе. Оперативная система планирования транспортных
потоков позволила добиться идеального результата. А именно: груз, прибывавший
на склад, уже ожидала вторая машина, которая забирала товар без выгрузки его на
склад. Учитывая оперативность оформления документов и решения таможенных
формальностей, а также скорость погрузоразгрузочных работ, удалось избежать
штрафов за простои транспортных средств.

Оперативная доставка + рост прибыли

Таким образом, от проблемы дефицита транспорта мы пришли к схеме оперативной
доставки с увеличением прибыли. Стоит отметить, что реальное время доставки
увеличивается, т. к. перегрузка и оформление документов требуют определенного
времени. Но если учесть время на организацию перевозки, то внутриевропейский
транспорт гораздо оперативнее, чем тот, что ориентируется на прямые рейсы в
Россию. Это объясняется меньшими расстояниями и элементарным количественным
преимуществом подвижного состава.

Вот так компания, не стремящаяся к снижению складских расходов, приобрела
сильное конкурентное преимущество за счет введения кросс-докинга. Но не стоит
думать, что сквозное складирование — это простая перегрузка товара из одного
транспортного средства в другое. Ситуация резко меняется, если мы говорим о
внутригородской дистрибуции. Прибытие крупной партии товара разного
ассортимента на консолидируемый склад, где используется кроссдокинг, требует
грамотной работы мастеров погрузо-разгрузочного участка, а также своевременной
подачи нескольких более мелких единиц транспорта.

Важные пункты: товар и поставщик

Внимание, как оказалось, нужно обращать не только на процесс организации
товародвижения, но и на сам товар. Во-первых, если мы говорим о международном
кросс-докинге, т.е. доставке продукции из Европы в Россию, то сразу необходимо
учитывать ограничения, наложенные на способ транспортировки определенных
товаров. Например, нельзя перегрузить большинство пищевых продуктов, т.к. они
должны пересекать границу на том транспортном средстве, в которое были
загружены отправителем. Данные о транспортном средстве указываются в
ветеринарном сертификате на продукцию. Из этого следует, что не все товары
можно обрабатывать в системе сквозного складирования. Лучше всего подходят те,
которые характеризуются:

* высоким уровнем прогнозируемости;
* максимальным спросом;
* большими объемами транспортировки.

Эти факторы должны быть определены для каждого товара путем анализа
информации предыдущих периодов. Если отойти от особенностей процесса
транспортировки при кросс-докинге и посмотреть с точки зрения коммерческой
деятельности, то немаловажным фактором является выбор поставщика продукции. Для
организации кросс-докинга выбирайте таких поставщиков, которые каждый раз
доставляют необходимое количество требующейся продукции в нужное время. Лучшие
поставщики те, которые способны:

* подготавливать продукцию для эффективной обработки на следующем участке в
логистической цепочке;
* каждый раз выполнять требования заказчика в отношении ярлыков, этикеток,
упаковки и качества продукции;
* эффективно и быстро предоставлять информацию своим клиентам.

Что нужно для кросс-докинга?

При разработке программы сквозного складирования важно в первую очередь
оценить имеющиеся возможности вашего предприятия. Необходимые изменения зависят
от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно, чем
меньше товаров обрабатывается в системе сквозного складирования, тем меньше
требуется обновлений. Вид обработки груза также в значительной степени влияет
на ваш проект. Простую транспортировку укомплектованных поддонов от участка
приемки до участка отгрузки внедрить легче, чем, например, разработать систему
сквозного складирования коробок, для которой могут потребоваться сложные
конвейерные сортировочные системы.

Разберем все необходимые при создании проекта кросс-докинга элементы.

* Планировка участка эстакады и его пропускная способность. Поскольку при
сквозном складировании работа большей частью ведется вблизи приемной и
отгрузочной эстакад, необходимо предусмотреть достаточное количество ворот и
погрузочно-разгрузочной техники, а также обеспечить быструю и свободную
транспортировку товара по всему центру дистрибуции.
* Организация работы на площадке. Чтобы на складе соблюдался интенсивный
график выгрузки-отгрузки, который неизбежен при сквозном складировании,
диспетчер на стояночной площадке должен постоянно следить, чтобы
автомобили/вагоны/контейнеры направлялись к нужным воротам в нужное время, а
также координировать движение приезжающих и отправляющихся автомобилей во
избежание задержек.
* Оборудование для переработки грузов. Кросс-докинг требует перемещения
больших объемов продукции за короткое время. Использование конвейеров,
устанавливаемых в полу прицепов, в сочетании с погрузочно-разгрузочными
конвейерами самого склада может значительно ускорить транспортировку поддонов и
увеличить пропускную способность участка. К сожалению, в современных условиях
следует сказать о простой необходимости иметь достаточное количество паллетных
погрузчиков на складе. В некоторых случаях при погрузке и разгрузке коробок
могут помочь электрифицированные выдвижные конвейеры. Ускоряют обработку и
конвейерные сортировочные системы, автоматически направляющие коробки от
приемки до отгрузки или, если необходимо, к станциям для печати и наклеивания
новых этикеток.
* Квалифицированный персонал и современная интегрированная информационная
система. Хотя без этого в принципе трудно представить работу современного
склада.

И в заключение…

Можно смело сказать, что система сквозного складирования — это прогрессивный,
эффективный и логически правильный способ организовать процесс товародвижения.
Но не стоит забывать обо всех вышеуказанных факторах, которые необходимо
учитывать при построении данной системы. В противном случае, кросс-докинг может
повлечь нарушения условий и сроков транспортировки, скопление большого
количества «срочного» товара у вас на складе, убытки и невыполнение
обязательств перед клиентами. Основным советом при внедрении является
постепенный перевод товарных потоков на систему сквозного складирования.

Автор: Андрей Логинов, исполнительный директор ООО «Полар экспресс»