Логистическая экспертиза договора поставки. Часть II

В развитии дистрибьюторского рынка наблюдаетя тенденция повышения уровня
логистических услуг, сокращения логистических издержек, сроков поставок и т.д.

Немаловажную роль в лостижении конкурентных преимуществ играет и грамотное
составление договора поставки с обязательной экспертизой логистической службы
компаний. Такой договор является основой взаимоотношний партнеров.

Страховать ли груз?

Как правило, страхование осуществляет по своей инициативе а сторона, которая
согласно условиям договора в процессе перевозки несет риск порчи, утраты и
случайной гибели товара. Хотя стороны могут предусмотреть страхование в пользу
и/или за счет контрагента. Зачастую перевозчики предлагают страхование груза от
дополнительных рисков (или с дополнительной ответственностью) наряду с услугой
транспортировки. Однако такое страхование может иметь ряд минусов:
1) как правило, страховой тариф в таком случае выше, чем при заключении
прямого контракта между страховой компанией и грузовладельцем, будь то
поставщик или покупатель;
2) невозможно отследить соблюдение всех условий страхования (своевременное
внесение платежа за страховку, выполнение требований, предъявляемых страховой
компанией к перевозчику, грузоотправителю и грузополучателю), оперативно
проверить репутацию страховщика.
Если ваш грузопоток достаточно большой, и вы принимаете решение о постоянном
страховании товаров в процессе транспортировки, все таки имеет смысл самим
выбрать страховую компанию, получив при этом ряд преимуществ. В частности,
можно договориться:
— о низком тарифе для постоянного клиента;
— о снижении тарифа, если за определенный период у вас не возникали страховые
случаи.
Не забудьте при этом в договоре поставки отразить обязанности вашего
контрагента, которые правилами страхования возлагаются на
грузоотправителей/получателей.

Вид транспорта: как выбрать?

Независимо от того, какая сторона по договору осуществляет перевозку, до
заключения контракта или в процессе выполнения очередного заказа необходимо
детально, четко и подробно сформулировать требования к транспортным средствам
со стороны как поставщика, так и покупателя. Сюда входят не только требования
законодательства для данного вида грузов, но и технические требования сторон,
особенно связанные с погрузочно-разгрузочными работами на складах контрагентов.
Таким образом, договор поставки может предусматривать следующие требования к
транспортным средствам:
1) соблюдение определенного температурного режима в процессе транспортировки
груза;
2) погрузочная высота (когда погрузка осуществляется с рампы);
3) наличие определенного количества крепежных ремней;
4) возможность верхней, боковой погрузки;
5) запрет на перевозку одновременно с вашим товаром других грузов
определенных типов;
6) наличие санитарного паспорта на транспортное средство и др.
Расходы по поставке: на чьи плечи?
Законодательством предусмотрено, что распределение расходов по доставке
происходит в соответствии с договором. Еще на стадии переговоров важно
уточнить, входят ли расходы по доставке в цену товара, а также выяснить
возможности поставщика по доставке товаров.
Варианты распределения расходов могут быть следующими:
1) все оплачивает покупатель (например, при самовывозе);
2) все оплачивает поставщик;
3) расходы несут обе стороны на разных этапах транспортировки.

Обратите внимание не только на то, кто несет расходы по доставке (включая
расходы на погрузочноразгрузочные работы, страхование, хранение груза на
транспортных терминалах), но и на порядок их оплаты транспортным и иным
компаниям.
Закон не запрещает предусматривать в договоре компенсацию транспортных
расходов контрагенту. Например, покупатель может сам оплатить транспортные
расходы, а потом перепредъявить их поставщику или наоборот. Формулировка может
быть такой: «Поставщик возмещает Покупателю понесенные им по договору с
Перевозчиком транспортные расходы в соответствии с отчетом Покупателя об
осуществлении доставки партии товара со склада Поставщика, а также со
счетом-фактурой на возмещение транспортных услуг, с предоставлением копий
счетов-фактур, выставленных Покупателю Перевозчиком, подтверждающих расходы
Покупателя, но не более чем ХХ % от стоимости заказа или ХХ рублей за доставку
1 места». Оговорка о максимальном размере компенсации транспортных расходов
позволит избежать завышенных, экономически необоснованных транспортных тарифов.

Маркировке и упаковке – свой пункт в контракте

Общие положения о таре и упаковке товара содержатся в статье 481 ГК РФ. Как
правило, в договоре дается ссылка на технические условия или ГОСТы,
предусмотренные для конкретного вида грузов, или указывается, что «в
обязанности Поставщика входит поставка товара в таре и упаковке, которые
полностью обеспечивают сохранность товара в процессе транспортировки».
Договор может предусматривать условия возврата многооборотной тары после
получения товара покупателем. Например, «Покупатель обязан возвратить
Поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил
товар, в срок ХХ дней после получения товара». Но, как правило, это практикуют
контрагенты в рамках одного города. Относительно иных контрагентов обычно в
контракте делается оговорка, что «тара не подлежит возврату Поставщику
(продается вместе с товаром)».
В договоре можно также предусмотреть:
1) залоговую стоимость оборотной тары, которая возвращается покупателю после
получения паллет и другой упаковки в надлежащем (исправном) состоянии;
2) обязательную паллетизацию груза;
3) маркировку для конкретного грузополучателя (покупателя или третьего лица).
Если вы используете наемный транспорт, то не исключено (особенно при сборных
поставках), что перевозчик примет дополнительные меры по доупаковке вашего
товара перед погрузкой в транспортное средство (дабы не рисковать с
последующими претензиями по потере товарного вида груза): дополнительная
обрешетка, пакетирование, паллетизация или иное укрепление тары.
Поэтому при заключении договора поставки важно понимать не только то, как
упакован товар, но и как это соотносится с требованиями законодательства к
такому роду грузов и требованиями, указанными в договоре с транспортной
компанией в разделе «требования к транспортной таре».

Даже брак и порчу надо предусмотреть

И все же в процессе транспортировки порча товара не исключена. Поставщик
может изначально отгрузить вам бракованный товар (при целостности транспортной
тары). Последствия такой поставки предусмотрены ст. 518 ГК РФ.
В таких случаях в договоре можно прописать, что бракованный товар не
возвращается (если вина перевозчика не покупателя, а поставщика), так как
зачастую контрагенты удалены друг от друга и транспортные расходы на возврат
брака слишком высоки, а поставщик уменьшает сумму дебиторской задолженности.
Или можно предусмотреть минимальный объем брака, который не подлежит
возвращению.
Также важно предусмотреть условия возврата не только брака, но и
качественного товара, который покупатель не заказывал (по ассортименту или
количеству) и оговорить условия хранения такого товара на складе покупателя.

Прием товара: без сучка без задоринки

Гражданское законодательство ограничивается только общими указаниями:
«принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок,
определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями
делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить
количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными
правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных
несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить
поставщика» (п. 2 ст. 513 ГК РФ).
Наиболее часто используемые общие правила приемки товаров изложены в
следующих документах:
1) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по количеству № П6 от 15.06.1965 г.
(в ред. Постановлений Госарбитража СССР № 81 от 29.12.1973 г., № 98 от
14.11.1974 г.);
2) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления по качеству № П7 от 25.04.1966 г. (в
ред. Постановлений Госарбитража СССР № 81 от 29.12.1973 г., № 98 от 14.11.1974
г.).
Следует помнить, что эти инструкции утратили обязательную силу, и если вы
хотите использовать порядок приемки груза, указанный в инструкциях, то в
договоре обязательна ссылка на них (п. 14 постановления Пленума № 18 Высшего
Арбитражного суда РФ от 22.10.1997 г. «О некоторых вопросах, связанных с
применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки»). Кроме
этого, если вы согласовали некоторые иные условия приема товара (иные сроки
приема продукции, возможность приема груза без представителя получателя, иной
порядок вызова представителя поставщика), идущие вразрез с этими инструкциями,
все эти условия надо четко прописать в договоре. Пример: «При приемке товаров
по количеству и качеству стороны руководствуются Инструкцией о порядке приемки
продукции производственно-технического назначения и товаров народного
потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража при Совете
Министров СССР № П6 от 15.06.1965 г.) и Инструкцией по качеству (утв.
Постановлением Госарбитража П7 от 25.04.1966 г.) в части, не противоречащей
настоящему Договору».
Вы можете предусмотреть особый порядок, только для конкретного контрагента
или для всех контрагентов, если форма отгрузки для всех одинакова (например,
только самовывоз).
Безусловно, специфика процедуры приемки товара зависит как от особенностей
самого товара, так и от выбранной схемы доставки. Но в любом случае не нужно
забывать при согласовании порядка приема товаров:
1) четко предусматривать параметры груза, которые покупатель должен будет
проверить при передаче товара: транспортное средство – склад покупателя или
склад поставщика – транспортное средство, а какие он может проверить в течение
определенного срока после факта передачи. Пример: «Внутритарная приемка товара
по качеству и количеству осуществляется в 3дневный срок с момента фактической
приемки
(по количеству грузовых мест) товара Покупателем»;
2) включать в контракт с транспортной компанией услугу приема груза к
перевозке с пересчетом количества мест и/или проверкой вложений, если в
договоре поставки указывается, что товар принимается сразу по местам
(количеству) или ассортименту представителем (водителем-экспедитором,
приемосдатчиком) транспортной компании.
Поставщик может уполномочить на участие и контролирование процесса приемки
груза в месте получения товара покупателем своего представителя или третье
лицо. В таких случаях требуйте оформления соответствующей доверенности или
подписания дополнительного соглашения, предусматривающего полномочия
представителя и детально регламентирующего порядок приемки груза с участием
представителей сторон.

Дополнительные условия: чем детальнее прописать, тем проще выполнить

Возможно, вам придется включить в договор условия, характерные для работы,
например, вашей службы доставки (минимальная партия заказа, максимальное
расстояние, на которое осуществляется доставка силами поставщика, дни недели
или время, в которое производится отгрузка/доставка/прием товара). Чем
детальней вы пропишете все эти условия, тем меньше будет дополнительных
вопросов,
трудностей, обстоятельств, из за которых стороны не смогут исполнить свои
обязательства.
Наиболее часто встречающиеся дополнительные условия, а также последствия их
включения в контракт приведены в таблице.

Наказывать ли нарушителя
Помимо обязательств, для каждой из сторон в договоре важно предусмотреть
санкции за их невыполнение или ненадлежащее выполнение. Эти санкции могут
относиться как к конкретному нарушению (например, несоблюдению срока поставки),
так и к совокупности или системности нарушений. Пример: «неоднократное
нарушение Покупателем условий и порядка предоставления бесплатной доставки дает
право Поставщику в одностороннем порядке отказаться от такой схемы доставки».
Безусловно, применение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств является правом, а не обязанностью сторон. Предусматривая систему
санкций в договоре, уже при его исполнении и в зависимости от отношений с
партнером вы будете решать — выставлять штрафы или нет.

Договор поставки и контракты с третьими лицами

Логисту при выработке условий в договоре поставки важно соотнести эти условия
в договорах с третьими лицами (договор перевозки, складских услуг, страхования
и др.). Возможно, понадобится изменение этих договоров в зависимости от условий
контракта с покупателем (поставщиком) или наоборот включение в договор поставки
дополнительных условий.
Важно также понимать, что ответственность контрагента по одному договору не
влечет автоматически его ответственности по другому договору, где он уже
стороной не является.
Например:
1) договором перевозки может быть предусмотрена определенная доля порчи груза
в процессе транспортировки, которую перевозчик не возмещает, так называемая
франшиза. Пример: «Возмещение за повреждение (порчу) груза производится только
в случае, когда размер повреждения (порчи) превышает 1% от общего объёма/веса
груза». Это значит, что вы часть этих рисков берете на себя (соответственно,
необходимо учитывать это при расчете цены товара), т.е.контрагенту по договору
вы должны будете поставить весь товар или оплатить весь товар (если договором
поставки или законодательством такой % порчи и пр. не предусмотрен);
2) в договоре поставщика с перевозчиком может быть предусмотрено, что
перевозчик после разгрузки вагонов в пункте назначения дает указания
грузополучателю об отсылке вагонов в следующее место дислокации и об оплате
расходов, связанных с отсылкой вагонов (с последующим возмещением этих расходов
клиенту). Соответственно, поставщику с покупателем тоже надо оговорить такие же
обязанности;
3) если самовывоз предусмотрен договором, то необходимо учитывать, за сколько
дней вы по договору с перевозчиком обязаны подать заявку на перевозку.
Соответственно срок подачи заявки не должен быть больше бесплатного срока
хранения товара или срока до возможного расформирования заказа поставщиком;
4) для оперативного формирования сборных отправок от разных грузоотправителей
в одно транспортное средство можно также обязать поставщика при приеме заказа
сделать подтверждение (оговорить форму такого подтверждения) о приеме заказа,
сообщив вам объем, вес брутто, количество грузовых мест, стоимость/сумму заказа;
5) условия перевозки, страхования, хранения обязательно должны быть
продублированы в (порчу) груза производится договоре на
транспортноэкспедиционное обслуживание или в заявке на конкретную перевозку.
Такое детальное прописывание обязанностей позволяет регламентировать работу
клиента и исполнителя по договору на транспортноэкспедиционное обслуживание.
Обратите внимание, что для договоров с третьими лицами вы — грузовладелец. То
есть независимо от того, кем вы являетесь по договору поставки, для
транспортных, страховых и иных компаний вы выполняете обязанности
грузоотправителя и грузополучателя. Соответственно, в договоре поставки должны
быть четко и детально прописаны все действия, обязанности грузовладельцев,
согласованные в договоре с третьими лицами, особенно те условия, за нарушения
или некачественное исполнение которых предусмотрены штрафные санкции.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или
договором, лицо, не исполнившее или
ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении
предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то
есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким
обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны
контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров,
отсутствие у должника необходимых денежных средств». Стороны могут
предусмотреть и освобождение от ответственности в определенных случаях, потому
что данная норма диспозитивна, т.е. применяется, если договором или
законодательством не предусмотрено иного.

Термины ИНКОТЕРМС и внутрироссийские контракты

Первоначально термины Инкотермс предназначались для применения к
внешнеэкономическим сделкам, а в настоящее время их использование получает все
более широкое распространение и в поставках по России.
Однако здесь следует:
— указать не только название термина и то, что он трактуется именно правилами
Инкотермс, а также редакцию Инкотермс, которую имеют в виду стороны. Пример:
«Поставка осуществляется на условиях ХХХ — СанктПетербург Инкотермс2000» или
«Товар вывозится Покупателем самовывозом со склада Поставщика — в терминах
«Инкотермс2000 г. — базис поставки — EXW»;
— прописать в вашем контракте все иные, устно согласованные условия поставки,
которые идут вразрез с обозначенным термином (иначе будут действовать правила
Инкотермс); при указании в договоре базиса поставки по Инкотермс помнить, что
Инкотермс не регламентирует ряд вопросов (например, нормы времени на разгрузку,
погрузку, последствия нарушения договора и основания освобождения от
ответственности, определение момента перехода права собственности и т.д.). Если
стороны не оговорят в контракте иных условий, в отношении этих вопросов будут
действовать нормы гражданского законодательства;
— иметь в виду, что при противоречиях базисных условий Инкотермс и остальных
условий договора приоритет в применении будет иметь договор.

Безусловно, включение в текст договора определенного термина Инкотермс
способствует четкой регламентации значительного объема прав и обязанностей
сторон, уточнения диспозитивных норм гражданского законодательства, позволяет
значительно сократить текст договора. Поэтому и практика указания терминов
Инкотермс в договорах поставки между российскими контрагентами получает все
более широкое применение.

Что будет, если логист окажется в стороне

Если логист не участвует в работе по формулировке условий контрактов, это
может привести к разным отрицательным последствиям (нулевые запасы, высокие
закупочные цены, несвоевременная доставка клиентам, соответственно потеря
репутации компании). Если же компания будет использовать согласование
контрактов по цепочке “менеджер (отдел поставок, отдел продаж) — юрист —
логистическая служба — иные сотрудники, чья виза требуется», то это позволит
регламентировать дальнейшие действия всех служб компании и тем самым еще больше
усилить конкурентные преимущества.
Кабальные условия следует тщательно обдумать
Бывает, что контрагенты (поставщики – производители главных торговых марок в
данном секторе рынка, а также клиенты – крупные сетевые магазины) стремятся
включать в договор почти кабальные условия, неудобные для исполнения или
влекущие дополнительные финансовые затраты для контрагента. Подписываться ли
под таким договором? Здесь уже стоит серьезно подумать не только с точки зрения
логистики, но и с точки зрения целесообразности (плюсов и минусов) такого
партнерства. Решение будет приниматься руководством компании, но для логиста
важно довести до руководства последствия принятия таких условий (закупка
дополнительного оборудования, изменение транспортных тарифов, дополнительные
расходы на хранение, переупаковку и т.д.).

Решите, что вам нужно

Рассмотренная в данной статье концепция проведения логистической экспертизы
дает общие направления анализа. Безусловно, в каждой компании много своих
нюансов, на которые еще дополнительно нужно обратить внимание.
В любом случае грамотное составление контракта позволит своевременно защитить
свои интересы, свести к минимуму риски возникновения споров, проблем в процессе
исполнения обязательств, повысить качество логистической составляющей контракта
за счет регламентирования условий поставки, а также анализа контрактов с
третьими лицами.
И помните, что для эффективного выполнения одного из основополагающих правил
логистики «Семь «Н» (нужный товар, в нужном количестве, нужного качества, по
нужной цене, в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами) прежде
всего надо определить стандарты «нужности» в договоре с вашим партнером.

Елена Петухова, менеджер по внешней и внутренней логистике